Слово на Рождество Христово




Настало Рождество. Рождество Христово — волшебные слова, и сразу почему-то хлынут детские воспоминания. В этот праздник, Рождества Христова, мы призываемся сердцем, очищенным постом и слезами, созерцать снисхождение и истощание Великого Бога, Бога Великой Любви, Который ради этой Любви, Любви к Своему созданию, потерянному, заблудшему, погибающему и даже погибшему, снисходит на землю, зрак раба приемлет (См.Флп.2,7), образ раба принимает. И рождается как Младенец — маленькое, крохотное, беззащитное Существо. Одно поразительно: то, что Царь Небесный рождается не в каком-то великолепном чертоге или дворце, в Риме или в Иерусалиме, но Он рождается в вертепе, холодной ночью рождается в яслях. И свидетелями этого непостижимого рождения и истощания Слова Божия являются невинная тварь: осел, вол, звездный лик; простосердечные, как дети, пастухи; мудрые иноземные волхвы. Всех сих соединяет одно — детская простота и смирение, ибо только детскому чистому сердцу открывается Бог.

А горделивые первосвященники, могучий и свирепый Ирод не только не познали этого великого Таинства Богоявления, но сразу же закипела вокруг беззащитного Младенца ярость и ненависть мира сего. Да просто Христос явлением Своим беспокоит, не дает спокойно жить, и поэтому Он всегда, с самого начала даже до конца, гоним. Гонимы и все Христовы: «Аще Мене изгнаша, и вас изженут; аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут» (Ин.15,20), и, по слову Апостола Павла: «И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим.3,12).

Да, Рождество Христово — детский, светлый, светозарный праздник, это призыв для нас возвратиться в детство, в детство своей души. Каждый из нас носит в себе детский рай, по которому душа всегда тоскует: рай мой, прекрасный мой рай! И все подмены этого рая, будь то наркотики, алкоголь или иное что, все это лишь подмены, искусственные раи. А Господь Своим пришествием к нам, Своим смирением, Своей смиренной любовию, Своим смиренным служением предлагает нам Истинный Рай. «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад: от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ»*. И как всегда, мы возвращаемся к началу начал, к той трагедии, которая произошла в Раю, и из-за которой мы потеряли Рай. Из-за которой погрузилось все человечество в бесконечные бездны бед, и горя, и слез, и болезней и, в конце концов, в бездну смерти. Поэтому, созерцая ныне Новорожденного Христа в яслях, мы созерцаем на самом деле Агнца Божия, вземлющего грехи мира (См.Ин.1,29), мы созерцаем Тайную Жертву, непорочную, пречистую, богоугодную. «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным»**.

* Тропарь предпразднства Рождества Христова.

** «Да молчит всякая плоть...», песнопение литургии Вел. субботы.

«Вифлеем» по-еврейски значит «дом хлеба». Сегодня рождается Хлеб Жизни в Вифлееме, и Он говорит нам: «Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин.6,35). Кто верует во Христа, никогда больше не будет испытывать ни голода, ни жажды. Только Христос — Хлеб Жизни истинной, нетленной — может насытить человека, может утолить нашу жажду, может утолить нашу тоску по утраченному Раю. Потому что где Христос — там Рай. А Христа мы должны искать со слезами и найти Его, обрести каждый в своем сердце. Сердце каждого из нас должно стать и вертепом, и яслями, чтобы принять Пречистый Хлеб Жизни, Новорожденного Младенца, Богомладенца Иисуса Христа.

С этого дня начинаются так называемые Святки. Святые дни, освященные Богоявлением, явлением Бога во плоти. Но нам нелегко дается радость духовная. Это тоже подвиг, подвиг, пожалуй, труднее, чем подвиг поста или покаяния. Потому что в этом мире все противоречит радости. И для того, чтобы постигнуть радость духовную, то состояние божественной радости, божественного веселия, о котором поет Церковь во всех своих дивных Рождественских песнопениях, мы должны совершить над собой усилие и хотя бы на время, на короткое время, совершить прыжок в вечность, то есть оставить мир сей, и пусть на время отбегут болезнь, печаль и воздыхания, которые нас не перестают окружать. И пусть для нас непобедимый и неустранимый факт Богоявления и факт победы Христа над грехом, над смертью, над дьяволом, пусть этот факт станет камнем, на котором мы будем созидать свой духовный дом.

Будем помнить, что вера дается только простым сердцам, детским. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч.3,34;Иак.4,6).

И дай нам Бог вот этой простоты пастухов, простоты волхвов, простоты бессловесной, но чистой твари, чтобы наши очи сердечные действительно открылись, чтобы мы увидели это Чудо Божией Любви. И чтобы с бесконечным благодарением нам поклониться, как поклонились тогда и пастухи, и волхвы, и всякая тварь Новорожденному Спасу нашему Иисусу Христу, Еммануилу, что значит: с нами Бог (Мф.1,23).

06-01-2009



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: