Еврейский календарь
Самое главное, и самое основное, что надо знать, – еврейский календарь основан на
Торе
В еврейском календаре в году в основном тоже 12 месяцев. Только названия у них другие.
В Торе написано:
" Этот месяц [является] для вас началом [отсчета] месяцев, первым из месяцев года " (Шмот, 12:2) – это месяц Тишрей
" Храни месяц весенний, отмечая [в нем] Песах... так как в весеннем месяце вывел тебя Всевышний, Б-г твой, из Египта... " (Дварим, 16:1) – это месяц Ниссан
То есть первым месяцем, с которого начинают отсчет месяцев, является ниссан. А первым месяцем года является тишрей (по счету месяцев тишрей седьмой)
Вот так получилось, что в еврейском календаре два первых месяца
" Этот месяц [является] для вас началом [отсчета] месяцев, первым из месяцев года " (Шмот, 12:2)
В Торе слово "этот" всегда должно указывать на нечто конкретное, физическое, наглядное, в данном случае - на то, по чему можно увидеть, что начинается новый месяц. А увидеть, что месяц начался можно по появлению новой луны
Чтобы было понятнее: каждый месяц еврейского календаря должен начинаться с новолуния
" Храни месяц весенний, отмечая [в нем] Песах... так как в весеннем месяце вывел тебя Всевышний, Б-г твой, из Египта... " (Дварим, 16:1)
Во втором отрывке говорится, что день выхода из Египта, 15-е нисана, всегда должен быть Весной
Подведем итог:
Согласно указаниям Торы, каждый месяц еврейского календаря начинается в новолуние;
при этом месяц нисан обязательно должен быть весной
Если мы возьмем наш календарь, по которому мы живем сейчас (грегорианский), начало месяца не связано с появлением новой луны. А весна всегда наступает в одном и том же месяце – марте, когда солнышко уже ближе к земле, чем зимой. Поэтому грегорианский календарь называется «солнечный»
У мусульман календарь связан с фазами луны, т.е. каждый новый месяц начинается с новолуния. А к солнцу он не привязан. Такой календарь называется «лунный», и в нем все даты сдвигаются так, что зима может наступить летом
В еврейском календаре каждый месяц начинается с новолуния, а месяц ниссан всегда весной. То есть еврейский календарь «привязан» к фазам луны и к солнцу. Поэтому еврейский календарь называется «Лунно-солнечный»
В обычном календаре в месяце 30-31 день, кроме февраля
В еврейском календаре в месяце 29-30 дней и нет февраля
Всего в году по обычному календарю 365 дней.
В еврейском году дней меньше - 348. То есть, в Еврейском календаре с каждым годом происходит недобор дней. Поэтому все еврейские праздники и памятные даты двигаются. Каждый год они наступают в других числах обычного календаря. Если так продолжать всегда, то произойдет нарушение заповеди Торы: месяц ниссан не всегда будет весной
Чтобы избежать нарушение заповеди, примерно через каждые 4 года в еврейский календарь добавляется 13-ый месяц
Год с 13-ю месяцами называется високосный
Называется 13-ый месяц адар-бет
Еврейский календарь начинает отсчет лет с сотворения мира
Поэтому по еврейскому календарю 29 сентября вечером наступит 5780 год
Мы привыкли к тому, что новый день начинается, когда часы показывают 00:00, то есть полночь.
А как определяется начало суток в еврейском календаре?
Для ответа на этот вопрос обратимся к самому началу Торы. Уже в первой главе книги " Берешит " при описании первых дней творения, Тора говорит:
" Был вечер и [ затем ] было утро - один день " (" Берешит ", 1:5), потом - " Был вечер и [ затем ] было утро - второй день " (" Берешит ", 1:8) и т. д.
Отсюда традиция делает вывод, что еврейские сутки начинаются не с утра, а с
вечера. В соответствии с этим все праздники начинают отмечать вечером и продолжают на следующий день - с утра до следующего вечера
А когда начинается вечер?
с момента выхода первых трех звезд на небе
Особенности еврейского календаря
1) еврейский календарь основан на Торе,
2) еврейский календарь является не солнечным и не лунным, а лунно-солнечным: начало месяцев совпадает с новолунием, но при этом длина года соответствует периоду обращения земли вокруг солнца;
3) число месяцев в году может быть 13 – високосный год;
4) В месяце еврейского календаря 29-30 дней, а в году 348 дней
5) в еврейском календаре сутки начинаются не с утра, а с вечера
6) Начало отсчета лет в еврейском календаре ведется со дня сотворения мира
7) В еврейском календаре два первых месяца. Первый месяц календарного года – тишрей, который является 7-м месяцем по счету месяцев. А первый месяц по счету месяцев – нисан
8) В еврейском календаре неделя начинается в воскресенье
Осенние праздники
В месяце Тишрее 4 праздника:
Рош ха Шана – 1,2 тишрея
Йорм Кипур - 10 тишрея
Суккот – 15-21 тишрея
Симхат Тора – 22,23 тишрея
Месяцу Тишрею соответствует созвездие «Весы».
1 Тишрея Всев. начинает рассматривать поступки всех людей, как они прожили предыдущий год.
Что измеряет Всев. на своих весах?
На Его весах измеряются человеческие грехи и заслуги.
• 1 Тишрея - первый день первого месяца года
• 1 Тишрея – дата сотворения мира и человека
В этот день было завершено создание мира, был создан человек, и человек совершил свой первый грех - сорвал плод с дерева Познания, что ему было запрещено делать. В этот день Адам был судим Вс-вышним за совершенный грех, раскаялся и получил прощение. Вс-вышний сказал ему: «То, что произошло с тобой, будет происходить и с твоими сыновьями: как ты предстал перед Моим судом в этот день и был прощен, так и дети твои будут судимы в этот день и получат прощение ».
Тишрея – День Суда
1 тишрея Всев. достает 3 книги: книгу для праведников, книгу для злодеев и книгу для обычных людей.
В этот день решается судьба государств: каким суждена война и каким – мир; какие обречены на голод, а каким суждено изобилие. Что же касается людей, то в этот день решается, каков будет следующий год: удачный или нет.
Для того, чтобы решение Суда было хорошим для нас, следует провести тшуву.
Тшува – раскаяние, возвращение
«... Вернись к Всевышнему, Б-гу твоему; послушайся голоса Его» (Дварим 30:2)
Тшува состоит из нескольких этапов:
- стремление понять, в чем состояла ошибка,
- исправление ее последствий,
- принятие решения, что впредь человек ту же ошибку уже не совершит,
выполнение этого решения.