III. Пути устранения диспропорций




Главная проблема - человеческий капитал и сферы, его обеспечивающие: образование, здравоохранение, ЖКХ. Эти реформы сами по себе не существуют, они существуют как способ умножить население - в количественном и качественном смысле.

Ведь, если подумать серьезно, надо вообще определиться: мы смирились с тем, что население нашей страны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходит фактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Если не смирились, то конечная цель государственной политики, в том числе и экономической, должна быть направлена на преодоление этого процесса.

За последние годы в России был совершен ряд шагов, направленный на сглаживание диспропорций: созданы с финансированием из бюджета инвестиционный фонд, венчурный фонд, особые экономические зоны, планируется образование государственной корпорации развития, которая будет специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации. Вместе с тем проявляется - и на это не следует закрывать глаза - незначительный масштаб использования созданных инструментов для инновационной активности. В России, например, создаются всего четыре технико-внедренческие зоны. В Китае - для сравнения - 57 зон такого профиля.

Для России существуют два варианта экономического роста. Первый связан с ориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый, надежный и доступный для нашей промышленности. В этом случае внутренние инвестиции будут направляться на добычу сырья и в непроизводственную сферу, а основные производственные инвестиции -- за границу. При этом спрос будет формироваться развитыми странами, которые хотят покупать сырье подешевле. За границей будут формироваться и факторы производства -- труд и капитал. Наиболее заинтересованными в таком типе роста будут отрасли топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности.

Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка. Однако это потребует реорганизации производства, роста эффективности на отдельных предприятиях. Через межотраслевые связи процесс технологического роста будет воспроизводиться. Главным условием выздоровления является снижение неэффективных издержек в экономике. Инновационный путь развития становится для России остро необходимым и в связи с тяжелой демографической ситуацией. Она приводит к сокращению предложения трудовых ресурсов, а это может преодолеваться лишь за счет интенсификации труда, повышения его производительности, что невозможно без технико-технологического прогресса.

Безусловным приоритетом, увязанным с реформированием естественных монополий, а также с реформой ЖКХ, будет программа снижения энергоемкости производства и повышения эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики.

Попытки преодоления убыточности за счет повышения цен не приносят успеха. Вслед за повышением цен на топливо следует повышение энерготарифов, что вызывает рост железнодорожных и жилищно-коммунальных тарифов. Последнее необходимо требует повсеместного повышения заработной платы и социальных пособий. Таким образом возникает мультипликативный общий рост цен, который вновь приводит сектор жизнеобеспечения к исходной ситуации убыточности. Так, в Новосибирске в 2000 г. тарифы на жилищно-коммунальные услуги были увеличены в 2,2 раза. Жильцы стали оплачивать 50% стоимости этих услуг. Однако уже через год к октябрю 2001 г. в результате повышения энерготарифов доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг составила всего 28%, и вновь возникла необходимость повышения жилищных тарифов как минимум в 2 раза.

Свои особенности имеет хозяйственная политика в депрессивных регионах (комплекс мероприятий, направленных на стимулирование их промышленного развития, можно разделить на методы общего характера и методы финансового характера), а также в «промежуточных » районах. Таким образом, наряду с методами управления экономикой в условиях неопределенности внешней среды существует немало подходов для принятия управленческих решений, в основе которых лежит учет многообразия региональных диспропорций. В совокупности эти методы и составят блок в структуре управленческой системы, основанный на учете воспроизводственных диспропорций.

Представляет интерес опыт развитых стран по решению проблемы смягчения территориального неравенства (региональных диспропорций). Государство активно вмешивается в вопросы, связанные с форсированным освоением новых районов. В послевоенный период ядром программ их развития, принятых правительствами США, Канады, Австралии, Швеции, Норвегии, Дании, стало создание инфраструктуры, в первую очередь транспортной, где значение государственной помощи особенно велико в связи с высокой капиталоемкостью и низкой прибыльностью проектов.

Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии, стимулировать структутрную перестройку экономики. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.

В тех же целях используется кредитная политика -- понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Большой вклад в развитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-е годы крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию многих связанных с этим отраслей, -- автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом -- как символ высокой прибыльности и экономического прогресса[14]).

В России наблюдается сильная диспропорция в развитии регионов. В настоящее время доходы аккумулируются в федеральном бюджете, а затем раздаются регионам. Но такой подход не стимулирует тех, кто развивает на своей территории налогооблагаемую базу за счет создания новых производств.

Невозможно говорить об укреплении муниципальных органов власти, что безусловно правильно в демократическом обществе, а бюджетную систему устроить так, что она не позволяет им зарабатывать средства, необходимые для реализации переданных им полномочий. Это лишает муниципальные власти инициативы, в том числе и по привлечению частных инвестиций. Муниципальные власти должны просить деньги у региональных властей, те - у федеральных. Порочен психологический остов такой системы: она ориентирует на умение просить, а не на умение зарабатывать [14].

К северным регионам, где добывается большая часть российской нефти и газа нужен особый подход. «Здесь суровые климатические условия, поэтому людей нужно стимулировать. В последние годы компании передают жилье и объекты социальной инфраструктуры на баланс муниципалитетов, а у тех зачастую нет средств для поддержания этого хозяйства в должном виде. В результате уровень жизни в том же Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) не отвечает всем современным требованиям. Очевидно, что в региональный бюджет должно попадать больше денег от налогов на недропользование.

При этом для федерального бюджета это будут не потерянные средства - они вернутся с прибылью, когда Минприроды выставит на аукцион обнаруженные ресурсы полезных ископаемых, - отметил директор Института национальной энергетики.

Диспропорции в развитии территорий можно преодолеть за счет особого внимания к уральским, сибирским и дальневосточным территориям. Сейчас у компаний нет стимулов к геологоразведочным работам. А государство на этом давно и упорно экономит.

К организации геологоразведки нужно подключать сами регионы, для чего требуется, в том числе, смена политики в недропользовании, создание стимулирующей фискальной политики.

Отмечается рост третичного сектора хозяйства, ориентированного на потребности конкретного человека, розничного покупателя. Ведь советская экономика имела огромный флюс - избыточное развитие промежуточных отраслей либо конечных производств непотребительского назначения, прежде всего военной продукции. Этот перекос сейчас в значительной степени ликвидирован, и дорога развитию потребительских отраслей хозяйства открыта.

Законотворческая деятельность государства является важнейшим инструментом изменения институциональной (в т. ч. правовой среды) хозяйственной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: