Этикет и имидж школьника
В учебном заведении
Актуальными остаются слова: в человеке всё должно быть прекрасно. Самое чудесное и самое естественное украшение каждого человека, требующего постоянного внимания – это его причёска и внешний вид. Проблема украшения внешнего вида человека, соответствующей духу времени, будет существовать всегда.
Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!
Что такое этикет?
Согласно Большому толковому словарю по культурологии Кононенко Б.И. этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.
Что такое имидж?
Согласно толковому словарю Вебстера имидж - искусственная имитация или подача внешней формы объекта. Имидж является мысленным представлением о человеке.
В литературе, посвященной проблеме имиджа, встречаются различные определения этого понятия. М. Поплавский пишет: "Имидж – это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж – это восприятие Вас другими людьми", а Л. Браун говорит, что имидж – это путь к успеху.
Цель создания имиджа - сформировать психологическое притяжение (аттракцию) у определенной группы людей для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта.
Имидж нужен для того, чтобы окружающие имели представление о тебе. Не зря говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Имидж школьника.
Экскурс в историю причесок.
История причесок уходит в глубокую древность. До сих пор точно не установлено, когда вместо копны волос появилась причёска. Проследим развитие детских причёсок в России с 19 века. Известно, что законодателями детской моды в то время, являлись дети царской фамилии, дети высшего сословия. В моде были прически в виде распущенных волос или заколотых сзади нескольких прядок. В праздники волосы завивались в воздушные локоны, украшались лентами, заколками, обручами или диадемой. Повседневная детская прическа для учебных занятий выглядела просто, но строго. Позволялись простые банты белого и черного цвета.
1950 – 80 годы. Наши бабушки, родители хорошо помнят, какой дресс-код был в школах в то время. Это строгая школьная форма и аккуратная причёска. Волосы у девочек обязательно были убраны в косы или коротко подстрижены. У мальчиков сохранялась короткая стрижка.
В начале 80-х годов на школьную причёску заметно влияет западная культура. Большинство девочек носят косы. Но многие предпочитают модные стрижки «Гарсон», «Сэссон» и «Боб».
К середине 80-х годов многие парни отращивали длинные волосы, подражая знаменитой рок группе «Битлз», известным музыкантам, артистам.
В 90-е годы девочки хотели быть похожими на «Барби» и её приятельниц. В школе особой популярностью пользовались пышные хвостики и распущенные волосы.
2000-е годы. Появляются детские кумиры кукол «Винкс». В школах встречаются учащиеся, кардинально меняющие цвет своих волос: от натуральных до ярких оттенков: розовых, красных, синих, что до настоящего времени продолжает приводить в ужас учителей, родителей. Вызывает любопытство и недоумение у некоторых ребят.
Школа – это место, где все подчинено уставу. Причёска в том числе. Бытует мнение, что для каждого дня нужна простая, скромная прическа, не требующая много времени. Но как же быть с индивидуальностью? Иногда так хочется выразить себя при помощи причёски.
Что такое школьная форма.
Экскурс в историю школьной формы.
Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему:
- школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
- форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
- единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Школьная форма впервые была введена около двухсот лет назад. За это время она неоднократно изменяла свой облик, отменялась и вновь воскрешалась.
Считается, что впервые в России форма для учащихся была внедрена в году, когда был принят закон, дифференциацирующий различные виды гражданских мундиров, в том числе гимназические и студенческие. Все образовательные учреждения тогда были государственными, а государственные служащие обязаны были носить униформу в соответствии с чином и званием, прописанными в «Табеле о рангах».
Форма гимназиста была свидетельством сословного превосходства, ведь в те времена возможность получать образование была только у детей дворян, интеллигенции и промышленников. По внешнему виду школьная форма была похожа на одежду военных. В комплект входили фуражка, гимнастерка и шинель. Зимой к школьной одежде добавлялся капюшон, который крепился прямо к шинели. Форма могла отличаться цветом, пуговицами, эмблемами, сообщающими принадлежность гимназиста к конкретному образовательному учреждению.
В 1886 году появилась первая форма для учащихся девочек. Она, кстати, очень походила на школьную форму, которую носили девочки в Советском Союзе. Это было шерстяное платье темно-коричневого цвета. А украшением наряда служили черный фартук и воротнички. Парадный вариант формы состоял из белого фартука.
Впрочем, цветовая гамма формы могла отличаться в зависимости от образовательных учреждений. К примеру, известно, что воспитанницы Смольного института в возрасте 6-9 лет носили платья кофейного цвета, 9-12 лет – голубого, 12-15 лет – серого, а 15-18 лет – белого.
После революции 1917 года начинается история советской школы. Новая власть ставит своей первоочередной задачей повысить доступность образования для детей всех слоев населения и в кратчайшие сроки ликвидировать безграмотность среди взрослого населения страны.
В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны.
С 1943 по 1954 годы в большинстве городских школ практиковалось раздельное обучение, но, тем не менее, школьную форму вводят в 1949 году и она становится единой и обязательной для всех школьников СССР. Наряд для девочек состоял из коричневого платья с черным фартуком, белым воротничком и манжетами. В торжественные дни черный фартук сменялся белым. Мальчикам было предписано носить военные гимнастерки с воротником стоечкой. Мундир полагалось носить с ремнем с пряжкой, в качестве разрешенного головного убора была кепка с кожаным козырьком.
В 1962 году школьная форма для мальчиков снова эволюционирует. Теперь ребята носят шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами, по-прежнему, остаются фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Школьная форма девочек не изменилась.
В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.
В начале 1980-х годов фасон школьной формы вновь меняется. У мальчиков брюки и куртка были заменены брючным костюмом синего цвета из полушерстяной ткани. Пиджак был украшен эмблемой и алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами на груди.
А вот в 1984 году приходит, наконец, время изменить форму для девочек-старшеклассниц. Им предложили носить костюмы, состоящие из юбки-трапеции, жилетки и пиджака синего цвета. Носить можно была как «двойку», так и «тройку».
После распада СССР школьная форма была упразднена, дети посещали школы в свободной одежде вплоть до 2013 года.
Мотивацией к введению школьной формы стал скандал в одной из школ Ставропольского края, где преподаватели не допустили ученицу в хиджабе к занятиям. Чтобы сгладить социальные, религиозные и прочие различия президент РФ Владимир Путин предложил воскресить школьную форму.
Фасон одежды выбирается общим решением педсовета и родительских комитетов. Однако власти предполагают, что в ближайшие годы будет учреждена единая школьная форма для всех учащихся РФ.