Кереки: там, где стыкуютсяКамчатка и Чукотка
(журнал «География», №5/2007)
Кереки — самая малочисленная народность Севера. В переписи 2002 г. кереками назвали себя лишь 8 человек.
Сами кереки называют себя анкалгакку — приморские люди. Чукчи же именуют их кэрэкит; от этого слова и произошло принятое сейчас название. Кереки живут в окружении чукчей и подверглись сильной ассимиляции с их стороны.
Ареал
Кереки исстари были расселены по чукотскому побережью Берингова моря, от Анадырского лимана до устья р. Опуки (несколько севернее географической границы Камчатки). Археологические данные свидетельствуют, что следы древних керекских поселений обнаруживаются и существенно южнее, вплоть до мыса Олюторский на Камчатке. Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой на птиц, на морского и пушного зверя.
Этнические катастрофы
В ХVIII в., когда между чукчами и коряками велись жестокие войны за обладание пастбищами и оленьими стадами, кереки оказались меж двух огней. На них нападали и чукчи, и коряки, сжигали жилища, убивали мужчин, женщин уводили в рабство. Межплеменные войны, природная изоляция и резкое сокращение морской фауны в XIX в., а также эпидемии, поразившие Камчатку и Чукотку в конце XVIII в., ассимиляция кереков чукчами в ХХ в. привели к фактическому исчезновению керекского этноса.
Есть ли кереки?
Термин «кереки» был введен в научный обиход в конце XIX в., но еще долго после этого кереков не рассматривали как самостоятельную народность, не отделяя их от приморских оседлых чукчей и трактуя их язык как диалект чукотского или корякского. Поэтому данные об их численности на протяжении всего ХХ в. были противоречивы. Специально занимавшийся этнографией кереков в 60—80-е годы писатель В.В. Леонтьев знал их всех лично и оценивал численность кереков немногим более 100 чел. (по несколько семей в чукотских поселках Мейныпильгыно /Майныпильгино/ и ХатыркаБеринговского р-на Чукотского а.о.). По данным 1991 г., говорящихпо-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они трехъязычны: помимо родного, владели чукотским и русским.
|
Язык
Никакого официального статуса керекский язык не имел. Он был языком общения в семье и в процессе традиционной хозяйственной деятельности. Язык — бесписьменный, попыток ввести письменность для кереков никто не предпринимал. Образование кереки получали и получают на чукотском и русском языках. В качестве языка межнационального общения у кереков первое место занимает чукотский язык. Контакты с русскими до 30—40-х годов XX в. были редкими.
Изучение керекского языка началось, когда он уже оказался на грани исчезновения. В экспедициях 1988—1989 гг. был записан словарь на 4—5 тыс. слов, внесенный в компьютерную систему. (Поддержка прав коренных народов Сибири//nsu.ru/ip/kereks.php)
Кереки — создатели ездового собаководства
Самыми древними обитателями прибрежных областей Тихого и Ледовитого океанов считаются эскимосы и кереки. Эти области и являются центрами использования ездовых собак. Здесь ездовое собаководство не пересекается с оленеводством и поэтому является наиболее развитым. Внутренние области Чукотки (по рекам Амгуэма, Чаунь, Паляваам, Большой и Малый Анюй до реки Анадырь и в районе Шелагского мыса) занимали чуванцы — народность юкагирской группы, делившаяся на оседлых (ездивших на собаках) и кочевых (оленных) людей. Чукчи же считаются древнейшим народом, обитавшим в континентальных областях крайнего Северо-Востока Евразии; они были носителями внутриматериковой культуры рыбаков и охотников на диких оленей. К оседлому образу жизни они начали переходить, вытесняя эскимосов на побережье Ледовитого океана и перенимая у них навыки ездового собаководства, в частности запряжку веером. Запряжку цугом чукчи переняли уже после XVII в. у русских, которые, похоже, в свою очередь взяли ее у кереков, запрягавших так собак спокон века.
|
XVII век стал началом больших миграций народов Сибири, в первую очередь, из-за прихода российских первопроходцев. Продвигаясь на северо-восток, первопроходцы сдвигали с места массу народов, используя их в качестве рабочей силы и войска. Так, юкагиров начали теснить эвены, а они в свою очередь вынудили чукчей уходить все ближе к побережью Ледовитого и Тихого океанов, изгоняя и ассимилируя эскимосов и кереков.
Чуванцы — один из юкагирских родов — были одними из первых обложены данью. И в дальнейшем принимали участие в военных походах казаков против чукчей и коряков (не путать с кереками). Позднее последниечуванцы закрепились в селе Маркове на реке Анадырь, а также в районе Анадырского острога. Именно из Mapкова на Аляску были вывезены первые собаки, положившие начало породе сибирский хаски. Свои упряжки чуванцы запрягали цугом.
Ассимиляция кереков чукчами закончилась уже в XX в. И сейчас вы не найдете на карте мест проживания этой народности. Отдельные ее представители встречаются в чукотских поселениях. Эскимосы, несмотря на более раннее начало ассимиляции, сохранили несколько национальных поселков. Но свой способ запряжки собак веером сменили в XIX в. на более удобный — «керекский» — цуг. (Елена Поцелуева, Людмила Чебыкина//Друг,
№ 11/2002)
Исследователь
В 70-х годах В.В. Леонтьев, член Союза писателей СССР, работал над серией чукотских рассказов. Результатом трех научных экспедиций по исследованию поселений кереков на побережье Берингова моря от Анадырского лимана до села Хатырка явилась книга очерков «По земле древних кереков», в которой сделана попытка раскрыть загадку происхождения малоизвестной народности Севера. (Kolyma.ru)