о колониальной политике Англии (6 марта 1838 г.)




Сборник текстов к семинару

«Международные отношения на Американском континенте и в Азии в XIХ в.»

 

 

№1. Из письма жены французского генерала Бро своему брату, 1834 г.

 

Ты спрашиваешь меня, как идут дела с колонизацией. Скажу, что до сих пор она ограничивалась ажиотажем, земельной лихорадкой. Здесь на земельных участках играют так, как на бирже играют на ренте, водке и кофе. Ты удивишься, если я скажу тебе, что Блида была распродана тысячам колонистов, прежде чем мы ее завоевали и заняли. Эти господа развлекаются тем, что разглядывают свои поместья в подзорную трубу, проделав для этого километра три, чтобы установить свой наблюдательный пункт на одной из возвышенностей. Многие, не доставив себе даже этого развлечения, довольствуются тем, что идут к нотариусу и покупают землю. Равнина Митиджа... также продана. Нам остается теперь только сложить голову, чтобы завоевать поместья для своры голодранцев, которые только и делают, что ругают армию, а армия пока что растрачивает свое время и молодость на то, чтобы обеспечить им отличные доходы.

Самое же пикантное заключается в том, что Митиджа имеет 25 лье в длину и 12 лье в ширину, а земли продали по крайней мере раза в три больше, и когда наступает время распутывать этот клубок, то люди готовы перегрызть друг другу глотку. Почтенные колонисты в большинстве своем беглые каторжники или люди, которым место на каторге. Вместо того чтобы обрабатывать землю, они ею торгуют, а в результате этого земли вокруг Алжира не обрабатываются... Процветают питейные заведения, их встречаешь повсюду. Кабатчики соревнуются: кто лучше и быстрее оберет бедного солдата.

 

№2. Манифест фермеров-эмигрантов

(Грехэмстаун, февраль 1837 г.)

 

1. Мы отчаялись спасти колонию от бедствий, угрожающих ей со стороны буйных и бесчестных бродяг, которым было разрешено заполнить всю страну; мы не видим возможность мира и счастья в стране, настолько расстроенной внутренними смутами.

2. Мы жалуемся на большие убытки, которые мы понесли из-за того, что нас обязал освободить рабов, и из-за различных постановлений, которые были изданы в отношении их.

3. Мы жалуемся на постоянные грабежи, которые нам приходится терпеть даже от кафров и других цветных, и, в особенности, на последние нападения на колонию, когда были опустошены пограничные области и убито большое число жителей…

5. Мы твердо решили, куда бы ни придем, защищать справедливые принципы свободы... Наше решение – поддерживать любые мероприятия, которые смогут... сохранить надлежащие отношения между хозяевами и слугами.

6. Мы торжественно заявляем, что покидаем эту колонию с желанием вести более спокойную жизнь, чем до сих пор. Мы не будем притеснять какой-либо народ, не будем лишать людей их незначительного имущества, но, если на нас нападут, мы будем считать себя обязанными до последней возможности защищать себя и свое имущество от любого врага…

8. Мы предполагаем во время нашего путешествия и по достижении земли, где мы останемся жить постоянно, сообщать местным жителям о наших намерениях; наше желание – жить в мире и дружбе с ними.

9. Мы покидаем эту колонию с полной уверенностью, что английское правительство ничего более не потребует от нас и предоставит нам самоуправление, не вмешиваясь в будущем в наши дела.

 

№3. Из речи в Палате общин

Представителя радикального крыла Либеральной партии В. Мольсуорса

о колониальной политике Англии (6 марта 1838 г.)

...Лица, кричащие: «освобождайте наши колонии», по-видимому заметили только злоупотребления и пороки; они вообразили, что колонии и устройство на тепленьких местечках, колониальная торговля и колониальная монополия – все это вещи тождественные. А впрочем, здесь, пожалуй, удивляться нечему, если вспомнить, что вплоть до последних лет существовало общераспространенное и серьезное убеждение в том, что колониальная торговля не имеет никакой ценности, если так или иначе она не является монополией; далее надо принять во внимание, что недостатки колониального управления стали гораздо значительнее и очевиднее в нашем поколении, чем раньше. Из этого я делаю вывод, что большинство посвященных людей склонно – и именно в силу враждебного отношения к старой системе колониальной монополии – недооценивать и преуменьшать значение колониальной торговли самой по себе, смешивая при этом доставляемую ею пользу с существующими в ней злоупотреблениями, которые окончательно завладели их воображением...

...Я заявляю, что мне трудно представить себе больший абсурд, нежели предложение ввести во всех наших колониях демократические учреждения – среди невежественных и суеверных миллионов населения Индии, среди наших негритянских подданных в Вест-Индии или каторжников и потомков каторжников, населяющих Новый Южный Уэльс, среди пестрого, более чем полуварварского населения наших территорий в Южной Африке или даже среди простых земледельцев, которым парламент дал средства для поселения в Южной Австралии и большинство которых не в состоянии даже объяснить значение слова «демократический» или слова «учреждение». Я убежден в том, что подходящая для колонии форма правления должна зависеть От специальных обстоятельств каждого конкретного случая и что конституция, очень хорошая для одной колонии, может быть очень дурной для другой; я убежден, что некоторые колонии, безусловно, требуют деспотической власти, что для других всего более подходит аристократическая форма, и я весьма сомневаюсь, что среди всех наших колоний найдется более двух-трех, в которых я решился бы предпринять опыт чистой демократии. Какова природа нашего управления населением Индии? К счастью, Индия управляется не ведомством колоний, но в то же время она отнюдь не является демократией. Тем не менее я не знаю, можно ли придумать лучшую форму управления для индийского народа... Таким образом, палата может видеть, что настоящее предложение... невозможно упрекнуть в демократических тенденциях и целях...

 

№4. Нанкинский договор между Англией и Китаем (29 августа 1842 г.)

 

Ее величество королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии и его величество император Китая, желая положить конец недоразумениям и последующим враждебным действиям, возникшими между двумя странами, решили заключить с этой целью договор и назначили посему уполномоченных… которые по взаимном обмене полномочиями, найденными в доброй и надлежащей форме, согласились и заключили следующие статьи…

Ст. 2. Его величество император Китая соглашается, что британским подданным с их семьями и предприятиями будет дозволено пребывать для осуществления их торговых целей без беспокойства и стеснений в городах: Кантоне, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхае.

А ее величество королева Великобритании и т. д. назначает суперинтендантов и консульские чины, которые будут проживать в каждом из вышепоименованных городов в качестве посредников между китайскими властями и названными торговцами, дабы следить за тем, чтобы справедливые пошлины и иные поборы китайского правительства, как о них в дальнейшем установлено, были надлежащим образом вносимы подданными ее британского величества.

Ст. 3. Ввиду явной необходимости и желательности, чтобы британские подданные располагали каким-либо портом, в коем они могли бы ставить для починки и чинить, если нужно, свои суда и содержать для сего арсеналы, его величество император Китая уступает ее величеству королеве Великобритании и т. д. остров Гонконг в вечное ее британского величества владение, с тем. Чтобы он управлялся теми законами и регламентами, какие ее величество королева Великобритании и т. д. сочтет нужным установить.

Ст. 4. Император Китая соглашается уплатить сумму в 6 млн. долл., как соответствующую стоимости опия, который был выдан в Кантоне в марте 1839 г. в качестве выкупа за жизнь суперинтенданта и подданных ее величества, заключенных в тюрьму и подвергнутых угрозе смерти китайскими сановниками.

Ст. 5. Так как китайское правительство принуждало британских коммерсантов, торговавших в Кантоне, вести дела исключительно с определенными китайскими торговцами, именуемыми торговцами Хонг (или Кохонг), которые получали для сего лицензии от китайского правительства, то император Китая соглашается упразднить этот порядок на будущее время во всех портах, где будут проживать британские торговцы, и разрешить им вести торговые дела со всякими лицами, с коими они пожелают; и его императорское величество сверх того соглашается уплатить британскому правительству 3 млн. долл. в счет долга, причитающегося британским подданным от некоторых торговцев Хонг (или Кохонг), которые оказались несостоятельными и которые должны подданным ее британского величества весьма крупные суммы денег.

Ст. 6. Так как правительство ее британского величества было вынуждено послать экспедицию, дабы потребовать и добиться удовлетворения за насильственные и несправедливые действия китайских сановников в отношении чинов и подданных ее британского величества, император Китая соглашается уплатить сумму в 12 млн. долл. ввиду воспоследовавших от сего расходов; и уполномоченный ее британского величества добровольно соглашается от имени ее величества вычесть из означенной суммы в 12 млн. долл. все те суммы, которые были получены соединенными силам ее величества в качестве выкупа за города Китая, начиная с 1 августа 1841 г.

Ст. 7. Условлено, что общая сумма в 21 млн. долл., установленная в трех предшествующих статьях, будет уплачена, как следует далее: 6 млн. немедленно, 6 млн. в 1843 г., т. е. 3 млн. 30 июня или до того и 3 млн. 31 декабря или до того; 5 млн. в 1844 г., т. е. 2,5 млн. 30 июня или до того и 2,5 млн. 31 декабря или до того; 4 млн. в 1845 г., т. е. 2 млн. 30 июня или до того и 2 млн. 31 декабря или до того.

Сверх того, установлено, что проценты из расчета 5 в год будут уплачены китайским правительством за каждую часть вышеупомянутых сумм, которая не будет пунктуально внесена в установленные сроки…

Ст. 10. Его величество император Китая соглашается установить во всех портах, имеющих согласно ст. 2. Сего договора быть открытыми для британских торговцев, справедливый и регулярный тариф на вывозные и ввозные пошлины и иные поборы, каковой тариф будет объявлен и официально распубликован во всеобщее сведение.

Совершено в Нанкине, подписано и снабжено печатями уполномоченных на борту корабля ее британского величества «Корнуэльс», сего 29 августа 1842 г., соответствующего китайской дате — 24 дня 7 месяца 22 года Даогуана.

 

№5. Фирман египетского вице-короля о концессии на сооружение и эксплуатацию Суэцкого канала (30 ноября 1854 г.)

 

Ввиду того, что наш друг г-н Фердианд Лессепс обратил наше внимание на выгоды, которые представило бы для Египта соединение Средиземного моря с Красным судоходным для больших судов путем, и указал нам на возможность образования для этих целей Компании, составленной из капиталистов всех наций, мы приняли условия, которые он представил на наше рассмотрение, и данным документом наделили его исключительным правом на учреждение и руководство Всеобщей Компании для прорытия Суэцкого перешейка и эксплуатации канала между двумя морями с правом предпринимать или поручать осуществление всех необходимых работ и сооружений на условии, что Компания полностью компенсирует в первую очередь всех частных лиц в случае лишения их собственности для общественного блага.

Все это в пределах и на условиях, определенных в следующих статьях.

Ст. 1. Г-н Ф. Лессепс образует Компанию, руководство которой мы поручаем ему, под названием Всеобщей Компании Суэцкого Канала для прорытия Суэцкого перешейка, эксплуатации прохода, пригодного для широкой навигации, сооружения или приспособления двух соответствующих входов, одного — со стороны Средиземного моря и другого — Красного моря, и сооружения одного или двух портов.

Ст. 2. Директор Компании всегда назначается Египетским правительством и избирается, насколько возможно, из акционеров, наиболее заинтересованных в предприятии.

Ст. 3. Срок концессии — 99 лет, считая со дня открытия канала двух морей.

Ст. 4. Работы будут осуществляться исключительно на средства Компании, которой будут бесплатно уступлены все необходимые земли, не принадлежащие частными лицам. Сооружение укреплений, которое правительство сочтет необходимым воздвигнуть, не будет производиться за счет Компании.

Ст. 5. Египетское правительство будет получать от Компании ежегодно 15 % чистого дохода, показанного в балансе общества, без ущерба для процентов и дивидендов, приходящихся на акции, которые Правительство оставляет за собой право приобрести за свой счет во время их выпуска и без какой-либо гарантии с его стороны как за выполнение работ, так и за операции Компании. Остальная часть чистого дохода будет распределяться следующим образом: 75 % в пользу Компании; 10 % в пользу членов-учредителей.

Ст. 6. Размеры пошлин за проход по Суэцкому каналу, согласованные между Компанией и вице-королем Египта и собираемые агентами Компании, будут всегда равными для всех наций. Никаких особых преимуществ не может быть предоставлено какой-нибудь одной нации.

Ст. 7. В случае, если Компания сочла бы необходимым связать судоходным каналом Нил прямо через перешеек, и в случае, если морской канал будет следовать окольным путем, питаемым водами Нила, Египетское правительство передало бы Компании ныне обрабатываемые земли, находящиеся в общественном владении, которые должны быть орошены и обработаны за счет Компании или благодаря ее усилиям.

Компания будет пользоваться указанными землями без обложения налогами в течение десяти лет, считая со дня открытия канала; в течение последующих 89 лет, до истечения срока концессии, Компания должна платить десятую часть налога Египетскому правительству, после какового периода она не может продолжать пользоваться вышеназванными землями без уплаты упомянутому правительству налога, равному тому, который взимается за земли подобного рода. …

Ст. 9. Компании-концессионеру предоставляется возможность добывать из рудников и каменоломен, находящихся в общественном владении, любые материалы, необходимые для работ по каналу и сооружениям, связанным с ним, без уплаты пошлин, так же как право свободного ввоза любых машин и материалов, которые они будут импортировать из-за границы для выполнения концессионных обязательств.

Ст. 10. По окончании срока концессии Египетское правительство займет место Компании, будет пользоваться без ограничений всеми ее правами и вступит в полное владение каналом двух морей и всех сооружений, связанных с ним. Копменсация, которая должна быть назначена Компанией за оставленные ею оборудование и движимости, будет установлена путем дружеского соглашения или арбитража.

 

№6. Американско-японский договор «О дружбе и торговле», подписанный в Эдо (29 июля 1858 г.)

 

Президент Соединенных Штатов Америки и… сегун Японии, желая установить на прочных и длительных основаниях мирные и дружественные отношения, ныне счастливо существующие между двумя странами, и обеспечить лучшие интересы своих граждан и стран, поддерживая, облегчая и упорядочивая их промышленность и торговлю, решили заключить с этой целью договор о дружбе и торговле.

Ст. 1. Впредь да существует вечный мир и дружба между Соединенными Штатами Америки и… сегуном Японии и его преемниками. Президент Соединенных Штатов может назначить дипломатического агента для пребывания в Эдо и консулов или консульских агентов в любом или всех портах Японии, открытых для американской торговли сим договором…

Ст. 3. В дополнение к портам Симода и Хакодате следующие порты и города будут открыты в сроки, указанные применительно к ним, а именно: Канагава 4 июля 1859 г., Нагасаки 4 июля 1859 г., Ниигата 1 июля 1860 г., Хего 1 января 1863 г.

Если Ниигата будет признана неподходящей в качестве гавани, то двумя правительствами будет установлен такой пункт на западном побережье Ниппона.

Шесть месяцев спустя после открытия Канагавы порт Симода будет закрыт как пункт проживания и торговли американских граждан. Во всех вышеназванных портах американские граждане могут постоянно проживать, они будут иметь право арендовать землю и приобретать находящиеся на них строения и могут возводить здания и товарные склады…

С 1 января 1862 г. американцам должно быть предоставлено проживать в г. Эдо, а с 1 января 1863 г. в г. Осака исключительно с торговой целью. В каждом из этих двух городов будут установлены американским дипломатическим агентом и японским правительством подходящие места, где они смогут приобретать дома и пределы, до которых они смогут передвигаться. Американцы могут свободно покупать у японцев и продавать им какие угодно предметы, которые те или другие могут иметь в своем распоряжении для торговли, без вмешательства какого-либо японского должностного лица в таковой купле и продаже или получения им какого-либо барыша от сего; японцы всех классов могут покупать, продавать, иметь или пользоваться какими угодно товарами, проданными им американцами. Японское правительство примет меры для опубликования этого пункта во всех частях империи, как только состоится обмен ратификаций сего договора. Военное снаряжение будет продаваться только японскому правительству или иностранцам. Рис и пшеница вовсе не будут вывозиться из Японии в качестве груза, но все американцы, проживающие в Японии, и суда для их экипажа и пассажиров будут обеспечиваться достаточным количеством оных. Японское правительство будет время от времени продавать с публичного торга излишнее количество меди, которое может быть произведено. Американцы, проживающие в Японии, будут иметь право нанимать японцев в качестве прислуги или для других надобностей.

Ст. 4. Пошлины будут уплачиваться японскому правительству за все товары, выгруженные в стране, и за все предметы японского производства, экспортируемые в качестве груза, согласно приложенному при сем тарифу.

Все товары, ввезенные в Японию и за которые уплачены пошлины, установленные сим договором, могут быть перевозимы японцами без оплаты каких-либо сборов, акцизов или транзитных пошлин в любую часть империи. Американцами не будут уплачиваться более высокие пошлины на ввозимые в Японию товары, чем установленные сим договором, ни более высокие пошлины, чем уплачиваемые за те же товары, если они будут ввезены на японских судах или судах какой-либо иной нации…

Ст. 6. Американцы, совершающие проступки против японцев, будут преследоваться американскими консульскими судами, а если они будут признаны виновными, наказываться согласно американскому закону. Японцы, совершающие проступки против американцев, будут преследоваться японскими судами и наказываться согласно японскому закону. Консульские суды будут открыты для японских кредиторов, дабы они могли предъявлять справедливые свои требования американским гражданам, а японские суды должны быть равным образом открыты для американских граждан для защиты их справедливых требований к японцам. Все жалобы по штрафам или наказаниям за нарушение сего договора или правил, регулирующих торговлю, будут рассматриваться в консульских судах, и все возмещения за них должны быть предоставляемы японским властям…

 

№7. Т. Маколей о делах в Индии

 

...Правилом Уоррена-Гастингса было отбирать деньги от кого бы то ни было и каким бы то образом ни было, если только эти деньги были необходимы для государственной службы. Извинить его в таком образе действий могут в некотором отношении разве только посторонние и настоятельные требования, адресованные к нему директорами Компании из Лондона. Не надо думать, однако ж, что директоры в своих письмах советовали или одобряли какое-нибудь преступление: напротив, все эти письма наполнены прекрасными, милосердными правилами политики, только все оканчиваются требованием: «Пришлите нам денег»; «управляйте милостиво, но присылайте побольше денег; будьте справедливы и умеренны, но присылайте побольше денег». Гастингс видел, что не может в одно и то же время выполнять наставления и требования своих доверителей, что нельзя быть в одно и то же время и справедливым, умеренным и корыстолюбивым, а потому решился выполнять требование о присылке денег и не заботиться о проповедях директоров.

Побольше, побольше денег – вот девиз той власти, в руки которой судьба бросила миллионы народов Индии! Этот девиз многое объясняет; объясняет он и то, почему так мало было обращено внимания на просвещение и образование народа: ни просвещение, ни образование не принесли бы Компании денег; объясняет он и то, отчего вся эта страна в таком бедственном состоянии, отчего погибли ее фабрики, отчего уменьшилось плодородие почвы: фабрики ее могли мешать метрополии, для поддержания плодородия почвы нужно было издержать много денег, на что Компания не вдруг могла решиться, ибо сама желает получать побольше, побольше денег. Но неужели же этот девиз должен объяснить и то, каким образом английский народ и английский парламент решаются оставлять судьбу царств и народов на произвол торговой Компании? Таким образом они предают в ее руки свою собственную честь, свое собственное имя? Ибо дурное управление Компании бросает тень не на нее одну, но и на все английское правительство, на весь английский народ, а потому мы считаем себя вправе во всей нашей статье говорить не о правлении только Компании, но и об английском правительстве, тем более что в настоящее время власть над Индией разделена между английским Министерством и Ост-Индской Компанией и, следовательно, вся ответственность впредь историческим судом должна быть разделена также между ними.

Результат управления их был таков, что Индию надо завоевывать опять...

 

№8. Авраам Линкольн. Первая инаугурационная речь.

Сегодня я не считаю для себя необходимым обсуждать те проблемы управления, которые не вызывают особого беспокойства или волнения. Судя по всему, среди жителей южных штатов существуют опасения, что с приходом республиканской администрации их собственность, мирная жизнь и личная безопасность могут оказаться под угрозой. Однако для подобных опасений не было и нет никаких разумных оснований. В действительности всегда были и есть самые убедительные доказательства, свидетельствующие об обратном, и их легко проверить. Их можно найти фактически во всех опубликованных речах того, кто сейчас выступает перед вами. Приведу лишь одно высказывание, содержащееся в одном им моих выступлений, где я заявляю, что у меня нет никаких намерений прямо или косвенно вмешиваться в функционирование института рабства в тех штатах, где оно существует. Я считаю, что не имею законного права делать это, и я не склонен делать это.

Те, кто выдвинул мою кандидатуру и избрал меня на этот пост, поступили так с полным сознанием того, что я сделал данное и многие другие подобные ему заявления и ни разу не отрекся от них; более того, эти люди предложили мне включить в политическую платформу, причем как закон для самих себя и для меня, ясную и выразительную резолюцию, которую я сейчас зачитаю:

«Решили, что сохранение нерушимости прав штатов и особенно права каждого штата устанавливать порядки в своих внутренних институтах и управлять ими исключительно по своему собственному разумению является существенно важным для того равновесия сил, от которого зависят совершенство и долговечность нашей политической структуры; и осуждаем незаконное вторжение вооруженных сил на землю любого штата или территории, под каким бы предлогом оно ни совершалось, как одно из самых тяжких преступлений».

Я вновь повторяю сейчас эти убеждения, и, делая это, я лишь привлекаю особое внимание общественности к самому убедительному из всех возможных в этом деле доказательств того, что собственность, мир и безопасность любого региона никоим образом не будут подвергаться опасности со стороны приступающей к своим обязанностям администрации. И хочу также добавить, что любая защита, которую можно предоставить в соответствии с Конституцией и законами, будет предоставлена всем штатам, когда она будет законно востребована, по любому поводу и с одинаковой готовностью независимо от того, кем она запрашивается.

Много споров возникает относительно выдачи беглых слуг или работников. Статья, которую я сейчас зачитаю, записана в Конституции столь же понятно, как и всякая другая:

«Ни одно лицо, обязанное к службе или работе в каком-либо из штатов согласно его законам и бежавшее в другой штат, не может на основании законов или постановлений последнего освобождаться от этой службы или работы и должно быть выдано по требованию стороны, которая имеет право на такую службу или работу».

Вряд ли можно сомневаться в том, что авторы данного положения создавали его для востребования обратно тех, кого мы называем беглыми рабами; но намерение законодателя – закон. Все члены конгресса клянутся соблюдать Конституцию во всех ее частях, в том числе и это положение, как и всякое другое. Таким образом, предложение, что раб, чей случай подпадает под действие этой статьи, «будет выдан», получает единодушное одобрение, сформулированное в виде клятвы. Теперь, если бы законодатели приложили должные усилия, разве они не смогли бы с почти таким же единодушием выработать и принять закон, с помощью которого можно было бы надежно хранить эту единодушную клятву?...

Семьдесят два года прошло со дня первой состоявшейся по нашей Конституции инаугурации президента. В течение этого периода пятнадцать различных в высшей степени выдающихся граждан один за другим осуществляли управление органами исполнительной власти. Они действовали вопреки многочисленным опасностям и, как правило, с большим успехом. И все же при всей масштабности прецедента сейчас я приступаю на короткий четырехлетний конституционный срок к исполнению той же задачи в крайне трудной и необычной ситуации. Раскол федерального Союза, выступавший доселе только как угроза, теперь предстает как устрашающая попытка осуществить его.

Я считаю, что с точки зрения универсального права и Конституции союз этих штатов вечен. Вечность, даже если она не выражена прямо, подразумевается в Основном законе всех государственных форм правления. Можно с уверенностью утверждать, что никакая система правления как таковая никогда не имела в своем Основном законе положения о прекращении собственного существования. Продолжайте выполнять все четко выраженные положения нашей национальной Конституции, и Союз будет оставаться всегда, ибо его невозможно уничтожить иначе, как прибегнув к действию, не предусмотренному в самом этом документе…

Отсюда следует, что ни один из штатов не вправе сугубо по собственной инициативе выйти из Союза, что принимаемые с этой целью решении и постановления не имеют юридической силы и акты насилия, совершенные в пределах любого штата (или штатов), направленные против Правительства Соединенных Штатов, приобретают в зависимости от обстоятельств повстанческий или революционный характер.

Поэтому исходя из Конституции и права я считаю, что Союз нерушим, и я буду в пределах моих возможностей, как того прямо и недвусмысленно требует от меня Конституция, заботиться о том, чтобы законы Союза добросовестно соблюдались во всех штатах. Я полагаю, что поступать подобным образом просто мой долг, и я буду исполнять его, насколько позволят обстоятельства, пока мой законный хозяин, американский народ, не откажет мне в необходимых средствах или каким-либо властным образом не предпишет мне иное. Я надеюсь, что это будет расценено не как угроза, а всего лишь как объявленное намерение Союза защищать и сохранять себя конституционными средствами…

Я не стану ни утверждать, ни отрицать, что у нас кое-где есть люди, которые так или иначе хотят уничтожить Союз и рады любому предлогу, чтобы сделать это. Но если они существуют, мне нет необходимости обращаться к ним. Однако могу ли я не говорить с теми, кто действительно любит Союз?

Прежде чем приступить к такому серьезному вопросу, как разрушение нашего государственного устройства со всеми его выгодами, памятными событиями и надеждами, не следует ли уточнить, почему мы это делаем. Решитесь ли вы на столь безрассудный поступок, если есть все основания полагать, что любая часть бед, избегаемых вами, реально не существует? Возьмете ли вы на себя риск совершения столь ужасной ошибки, если неизбежные беды, к которым вы приближаетесь, более значительны, чем все реальные беды, от которых вы убегаете?..

Ясно, что центральная идея сторонников раскола – это, в сущности, анархия. Единственным истинным сувереном свободного народа является большинство, которое удерживается в определенных рамках посредством конституционных сдержек и ограничений и всегда легко и взвешенно меняется вместе с изменениями мнений и чувств народа. Всякий, кто отвергает это, неизбежно скатывается к анархии или деспотизму. Единодушие невозможно. Правление меньшинства, как перманентное устроение, совершенно недопустимо, так что, если отклонить принцип большинства, ничего не остается, кроме анархии или деспотизма в той или иной форме…

Одна часть нашей страны считает, что рабство – правое дело и его; следует распространять, в то время как другая считает, что это зло и его не следует распространять. Это единственный спор по существу. Статья Конституции о беглых рабах и закон, направленный на прекращение зарубежной работорговли, соблюдаются, пожалуй, столь же добросовестно, как и любой другой закон в обществе, где моральные устои людей таковы, что они ошибочно поддерживают сам закон. Основная часть народа соблюдает бесстрастное правовое обязательство в обоих случаях, но некоторые нарушают и то и другое. Подобное положение, на мой взгляд, невозможно исправить до конца, и в обоих случаях после распада частей оно может стать еще хуже, чем прежде. Зарубежная работорговля, к настоящему времени ликвидированная не до конца, была бы в конечном счете восстановлена без каких-либо ограничений в одной части, тогда как беглые рабы, выдаваемые сегодня лишь в отдельных случаях, не выдавались бы другой частью вообще.

Реально говоря, мы не можем разделиться. Мы не можем отгородить части нашей страны друг от друга или построить между ними непреодолимую стену. Муж и жена могут развестись и выйти за пределы сферы общения друг с другом и досягаемости друг друга, но различные части нашей страны не могут сделать это. Они не могут не оставаться лицом к лицу, и сношения между ними, дружественные или враждебные, должны продолжаться. Возможно ли тогда после разделения сделать эти сношения более выгодными или более удовлетворительными, чем до этого? Разве чужестранцам проще заключать договоры, чем друзьям вырабатывать законы? Разве легче соблюдать договоры между чужестранцами, чем законы среди друзей? Предположим, вы вступаете в войну, но вы не можете воевать вечно, и тогда, после того как обе стороны понесли многочисленные потери и ни одна из них не добилась успеха, вы прекращаете боевые действия, и перед вами снова встает все тот же старый вопрос: на каких условиях строить взаимоотношения.

Эта страна, со всеми ее учреждениями, принадлежит тем людям, которые ее населяют. Всякий раз, когда их начинает раздражать существующее правительство, они могут использовать свое конституционное право внести поправки в его деятельность либо свое революционное право разогнать или свергнуть его. Я не могу не обратить внимания на тот факт, что многие достойные и патриотично настроенные граждане очень хотят, чтобы в национальную Конституцию были внесены поправки. Не давая никаких рекомендаций относительно поправок, я в то же время считаю нужным сказать, что полностью признаю законные полномочия людей по всей совокупности данной проблематики, которые они могут осуществлять любым способом, указанным непосредственно в этом документе…

Президент США получает все свои полномочия от народа, и ни в одном из них ему не поручалось ставить условия разъединения штатов. Народ сам может сделать это, если, конечно, придет к такому решению, но президент как таковой к этому не имеет никакого отношения. Его обязанность – руководить существующей системой управления в том виде, в каком она досталась ему, и передать ее не ослабленной своему преемнику.

Почему бы нам не сохранять терпеливо веру в конечную справедливость народного решения? Есть ли в мире лучшая или хотя бы равная этой надежда? В условиях нынешних разногласий какая из сторон не верит в свою правоту? Если Всемогущий Правитель Народов с Его вечной истиной и справедливостью будет на вашей стороне на Севере или на вашей стороне на Юге, эта истина и эта справедливость, конечно, восторжествуют благодаря решению этого великого суда американского народа.

В рамках системы правления, при которой мы живем, этот самый народ, проявляя мудрость, предоставил своим государственным чиновникам слишком малые полномочия для совершения зла и столь же мудро предусмотрел возвращение этого немногого в свои собственные руки через очень короткие интервалы. И пока народ будет сохранять свое достоинство и бдительность, никакая администрация, при всей ее порочности или глупости, не сможет причинить очень серьезный вред системе правления за короткий четырехлетний срок.

Мои соотечественники, каждый и все вместе, спокойно и основательно обдумайте все стороны этой проблемы. Мы не потеряем ничего ценного, если не будем торопиться. Если имеется цель, побуждающая кого-либо из вас к опрометчивым действиям, к тому, чтобы в горячей спешке совершить поступок, на который вы никогда не пошли бы преднамеренно, то эта цель останется невыполненной, если вы не будете спешить, но доброй цели не может помешать неторопливое обдумывание. При всей вашей неудовлетворенности нынешним положением у вас все еще есть старая, но по-прежнему сильная Конституция, а по чувствительному вопросу – законы, созданные вами в ее рамках; к тому же у новой администрации не будет полномочий, да и желания, немедленно менять какой-либо из них. Даже если допустить, что вы с вашей неудовлетворенностью стоите в этом споре на правой стороне, все равно для поспешных действий нет ни одной уважительной причины. Интеллект, патриотизм, христианство и твердое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности.

В ваших руках, мои неудовлетворенные соотечественники, а не в моих – важнейшая проблема гражданской войны. Правительство не собирается нападать на вас. Вы не получите конфликта, если не нападете сами. Вы не связаны никакой зарегистрированной на небесах клятвой уничтожить существующую систему правления, в то время как я буду связан самой торжественной клятвой «поддерживать, охранять и защитить» ее.

Я не хочу так завершать свою речь. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя страсти, возможно, и ослабили узы нашей привязанности, они не должны разрывать их. Тайные струны памяти, протянувшиеся от каждого поля битвы и могилы патриота к каждому живому сердцу и домашнему очагу через всю нашу широкую страну, все же зазвучат единым хором Союза, когда к ним снова прикоснутся лучшие ангелы нашего естества, и это непременно произойдет.

 

№ 9. Из доклада министра иностранных дел Франции Валевского Наполеону III

(17 октября 1859 г.)

На этот раз будет совершенно справедливо потребовать выплаты контрибуции, которая не только покроет все наши военные расходы, но также и помешает китайскому правительству слишком быстро забыть цену своих ошибок, совершенных по отношению к нам. Для общественного мнения во Франции выплата большой контрибуции будет, конечно, лучшим доказательством успеха новой экспедиции.

Однако наряду с контрибуцией имеется выгода другого рода, кото



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: