МАЛОВЕРИЕ — ПРЯМОЙ ПУТЬ К ОТЧАЯНИЮ




Игумен Феодор (Яблоков)

 

Все знают, что отчаяние — спутник всех горюющих. Но порой искренняя скорбь доходит до того, что в смерти близкого начинают обвинять Бога, перестают видеть выход из трудной жизненной ситуации, не представляют, как жить дальше. Упадок духа, безнадежность приводят как к психологическим проблемам, так и к духовным.

Дело в том, что отчаяние — одна из самых страшных страстей, потому что она является прямым следствием неверия или маловерия. Это крайняя степень уныния. Если человек верит в Бога и Его Промысел, то что бы ни случилось, он будет благодарить Господа и за скорбь, и за радость. Для верующих всё, что творит Господь, — благо, подтверждение тому — Священное Писание.

С впавшим в отчаяние человеком трудно общаться, до него сложно что-то донести, так как он не только замыкается в себе, но и закрывается от Бога в своем неверии. Ему невозможно помочь до той поры, пока порождающий уныние холод души совсем не измучает его и ему не захочется душевного и духовного тепла. Только придя в храм и обратившись к Богу, такой человек сможет почувствовать облегчение и обрести смысл жизни.

Но надо быть готовым к тому, что духовное лечение будет долгим, ибо отчаяние так быстро не проходит. По мнению Церкви, лучшее средство исцеления — постоянное общение с Богом через Святые Тайны, дарующие особые радости душе и пробуждающие самые светлые чувства. Через них сердце постепенно оттаивает, у скорбящего открываются «духовные очи», позволяющие увидеть мир за пределами горя.

Выбраться из бездны отчаяния также помогут любовь и забота окружающих. Но это совсем не значит, что нужно потакать всем страстям горюющего, угождать любой его прихоти и позволять делать всё, что он пожелает. Главное — понять и согреть теплом своей души, относиться по-доброму, проявлять терпение и сострадание. Кроме того, за пребывающего в унынии необходимо молиться, просить для него прощение у Бога. От силы молитвы близких людей будет зависеть, начнутся ли изменения в жизни и душе человека, придет ли он к Богу, к Церкви и Спасению.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи рядом с тобой спасутся». Иногда просто достаточно побыть рядом с отчаявшимся, поговорить с ним о простых житейских вещах, привести в храм, чтобы он почувствовал, что мир не замыкается на его беде, что на земле есть любовь и теплота. Это один из способов донести, что источник Любви — Бог. Пусть Господа трудно почувствовать в горе, но именно Он выводит нас из темноты и согревает наши сердца. Человек в унынии не ощущает этого не потому, что Бога нет, а от того, что он сам закрылся от Бога, как в солнечный день заслоняются от солнца зонтиком. А Бог на всех изливает Свою благодать — и на грешников, и на праведников. Всё, что от нас требуется, — отодвинуть зонтик своего горя в сторону, не замыкаться на себе. Вспомнить, сколько в жизни было (и будет еще!) ситуаций, когда Бог оказывал нам помощь и поддержку. Но горюющие, как правило, забывают о милостях Господа, усугубляя тем самым свое состояние. А надо бы всё вспомнить и не отчаиваться. Как только человек обратится всею душою к Богу, взглянет на Него со смирением и кротостью, призовет на помощь, то обязательно получит то, что просит. И отчаяние начнет таять, как лед от солнечных лучей. Сердце страждущего вновь превратится в плодоносную и цветущую землю.

Отчаяние страшно и тем, что оно способно приводить людей к суициду или запускать программу медленного самоуничтожения, втягивая в алкоголизм либо наркоманию. Чтобы этого не случилось, необходимо осознать, что в мире много горюющих, которые испытывают ту же боль души или находятся в еще более безнадежном положении.

Не верите? Тогда отправляйтесь в интернат или дом престарелых, окунитесь в море одиночества и боли. Вот где бы отчаяться и впасть в уныние. Но и тени падшего духа вы здесь не встретите. Молитва, Святое Причастие и вера в Бога — те спасательные круги, которые дают немощным и брошенным людям оставаться на плаву жизни и надеяться на лучшее.

А есть и более тяжелые случаи, но и в них порой находится выход. Например, что бы вы сказали семье, где уже четверо детей, мать больна сифилисом, а пятый ребенок на подходе. Что делать с беременностью? А ведь таким ребенком был Бетховен. Решившись на аборт, его мать лишила бы человечество гения. Это яркое доказательство того, что все проблемы, которые кажутся неразрешимыми, на самом деле решаются Промыслом Божиим и приносят пользу как самому пострадавшему, так и его ближним.

К примеру, в нормальной многодетной семье рождается ребенок-инвалид. И вот оказывается, что он не случайно был послан Богом, потому что вокруг него сплотились все родные. Этот ребенок стал центром любви, объектом общей боли и заботы. И страдание, поначалу казавшееся страшным наказанием, обернулось Промыслом Божиим — спасительным и необходимым.

В письме духовной дочери преподобного Серафима Вырицкого есть такая мысль, что какие бы тяжелые испытания не выпали, важно понять, что посланы они от любящего Бога для нашего спасения. У каждого свой путь, и ведет нас этим путем Господь. Поэтому не нужно отчаиваться ни в беде, ни в скорби, потому что через них Бог приближает нас к Себе. И Он не жестокий тиран, а любящий Отец, ревниво заботящийся о каждом из Своих детей.

Откуда же тогда берется отчаяние? Эта страсть живет в нас, и время от времени подогревается врагом рода человеческого. Поэтому когда мы замыкаемся в унынии, отгораживаясь от Бога, то привлекаем к себе силы тьмы, нанося тем самым урон не только собственной душе, но и душе умершего человека, по которому горюем.

Отчаяние убивает молитвенный дух, лишает нас духовной силы и связи с усопшим. Находящийся в отчаянии не может молиться, потому что полностью растворен в своей боли. Ему даже комфортно это состояние, поэтому и выходить из него совсем не хочется.

Опасно отчаяние и тем, что нередко ему сопутствует хула на Бога: «Он отобрал! Какое Он имел право?!» А ведь если один отрекается от Господа, то как тяжело становится второму, который уже ничего не может сделать! Надо понимать, что наши страсти и уныние отдаляют усопших от Божественного утешения. Где же наша любовь и жертвенность? Где забота и помощь? Один сплошной эгоизм.

Всегда проще обвинять Бога, чем исправлять себя. Виной всему — наша духовная лень. Кому хочется усложнять свою жизнь и заставлять душу постоянно трудиться: исполнять заповеди Божии, регулярно совершать молитву, соблюдать пост? Но без этого невозможно спасение и возвращение к нормальной жизни, полной надежд и планов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: