Месса Di Gloria
Дж. Пуччини
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3
II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......8
III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...12
IV.Исполнительский анализ ………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………….22
I. Историко-стилистический анализ
Cведения о композиторе
Джакомо Пуччини (1858 - 1924) — итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. Некоторыми исследователями называется крупнейшим после Дж. Верди итальянским оперным композитором. Дж. Пуччини - едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX – ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто исполняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).
Интенсивная творческая деятельность Дж. Пуччини продолжалась 40 лет – от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина – рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай» (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»).
При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:
· прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
|
· мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
· особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
· отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
· при самом пристальном внимании к оркестровой партии – неизменная гегемония поющих актеров.
Необыкновенно одарённый мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Известны так называемые «пуччинивские октавы» — излюбленный и хорошо узнаваемый приём оркестровки, когда мелодию ведут в разных регистрах разные инструменты (или в пределах одной оркестровой группы). Гармонический язык композитора также очень интересен, есть типичные для композитора ходы, например, разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, параллельные квинты и т. п. Влияние музыки импрессионистов слышится в ярких тембральных решениях и постоянной игре оркестровыми красками. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Моцарта, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора.
Общие сведения о мессе Di Gloria
"Messa di Gloria" в свое время представляла собой дипломную работу ("la prova finale") молодого композитора Джакомо Пуччини в Консерватории г. Люкка и явилось характерным показателем его неуемной фантазии, воплотившейся в последствии в операх. Впервые "Messa di Gloria" была исполнена 12 июля 1880 года в г. Люкка на празднике Св. Полино, покровителя колоколов и, возымев огромный успех у публики, вызвала целую бурю противоречивых, порой скандальных реакций в музыкальных и духовных кругах города. Один из учителей Пуччини по композиции маэстро Моско Карнер охарактеризовал произведение как "довольно разухабистое, но не лишенное шарма", в то же время, настоятель кафедрального собора г. Люкка признал музыку Мессы "хулиганской и абсолютно не богослужебной" и не благословил исполнять её в церкви. Однако сокурсники композитора все как один твердили, что открыто новое направление в итальянской духовной музыке - "La musica puccinistica". В общем, мнения основательно разделились. Тем не менее, несмотря на противоречивые оценки, Месса во многом определила дальнейший творческий почерк композитора, а некоторые её фрагменты были потом без зазрения совести использованы в его операх "Манон Леско", "Тоска", "Эдгар" и даже в "Мадам Баттерфляй".
|
По признанию самого Дж. Пуччини, Месса специально названа "Messa di Gloria" ввиду того, что носит скорее прославляющий, нежели богослужебный характер. Этим объясняется её "светскость и плакатность". А для того, чтобы сделать своё произведение более воспринимаемым простой публикой, Пуччини последовал излюбленному вердиевскому девизу "Оркестр - большая гитара!", а в наиболее яркое место "Quitollis peccata" ввел мелодию популярной народной песни региона Тоскана "Смотрю на небо". Что, конечно же, не могло не остаться незамеченным - всё-таки этот раздел Мессы достаточно важен в духовном плане и обозначает: "Взявший грехи мира, прими молитву нашу". Хотел ли композитор конкретно сказать этим поступком что-нибудь? Скорее всего, нет - в прошлом веке редко употребляли многозначительное слово "концепция". Всё, скорее всего, было гораздо проще - если Ты молод, горяч и талантлив, то единственное, что Ты можешь сделать с устоявшейся традицией, так это её нарушить. И потом часто об этом жалеть. Но это ведь будет только потом... А пока - просто "шутка таланта". Будущего гения, как позже выяснилось.