Причины возникновения трудностей в обучении детей дошкольного возраста




Трудности в обучении детей дошкольного возраста

Трудности в обучении — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Трудности в обучении – носит временный характер, его нужно компенсировать, специально обучая ребёнка.

Дети с трудностями в обучении не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка трудность в обучении может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с особенностями.

Наиболее ярким признаком исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку, может быть, сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире.

Если говорить об особенностях памяти у детей с трудностями, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем речевой.

Трудности в обучении нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом трудности в обучении не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Диагноз трудности в обучении появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Причины возникновения трудностей в обучении детей дошкольного возраста

 

В зависимости от различного понимания сущности проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, назывались и разные причины ее возникновения.

Я.А. Коменский определил среди трудностей при обучении детей трудности (внутренние), которые обусловлены индивидуальными особенностями ребенка, и трудности (внешние), обусловленные воздействием на ребенка окружающей среды. Известный педагог одним из первых обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка, являющиеся причиной затруднений в обучении.

В дальнейшем был выделен целый ряд причин возникновения затруднений при обучении детей: психофизические (А. Бине, М.А. Голозко, Е.М. Захарьян, Т. Симон и др.), биологические (П.П. Блонский, Т.А Власова, М.С. Певзнер и др.), социальные (Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд и др.), психологические (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Шевченко и др.), педагогические (Г.Ф. Кумарина, Л.С. Славина и др.).

Обобщение результатов психолого-педагогических и социальных исследований позволило причины возникновения трудностей при обучении разделить на две группы:

I. обусловленные нарушением познавательной деятельности ребенка;

II. являющиеся следствием индивидуальных особенностей ученика и неблагоприятных условий социальной среды.

 

Вторую группу причин следует рассматривать как факторы риска.

 

Причинами риска могут являться:

· недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;

· длительная психическая депривация;

· соматическая ослабленность ребенка;

· нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;

· нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.

 

Следствием факторов риска являются состояния риска. В зависимости от того, на каком уровне индивидуальной организации адаптационные нарушения проявляются наиболее явно, выделяются четыре основные группы детей, причисляемых к категории педагогического риска:

· дети социального риска;

· дети академического риска;

· дети риска по здоровью;

· дети с комплексными проблемами.

 

Указанные факторы риска не связаны с нарушением познавательной деятельности ребенка. Их следует рассматривать как факторы, способные при определенных условиях стать причинами школьных трудностей в будущем, но не являющиеся противопоказанием для обучения по общеобразовательным программам. Это обусловлено тем, что дети риска имеют соответствующие возрастным нормам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития (ЗПР), относящихся к специальному (коррекционному) контингенту учащихся.

Большое значение для успешного обучения детей группы риска имеет ранняя диагностика развития и уровня сформированности элементарных знаний и представлений, прогнозирование будущей неуспешности, ее предупреждение и профилактика.

Говоря о неуспевающих школьниках и причинах их неуспеваемости, многие авторы (П.П. Блонский, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Г.Г. Сабурова, Л.С. Славина, У.В. Ульенкова и др.) подчеркивали важность дошкольного детства для дальнейшего развития ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: