Упражнения на активизацию работоспособности




Работа с упражнениями

I. Анализ групповой ситуации

- Какое поведение в группе я наблюдаю сейчас?

- Какие внутренние процессы сопровождают это поведение?

- К каким последствиям для группы в настоящем и будущем может это привести?

- Какова цель моего вмешательства?

-Какая психологическая техника будет эффективна для этого? (Какие психологические механизмы нужно активизировать?)

- Какова будет глубина интервенции у этого упражнения?

- Какая форма проведения целесообразна (фокус на одном, фокус на паре, в кругу, в парах, в малых группах и т. п.)?

- Какая активность должна преобладать (психическая или физическая) и степень ее нагрузки?

 

II. Инструктирование участников

- Информация о целях упражнения.

- Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения ведущего, тем скорее участники будут готовы к сотрудничеству.

- Подчеркивание экспериментального характера игры.

- Уверенное поведение ведущего.

- Акцент на добровольности. «Возможны ситуации, когда кто-то из вас не сможет делать то, что я вас прошу. У каждого из вас есть интуитивное ощущение своих возможностей, и я уважаю любой отказ, так как я сам обладаю точно таким же правом».

III. Проведение игры

- Контроль.

- Дальнейшее инструктирование.

- Разъяснение неправильно понятых указаний.

- Контроль соблюдения правил и временных рамок.

- Наблюдение. Фиксация значимых проявлений.

 

IV. Подведение итогов

- Руководство процессом самоанализа. Дать возможность молча подумать о своем опыте: Что я узнал? Каковы были мои ощущения? Заметил ли я привычные для себя способы поведения? Как я реагировал на поведение других?

- Поощрение обмена опытом. Расскажите, пожалуйста о своем опыте…

- Помощь в осознании особенностей своего поведения. Безоценночность высказываний. Корректность в высказывания. Четкость формулировок. Каждый имеет право на обратную связь. Ведущий обобщает, при этом может сообщить свою обратную связь.

- Помощь в нахождении связи между полученным опытом и поведением в повседневной жизни. Что вы будете делать с этим опытом в будущем? Хочешь ли ты извлечь какие-то выводы? Какие? Что бы ты сделал по-другому? Что можешь сделать для этого?

-

 


 


ВЫБОР УПРАЖНЕНИЯ ( Н. Ю. ХРЯЩЕВА )

 

Выбирая то или иное упражнение, тренер ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его проведения:

Ø изменится состояние группы как целого;

Ø изменится состояние каждого из участников группы

Ø в отдельности;

Ø в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников;

Ø будет получен материал для продвижения вперед в

Ø содержательном плане.

 

2. На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним, прежде всего, относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст, и т. д.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.

Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы.

5. Содержание дальнейшей работы.

 


 

Упражнения на активизацию работоспособности

 

УПРАЖНЕНИЕ «Тёзки»

 

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

 

«Тёзки» Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

 

УПРАЖНЕНИЕ «Попрыгунчики»

 

Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

«Я буду считать и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».

Тренер прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.

 

«Попрыгунчики» Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению. Вопросы «Что помогало группе справиться с поставленной задачей?», «Что помешало выполнить задачу быстрее?» («Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее? ») и т. п. — дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда группа вырабатывает совместное решение, должна о чем-то договориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, позицию других; обнаруживается, что не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «Камень, ножницы, бумага»

 

Все участники садятся по кругу.

«Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

 

«Камень ….»В любом случае упражнение дает богатый материал для обсуждения, который может использоваться в ходе тренинга, а также в различных социально-психологических практикумах.

В практикуме по психологии управления и социальной психологии можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как общественное мнение, групповое давление, авторитет, групповое настроение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: