Задание 1. Конспект теоретического материала (фото для зачета)




СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Изучив предыдущие темы, вы узнали что такое управление, каким образом на различных этапах развития общества изменя­лись взгляды на его осуществление. Следующим шагом в освоении менеджмента будет переход к определению организации как объекта управленческой деятельности, ее составляющих, факторов ее раз­вития.

Колледж, в котором вы учитесь, дошкольное образователь­ное учреждение, в котором организована производственная практика, спортивный клуб, который вы посещаете, - что об­щего между этими объединениями? Абсолютно верно, все они являются организациями. Организации окружают нас, мы являемся их членами, сотрудничаем с ними. Но что такое организация? Ка­ким образом она создается и развивается? Какие факторы оказы­вают влияние на ее деятельность? Постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.

В теории менеджмента термин «организация» употребляется в различных смыслах.

· Во-первых, так называется объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организаци­онных целей. В этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом.

· Во-вторых, организация может рассматриваться как процесс, направленный на упорядочение какой-либо деятельности — орга­низовывание. В данном случае организация выступает как функ­ция управления.

В этом подразделе организация будет рассматриваться как со­циальный институт.

Особенности функционирования организаций, управление ими активно исследовались уже в рамках первых управленческих уче­ний Ф.Тейлора и А.Файоля. Однако пристальное внимание про­блемам жизнедеятельности организаций стало уделяться в сере­дине XX столетия и прежде всего исследователями системного подхода в управлении.

Так, одним из первых в теории менеджмента существенные признаки организации выделил Ч. Барнард. По его мнению, клю­чевым признаком организации является наличие в ней людей. Люди объединяются в организации для достижения определенных це­лей, которые принимаются всеми членами организации. Для ко­ординации деятельности людей при достижении целей в органи­зации осуществляется управление, создается некий координаци­онный центр. Таким образом, исходя из основных признаков организации, Ч. Барнард определил ее следующим образом: органи­зация - это систематизированное, сознательное объединение дей­ствий людей, преследующих достижение определенных целей.

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению организа­ции, обозначим основные положения, которыми мы будем руко­водствоваться:

1. Организация — это система. Соответственно можно говорить
о выделении ее составляющих, основных элементов, структуре,
ее иерархичности и целостности.

2. Организация — это открытая система, активно взаимодей­ствующая с внешней средой, окружением. При неопределенности, быстрой изменчивости окружения следует рассмотреть факто­ры, оказывающие влияние на организацию и деятельность ее членов.

3. Организация — это открытая система, которая образовывается людьми. Люди определяют цели организации, осуществляют дей­ствия для их достижения. «Организация не имеет целей, цели име­ют только люди» — данный девиз позволил П.Чекланду, К.Черчману, Р. Акоффу (основателям мягкого системного подхода) вве­сти в системную методологию понятие ценностей как базисных оснований социальных систем. Ценности людей позволяют им упорядочивать окружающую социальную действительность, вы­делять в ней главное, определять отношение к ней. Поэтому в рамках гуманистического подхода в управлении цель носит под­чиненный по отношению к ценностям характер. Цель — сред­ство для согласования смыслов субъектов управленческого про­цесса.

Например: целью современного образования провозглашена реализа­ция личностно ориентированного подхода к воспитанию ребенка. Однако станет ли она целью деятельности педагога, будет зависеть от его системы ценностей, от того, насколько ребенок для него уникален, насколько зна­чима для него детская индивидуальность. В случае, если ценностными ос­нованиями деятельности педагога являются подчинение, строгое выпол­нение требований, соблюдение ребенком четких определенных воспита­телем правил, то мы можем сотни раз прописывать красивые лозунги в уставах, планах, руководящих инструкциях, но они останутся искусст­венными целями, внешне иллюзорными для данного педагога.

Руководствуясь выделенными положениями, сформулируем следующее определение: современная организация основы­вается на определенной структуре отношений между людьми, со­знательно уставленных на базе интегративных ценностей, которые выполняют координирующую функцию при достижении организаци­онных целей.

Определив методологические основы рассмотрения современной организации, приступим к ее непосредственному изучению и про­анализируем основные факторы внутренней среды организации.

 

Философия организации

 

Как уже отмечалось ранее, цели организации, ее деятельность будут предопределены ценностями ее членов. Поэтому начнем рассмотрение организации с определения понятия «философия организации».

Изучение данных организационных переменных было связано с развитием гуманистического подхода в менеджменте в 60 —70-е гг. XX в.

Философия организации заключается в определении ценностных оснований, верований и принципов сотрудников, в соответствии с которыми организация будет строить собственную деятельность.

К сожалению, многие современные руководители не осознают важность и необходимость определения философии организации, отмечая, что это пустая трата времени, разговоры ни о чем. Они не понимают, что без определения ценностных оснований дея­тельности организации все их последующие действия не имеют должного эффекта. Так, основатель фирмы IВМ Т. Уотсон утверж­дал, что философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем ресурсы, технология, организационная струк­тура, нововведения. Рассмотрим, кем и каким образом вырабаты­вается философия организации.

Определение философии организации — это длительный и тру­доемкий процесс, возможно, что на это уйдут дни и годы. Все будет зависеть от заинтересованности в ее формулировании руко­водителя и членов коллектива, их понимания необходимости по­иска ответов на вопросы: почему мы работаем в данной организа­ции? Что нами движет? Что для нас важно в работе? Какие ре­зультаты работы представляют для нас значимость, ценность? При организации данной работы важно умение руководителя показать ее важность, организовать атмосферу, способствующую раскры­тию творческого потенциала членов организации. Ни в коем слу­чае не приемлемо навязывание философии («Я подумала и реши­ла, что мы работаем ради...»), в противном случае она останется внешним атрибутом и не будет представлять никакой ценности для членов организации.

Например: ценностью нашего детского сада является педагог, его интересы, способности, его предпочтения и ожидания, поэтому мы стре­мимся к созданию в саду комфортных условий для работы и отдыха вос­питателей. Мы уверены, что педагог, которому хорошо, тепло и уютно в саду, который любит приходить на работу, как никто другой позаботит­ся о ребенке!

Философия организации не обладает конкретностью, прису­щей целям управления, но именно она является основанием для их выбора.

Миссия организации

 

Миссия организации есть ее предназначение, т. е. то, ради чего она существует, каковы ее основные отличия от окружающих орга­низаций.

Миссия организации, с одной стороны, демонстрирует леги­тимность, законность существования организации окружению, а с другой стороны — является основой для установления органи­зационных целей.

Выработка миссии организации предполагает определение:

- групп людей, потребности которых будут удовлетворяться организацией (сотрудники организации, клиенты, партнеры, ме­стное сообщество, общество в целом);

- направлений деятельности организации и возможных спосо­бов ее осуществления.

Например: миссия ДОУ с приоритетным оздоровительным направле­нием работы может быть сформулирована следующим образом:

Деятельность дошкольного образовательного учреждения заключает­ся в оказании качественных оздоровительных и образовательных услуг детям 3 — 7 лет.

Главной ценностью в его работе является сохранность жизни и здо­ровья детей и педагогов. Поэтому ключевым направлением деятельности детского сада является организация оздоровительной работы, использо­вание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Реализация обозначенного содержания работы дошкольного образовательного уч­реждения обеспечивается высокой компетентностью персонала и осна­щенностью материально-технической базы.

При определении миссии организации необходимо учитывать следующие важные моменты:

1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;

2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, приемлемой, а не формально провозглашен­ной миссии следует при ее определении учесть мнение членов коллектива;

3) конкретность миссии. Следует помнить о четкой, ясной фор­мулировке миссии, ее понятности для всех субъектов, взаимодей­ствующих с организацией;

4) изменение миссии организации может быть вызвано невоз­можностью качественного выполнения обозначенной миссии по причине ее «завышенное™» либо существенных преобразований потребностей клиентов.

Определение миссии организации помогает перейти к выра­ботке ее целей.

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Конспект теоретического материала (фото для зачета)

 

Задание 2. Ответить на вопрос: Почему современная организация характеризуется как открытая система? Является ли учебное заведение, в котором вы учитесь, откры­той системой?

 

Задание 3. Найти в интернете примеры философии и миссии (по одному примеру) любых образовательных организаций, соответствующих требованиям к их формулированию (см.теоретический материал).

Задание 4. Сформулируйте миссию колледжа, в котором вы учи­тесь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: