Равновесие в модели ad-as. Изменение равновесие экономики.




Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

§ на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;

§ на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;

§ на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

§ на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

§ на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

§ на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения в (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.

Эффект храповика

Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.

Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

§ Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

§ Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.

§ Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении цены будут понижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

Рис. 1. Последствия роста AS

Смещение кривой AS. При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Снижение совокупного предложения привезет к росту цен и уменьшению реального ЧНП
(рис. 1 и 2).

Итак, мы рассмотрели важнейшие макроэкономические показатели — совокупный спрос и совокупное предложение, определили факторы, влияющие на их динамику, и проанализировали первую модель макроэкономического равновесия. Этот анализ послужит определенным трамплином для более детального изучения макроэкономических проблем.

Рис. 2. Последствия падения AS

Изменение последствий в экономике

Эти последствия различны и зависят от того отрезка кривой совокупного предложения, на котором установилось равновесие. Если мы находимся на кейнсианском отрезке кривой, рост совокупного спроса означает рост ВНП при постоянном уровне цен.

Установившееся в этом случае мароэкономическое равновесие является далеко не оптимальным для страны, но экономика находится в состоянии равновесия и сама из него не выйдет. Для сдвига точки равновесия в более благоприятное положение необходимо изменить спрос. Наиболее простым способом является повышения государственных расходов как одной из составляющих совокупного спроса. Политика дефицита государственного бюджета в данном случае – благо для экономики. План Рузвельта по выводу американской экономики из кризиса и был основан на увеличении совокупного спроса путем повышения государственных закупок. Революционность идей Кейнса и состояла в предложении действенных мер по стимуляции спроса в условиях спада.

Если мы находимся на классическом отрезке кривой, в состоянии полной занятости, то рост совокупного спроса приводит к росту цен – инфляции спроса. Так как максимальная производительность достигнута, реальный объем ВНП расти не будет, в то время как номинальный ВНП увеличится из-за роста общего уровня цен.

Классики говорят, что в краткосрочном периоде при падении спроса мы перейдем из точки 1 в точку 2. В результате снижения уровня цен падают издержки производства, и в следующем периоде времени кривая совокупного предложения сдвигается вправо. Таким образом, выход из кризиса произойдет в результате сдвига кривой предложения, и экономика придет в состояние 3, которое характеризуется тем же ВНП, причем цены установились на более низком уровне. Главный вывод – кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную прямую (1)-(3), кризисы краткосрочны, экономика сама устраняет последствия кризиса и всякое вмешательство в эти процессы губительно.

С точки зрения кейнсианцев экономика нестабильна. Если совокупный спрос снизится, то это приведет к снижению объемов производства и занятости, следовательно снизятся денежные доходы, что приведет к уменьшению потребительских расходов, а значит, и спроса. Таким образом начнется новая волна сокращения объемов производства, а за ней еще и еще одна – и так до бесконечности. В самой экономике нет механизмов, которые бы остановили развитие экономического спада.

Что же произойдет в случае понижения спроса на модели? Кейнсианцы утверждают, что цена в сторону понижения негибка и неэластична, поэтому экономика никогда не перейдет в состояние 2 или 3. Экономика придет в точку 4 – цены на том же уровне, а ВНП резко снизился. Сокращение государственных расходов вызовет сильнейший кризис в экономике из-за неэластичности цен в сторону понижения.

Этот эффект получил название «эффект храповика», и он выражает суть кейнсианской теории – кризисы возможны в связи с падением совокупного спроса. Для выхода из кризиса необходимо стимулировать повышение спроса, причем наиболее быстрый способ сделать это – повысить государственные расходы.

 

39. Потребление: понятие, виды. Анализ факторов, влияющих на потребление населения

Завершающий акт хозяйственной деятельности - потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Потребление составляет жизненную основу существования общества. Именно в целях удовлетворения потребностей организуется производство материальных благ. При этом, чем больше развито общество, чем большее количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, тем больше повышается качество и уровень жизни. Уровень потребления зависит от многих составляющих, но прежде всего от доходов семьи. В зависимости от доходов население предъявляет больший или меньший спрос на товары и услуги. Таким образом, под потреблением мы понимаем ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.

Главный фактор, который будет определять потребление – это личный располагаемый доход. В свою очередь, личный располагаемый доход делится на потребление и сбережение. Следовательно, кроме дохода на потребление влияют и налоги, рост цен, рост отчислений на социальное страхование, склонность к сбережению.

Очевидно, что потребление различных семей и социальных групп зависит от семейного бюджета, от степени необходимости и желательности тех или иных благ, платности или бесплатности. Но нет двух одинаковых по потреблению семей. Даже в семьях с одинаковым уровнем доходов структура расходов различна как по величине, так и по структуре. Большая часть в семьях с низкими доходами тратится на питание и одежду, а в рационе питания преобладают дешевые продукты. В семьях с высокими доходами расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих и качественных продуктов. Одновременно в этих семьях увеличивается потребление непродовольственных товаров длительного пользования, предметов роскоши, увеличиваются расходы на отдых.

Потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами – производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.

Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления.

Уровни потребления
Если производством занимаются некоторые, то потребляют все. В потреблении участвуют отдельные люди, коллективы людей (например, семьи, предприятия, школы), а также все население страны (государства). В этой связи различают несколько уровней потребления: индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей; общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Уровень потребления — особенность потребления, которая зависит от количества потребителей.
Каждый из уровней имеет свои особенности. Индивидуальный уровень отличается тем, что на нем используется преимущественно конечная продукция: одежда, обувь, продукты питания, жилище, автомобиль, различные предметы хозяйственного обихода, бытовые услуги.
Использование преимущественно конечных продуктов присуще I и семейному потреблению, которое происходит на коллективном I уровне.
1 Коллективный уровень — это уровень потребления предприятий, организаций, учреждений, государственных и частных фирм. I Этому уровню, как правило, свойственно использование так называемых промежуточных продуктов. Особенность таких продуктов в |том, что они не готовы к окончательному потреблению и нуждаются в дальнейшей производственной обработке (например, сырье, материалы, полуфабрикаты, оборудование, машины, здания и сооружения). Поэтому коллективный уровень иногда называют производственным.
На коллективном уровне используют большие объемы информации и специальных знаний, которые также служат производственным целям. Например, вы получаете знания в школе, чтобы стать хорошими работниками. Инженерные знания помогают предприятиям создавать нужную продукцию.
Общественный уровень отличается от остальных тем, что на нем происходит потребление, которое может осуществиться, только когда все люди соберутся вместе. Например, потребности в охране порядка, безопасности, обороне, управлении, образовании, науке, внешних связях. Эти потребности есть у каждого, но никто в отдельности их удовлетворить не может.
Для выполнения общественных потребностей люди создали государство. Оно обеспечивает потребности всех людей, населяющих страну. Поэтому общественный уровень потребления, как правило, является одновременно и государственным. На нем происходит потребление разнообразных вещественных и духовных благ в целях удовлетворения потребностей всех людей, населяющих страну.
Производственное и непроизводственное потребление
Кроме уровней, потребление делится и на виды.
Вид потребления — свойство потреблении, которое зависит от качества потребляемых благ.
Существует множество видов потребления. Одним из наиболее важных является деление потребления на производственное и непроизводственное.
Такое разделение показывает, как потребление связано с основной стадией экономического цикла — производством.
К производственному потреблению относится использование экономических продуктов в производственных целях. Оно характерно всем предприятиям, где создается экономический продукт.
Производственное потребление — потребление в производственных целях.
Иной характер у непроизводственного потребления. Оно связано с экономическими продуктами, которые завершили свой производственный путь и не нуждаются в дальнейшей производственной обработке. Другими словами, непроизводственным является потребление конечных продуктов. Оно характерно прежде всего отдельным людям и семьям.
Непроизводственное потребление — потребление конечных продуктов в личных и семейных целях.
Когда непроизводственное потребление происходит на индивидуальном уровне, его обычно называют личным. На коллективном уровне оно присуще семье, поэтому здесь его называют семейным.
В последнее время во многих семьях осуществляется не только непроизводственное потребление. Многие из вас знают о семейном бизнесе, означающем, что члены семьи являются владельцами сапожной мастерской, минипекарни, столовой или магазина. В этом случае семья осуществляет также и производственное потребление.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:
• рост налогов, который сокращает потребление и сбережения;
• повышение цен (вызывает разную реакцию в потреблении и сбережениях у групп населения с различными доходами);
• рост отчислений на социальное страхование (может вызвать сокращение сбережений);
• ажиотажный спрос (может способствовать резкому росту потребления);
• рост предложения на рынке (способствует сокращению сбережений);

 

 

40. Сбережения. Виды и мотивы сбережений в национальной экономике.

Сбережения - это та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами (с целью последующего инвестирования накопленного дохода в расширение масштабов производства), домашними хозяйствами и населением (для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования).

Различают следующие виды сбережений:
1)личные сбережения
2)сбережения бизнеса
3)частные сбережения
4)государственные сбережения
5)национальные сбережения
6)сбережения иностранного сектора

Краткосрочные сбережения - накопления, совершенные в непродолжительный по времени период. Как правило, к ним относятся целевые сбережения, предназначенные для удовлетворения конкретных потребительских нужд, иначе говоря, краткосрочные сбережения представляют собой потребительский потенциал населения. Сроки нахождения денежных средств в форме краткосрочных сбережений обусловлены объемом их накопления до достижения конкретной цели. Как правило, краткосрочные сбережения возникают в связи с отложенным спросом населения для удовлетворения потребительских целей в перспективе и хранятся преимущественно в наличной форме.

Долгосрочные сбережения обусловлены долгосрочными целями, такими как обеспечение качественным жильем, включая его приобретение, строительство п ремонт; поддержание и улучшение здоровья, достигаемые посредством отдыха и лечения; развитие своего предпринимательского дела; забота о собственной старости и пенсионном обеспечении; забота о детях и внуках, включая оплату их образования и завещание им наследства; наконец, вложения с целью получения дополнительного дохода в намеченной перспективе.

Очевидно, что для макроэкономических целей более привлекательны долгосрочные сбережения населения. Однако при стабильной ситуации в национальной экономике краткосрочные сбережения, благодаря своей возобновляемое™, остаются важнейшим фактором динамики инвестиционного потенциала и экономического роста. Кроме того, краткосрочные сбережения в силу перманентного обновления и сохранения в целом своих количественных характеристик также служат основой для планирования инвестиций, как и долгосрочные сбережения населения. Дело в том, что последние в большинстве своем предназначены для крупных расходов и способны быстро принимать форму реализованного спроса, выбывая в трудно-прогнозируемых объемах из обоймы инвестиционных ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: