СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Изучив предыдущие темы, вы узнали что такое управление, каким образом на различных этапах развития общества изменялись взгляды на его осуществление. Следующим шагом в освоении менеджмента будет переход к определению организации как объекта управленческой деятельности, ее составляющих, факторов ее развития.
Колледж, в котором вы учитесь, дошкольное образовательное учреждение, в котором организована производственная практика, спортивный клуб, который вы посещаете, - что общего между этими объединениями? Абсолютно верно, все они являются организациями. Организации окружают нас, мы являемся их членами, сотрудничаем с ними. Но что такое организация? Каким образом она создается и развивается? Какие факторы оказывают влияние на ее деятельность? Постараемся ответить на эти и многие другие вопросы.
В теории менеджмента термин «организация» употребляется в различных смыслах.
· Во-первых, так называется объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организационных целей. В этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом.
· Во-вторых, организация может рассматриваться как процесс, направленный на упорядочение какой-либо деятельности — организовывание. В данном случае организация выступает как функция управления.
В этом подразделе организация будет рассматриваться как социальный институт.
Особенности функционирования организаций, управление ими активно исследовались уже в рамках первых управленческих учений Ф.Тейлора и А.Файоля. Однако пристальное внимание проблемам жизнедеятельности организаций стало уделяться в середине XX столетия и прежде всего исследователями системного подхода в управлении.
|
Так, одним из первых в теории менеджмента существенные признаки организации выделил Ч. Барнард. По его мнению, ключевым признаком организации является наличие в ней людей. Люди объединяются в организации для достижения определенных целей, которые принимаются всеми членами организации. Для координации деятельности людей при достижении целей в организации осуществляется управление, создается некий координационный центр. Таким образом, исходя из основных признаков организации, Ч. Барнард определил ее следующим образом: организация - это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей.
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению организации, обозначим основные положения, которыми мы будем руководствоваться:
1. Организация — это система. Соответственно можно говорить
о выделении ее составляющих, основных элементов, структуре,
ее иерархичности и целостности.
2. Организация — это открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой, окружением. При неопределенности, быстрой изменчивости окружения следует рассмотреть факторы, оказывающие влияние на организацию и деятельность ее членов.
3. Организация — это открытая система, которая образовывается людьми. Люди определяют цели организации, осуществляют действия для их достижения. «Организация не имеет целей, цели имеют только люди» — данный девиз позволил П.Чекланду, К.Черчману, Р. Акоффу (основателям мягкого системного подхода) ввести в системную методологию понятие ценностей как базисных оснований социальных систем. Ценности людей позволяют им упорядочивать окружающую социальную действительность, выделять в ней главное, определять отношение к ней. Поэтому в рамках гуманистического подхода в управлении цель носит подчиненный по отношению к ценностям характер. Цель — средство для согласования смыслов субъектов управленческого процесса.
|
Например: целью современного образования провозглашена реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию ребенка. Однако станет ли она целью деятельности педагога, будет зависеть от его системы ценностей, от того, насколько ребенок для него уникален, насколько значима для него детская индивидуальность. В случае, если ценностными основаниями деятельности педагога являются подчинение, строгое выполнение требований, соблюдение ребенком четких определенных воспитателем правил, то мы можем сотни раз прописывать красивые лозунги в уставах, планах, руководящих инструкциях, но они останутся искусственными целями, внешне иллюзорными для данного педагога.
Руководствуясь выделенными положениями, сформулируем следующее определение: современная организация основывается на определенной структуре отношений между людьми, сознательно уставленных на базе интегративных ценностей, которые выполняют координирующую функцию при достижении организационных целей.
Определив методологические основы рассмотрения современной организации, приступим к ее непосредственному изучению и проанализируем основные факторы внутренней среды организации.
|
Философия организации
Как уже отмечалось ранее, цели организации, ее деятельность будут предопределены ценностями ее членов. Поэтому начнем рассмотрение организации с определения понятия «философия организации».
Изучение данных организационных переменных было связано с развитием гуманистического подхода в менеджменте в 60 —70-е гг. XX в.
Философия организации заключается в определении ценностных оснований, верований и принципов сотрудников, в соответствии с которыми организация будет строить собственную деятельность.
К сожалению, многие современные руководители не осознают важность и необходимость определения философии организации, отмечая, что это пустая трата времени, разговоры ни о чем. Они не понимают, что без определения ценностных оснований деятельности организации все их последующие действия не имеют должного эффекта. Так, основатель фирмы IВМ Т. Уотсон утверждал, что философия организации играет гораздо большую роль в ее достижениях, чем ресурсы, технология, организационная структура, нововведения. Рассмотрим, кем и каким образом вырабатывается философия организации.
Определение философии организации — это длительный и трудоемкий процесс, возможно, что на это уйдут дни и годы. Все будет зависеть от заинтересованности в ее формулировании руководителя и членов коллектива, их понимания необходимости поиска ответов на вопросы: почему мы работаем в данной организации? Что нами движет? Что для нас важно в работе? Какие результаты работы представляют для нас значимость, ценность? При организации данной работы важно умение руководителя показать ее важность, организовать атмосферу, способствующую раскрытию творческого потенциала членов организации. Ни в коем случае не приемлемо навязывание философии («Я подумала и решила, что мы работаем ради...»), в противном случае она останется внешним атрибутом и не будет представлять никакой ценности для членов организации.
Например: ценностью нашего детского сада является педагог, его интересы, способности, его предпочтения и ожидания, поэтому мы стремимся к созданию в саду комфортных условий для работы и отдыха воспитателей. Мы уверены, что педагог, которому хорошо, тепло и уютно в саду, который любит приходить на работу, как никто другой позаботится о ребенке!
Философия организации не обладает конкретностью, присущей целям управления, но именно она является основанием для их выбора.
Миссия организации
Миссия организации есть ее предназначение, т. е. то, ради чего она существует, каковы ее основные отличия от окружающих организаций.
Миссия организации, с одной стороны, демонстрирует легитимность, законность существования организации окружению, а с другой стороны — является основой для установления организационных целей.
Выработка миссии организации предполагает определение:
- групп людей, потребности которых будут удовлетворяться организацией (сотрудники организации, клиенты, партнеры, местное сообщество, общество в целом);
- направлений деятельности организации и возможных способов ее осуществления.
Например: миссия ДОУ с приоритетным оздоровительным направлением работы может быть сформулирована следующим образом:
Деятельность дошкольного образовательного учреждения заключается в оказании качественных оздоровительных и образовательных услуг детям 3 — 7 лет.
Главной ценностью в его работе является сохранность жизни и здоровья детей и педагогов. Поэтому ключевым направлением деятельности детского сада является организация оздоровительной работы, использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Реализация обозначенного содержания работы дошкольного образовательного учреждения обеспечивается высокой компетентностью персонала и оснащенностью материально-технической базы.
При определении миссии организации необходимо учитывать следующие важные моменты:
1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;
2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, приемлемой, а не формально провозглашенной миссии следует при ее определении учесть мнение членов коллектива;
3) конкретность миссии. Следует помнить о четкой, ясной формулировке миссии, ее понятности для всех субъектов, взаимодействующих с организацией;
4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения обозначенной миссии по причине ее «завышенное™» либо существенных преобразований потребностей клиентов.
Определение миссии организации помогает перейти к выработке ее целей.
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Конспект теоретического материала (фото для зачета)
Задание 2. Ответить на вопрос: Почему современная организация характеризуется как открытая система? Является ли учебное заведение, в котором вы учитесь, открытой системой?
Задание 3. Найти в интернете примеры философии и миссии (по одному примеру) любых образовательных организаций, соответствующих требованиям к их формулированию (см.теоретический материал).
Задание 4. Сформулируйте миссию колледжа, в котором вы учитесь.