Регулирование денежной массы в обращении также может снизить темпы инфляции. При этом регулироваться должны не только к параметрам М (0) или М (1), но и другие денежные агрегаты.
Регулирование денежной массы происходит за счет стимулирования спроса или предложения. Спрос на деньги формируется из денег как средства обращения - для совершения текущих сделок и как средства сохранения стоимости Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем ВНП, а спрос на деньги как средство сохранения - ставкой процента. Видно, что непосредственно воздействовать на уровень ВНП центральный банк не может, а стимулировать спрос на деньги как средство сохранения может.
Для регулирования денежной массы и уровня инфляции активно используются такие инструменты кредитно-денежной политики, как норма обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, объемы рефинансирования коммерческих банков, операции на открытом рынке.
Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы выполняют расчетно-кассовые центры при главных территориальных управлениях ЦБ РФ. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет.
Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.
Рассматривая инструменты регулирования денежной массы в обращении, следует заметить, что их следует применять с большой осторожностью. Хозяйство рыночного типа предъявляет жесткие требования к формам и методам государственного вмешательства в экономику, в том числе и в сферу денежного обращения. Если государство командными приемами будет заставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определенный процент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег. Сбережения неминуемо будут перемещаться в теневую экономику, где будут процветать подпольное ростовщичество и спекуляция валютой.
|
Эффективном инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки рефинансирования, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
Составляются сценарные условия финансовых потоков в зависимости от политики регулирования денежной массы, процентных ставок и прочих элементов денежно-кредитного рынка.
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает государственные облигации или казначейские билеты.
Операции государства на открытом рынке в современных развитых рыночных экономиках являются наиболее заметным инструментом регулирования денежной массы. Дело в том, что указанный инструмент регулирования более всего вписывается в правила рыночного поведения.
|
Банковская система является институтом осуществления денежной политики государства - От ее состояния во многом зависит не только эффективность и точность регулирования денежной массы, но и кредитование реального сектора экономики и инвестиционный климат в стране. Поэтому принципиально важно, чтобы она работала четко, слаженно и была ориентирована на актуальные экономические задачи.
Закон о Федеральной резервной системе): Подписанный 23 декабря 1913 г. президентом Вильсоном закон, в соответствии с которым для регулирования денежной массы в обращении страны была учреждена Федеральная резервная система.
Предложения монетаристов в области экономической политики сводятся к следующему: 1) во избежание конфликтов между целями ориентироваться только на одну цель - стабильность товарных цен, которой подчинить все другие задачи; 2) средством для достижения этой цели является регулирование денежной массы; 3) при этом необходимо руководствоваться долговременными ориентирами, так как лаги (задержки) в проявлении эффекта экономической политики могут вызвать дестабилизирующее влияние.
К сожалению, следует признать, что эта задача была поставлена в число приоритетных задач в России лишь в 2000 г. До этого времени, по существу, решалась другая задача - создание условий для накопления крупного частного капитала Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в части регулирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.