I.Историко-стилистический анализ




Аннотация

На произведение

«Море»

Муз. К. Проснак

Сл. К. Хрустельской

Перевод с польского Н. Мицкевича

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......6

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...10

IV.Исполнительский анализ ………………………………………………...16

Литература…………………………………………………………………….20

 

I.Историко-стилистический анализ

 

Этапы истории польской музыки XIX - XX вв. представляют собой скорее монологический характер. 20-40 годы ХIХ века - шопеновская эпоха. У себя на родине Шопен ни с кем не мог вести равноправного творческого диалога. В 1920-30-е гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского. Благодаря Шимановскому образуется группа молодых прогрессивных музыкантов, объединившаяся под названием "Молодая Польша". В нее вошли Г.Фительберг, Людомир Ружицкий, М.Карлович и К.Шимановский. К ним тяготели Рубинштейн и еще несколько высокоодаренных артистов, составляющих исполнительский актив "Молодой Польши".

50-70 годы связаны с именем Монюшко. Он внёс огромный вклад в оперную и вокальную польскую музыку. Опираясь на художественные традиции Шопена, а также М. И. Глинки и А.С. Даргомыжского, Монюшко окончательно утвердил тип национальной польской оперы, развив своеобразные черты народной песенности и танцевальной музыки. Центром культуры того времени был Париж. Множество молодых польских музыкантов (Перковский, Войтович, Маклякевич, Вехович, Шелиговский) стремятся попасть в Париж с целью изучения основ неоклассицизма (в этом стиле использование выразительных средств было более сдержанным, в отличие от романтизма).

Проснак Кароль Мечислав (1898-1976) - польский композитор, дирижер, руководитель смешанного хора им. Монюшко, мужского хора "Эхо".

Среди его сочинений - оперы для юношества, оркестровые произведения, романсы, фортепианные пьесы. Но популярность и признание у нас в стране он получил именно как автор произведений для хора.

Проснак не ограничивался только педагогической деятельностью. Он дирижёр и руководитель многих хоровых коллективов, дирижирует филармоническим оркестром г.Лодзь, занимается композиторской деятельностью. Его творчество было заслуженно отмечено. Так, в 1923 г. В Варшаве Прснаку была присуждена I премия за прелюдию для фортепиано, в 1924 г. - в Познани- за поэму для 8-голосного хора а cappella «Бужа морска», в 1926 г. в Чикаго - I премия за произведение для смешанного хора a cappella «Возвращение весны». В 1928 г. в Познани_ II премия за «Три песни» для смешанного хора a cappella («Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн»). В 1965 г. в США Каролю Проснаку была присвоена «Золотая медаль» за создание великолепных произведений для польских хоров. Помимо этого, хоровое творчество a cappella представлено следующими сочинениями: «Две мышки», «Соловей и роза», «Сарадзинская свадьба». Проснаком написано два цикла о море. Первый - «Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн». Второй- «Море», «Прелюдия», «Баркарола». А также хоры с оркестром -«Молитва деревьев», «Свадьба», «Торжественный полонез».

В нашей стране опубликовано немного произведений К. Проснака, но даже по ним можно судить о большом таланте и мастерстве композитора. Несмотря на то, что его творчество мало изучено, его произведения прочно вошли в исполнительский состав многих хоровых коллективов и изучаются в классе дирижирования в высших и средних специальных учебных заведениях.

Среди сочинений (оркестровые произведения, оперы для юношества, романсы, фортепианные пьесы) хоры a cappella. "Морская буря" (поэма для 8-гол. хора), "Сарадзинская свадьба", "Баллада", "Две мышки" (скерцино), "Возвращение весны", "Песни о море" (1-й цикл — "Колыбельная", "Буря", "Ноктюрн"; 2-й — "Море", "Прелюдия", "Баркарола") и др.; хоры с оркестром: "Молитва деревьев", "Свадьба", "Торжественный полонез" и др.; Женские и мужские хоры a cappella и с оркестром.

Адам Мицкевич (1798-1855) родился в местечке Новогродек. Учился в Вильнюсском университете, в 1817 году основал тайное студенческое общество филоматов, в 1823 году был арестован и депортирован в Россию. В Санкт-Петербурге познакомился со многими русскими писателями, в том числе с Пушкиным. С середины 1829 года жил в Европе; с началом польского восстания 1830 года пытался попасть в Польшу, но был задержан на границе. После подавления восстания осел в Париже, где издавал политический журнал "Польский скиталец". На эти годы приходится расцвет творческой деятельности Мицкевича; в 1832-1834 гг. он опубликовал свои самые значительные произведения - драму "Дзяды", трактат "Книги польского народа", драму "Пан Тадеуш". Осенью 1839 года начал читать лекции по романской литературе в университете Лозанны, преподавал в Коллеж-де-Франс, с марта 1848 года собирал в Италии так называемый Польский легион для войны с Австрией. В годы правления Наполеона III отказался от политической деятельности и стал библиотекарем в парижской библиотеке Арсенала. В 1855 году, с началом Крымской войны, прибыл в Константинополь, чтобы помочь англичанам и французам в создании польских отрядов.

Произведение «Море» Проснака входит во второй цикл «Песни о море», соч. 124, для смешанного хора без сопровождения:

1. Море
2. Прелюдия
3. Баркарола

Триптих «Песни о море» был написан в 1938 году. «Песни о море» - это небольшие произведения, требующие от исполнителей высокого уровня исполнительского мастерства. Для создания триптиха Проснак выбрал проникновенные стихи Кристины Хрустельской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: