Проблема универсальности прав человека




Концепция прав человека занимает прочное место в мировой правовой культуре. Идеи о правах человека нашли свое закрепление в конституциях и основных законах демократических государств. Сегодня уже сложно найти страну, которая бы в том или ином виде не отразила представления о правах и свободах личности на законодательном уровне. Нормы о правах человека стали своего рода измерением степени либерализма, развитости, прогрессивности государств и возможности международного сотрудничества с ними. Отсутствие в конституции страны норм о правах человека вызывает недоумение мирового сообщества, еще больший резонанс вызывает публичное выражение нежелания признать права и свободы личности в основных законах государства.

Все чаще и настойчивее слышатся утверждения об универсальном характере концепции и представлений о правах человека. Постулируется общечеловеческий и общеобязательный характер норм о правах и свободах личности. Многие авторы предлагают избрать права человека за основу или стержень для устойчивого развития глобально изменяющегося мира «Ориентиром в сложных и противоречивых ситуациях современного мира должны быть права человека, которые выражают четко выверенные границы его свободы, положения в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Права человека - неотъемлемое, неотчуждаемое достижение человеческого рода».

Однако, права человека - это достижение прежде всего западной цивилизации, и, как показывает практика, процесс рецепции идеи прав человека не западными культурами зачастую происходит не совсем естественным путем, либо вообще не происходит. Свидетельством тому служат обострившиеся национальные конфликты, борьба за культурную самобытность народов, и стремление развиваться своим цивилизационным путем

Позиционирование прав человека в качестве некой «абсолютной истины» должно иметь под собой определенную почву. Концепция прав человека имеет свои особенности в различных правовых системах: романо-германская, англо-саксонская, а также мусульманское и иудейское право. Концепции находят свое отражение не только в различных отраслях права, но и тесно взаимосвязаны с культурой государств различных правовых систем.

Концепция прав человека - это продукт западной философской и правовой мысли, западных традиций и культуры, западных моральных и этических представлений, международное право в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности - это отражение так называемой «западной концепции прав человека», практически не учитывающее национальные и культурные особенности многих «не западных» народов и цивилизаций.

Не западные правовые культуры (мусульманская и иудейская семьи) содержат собственные представления о правах человека, отличные от идей о правах и свободах, берущих свое начало со взглядов мыслителей эпохи Просвещения в европейских странах.

Отличительной чертой мусульманского права является доктринальный приоритет общего блага над благом индивидуальным, перечень прав человека в странах мусульманской правовой системы прежде всего ориентирован на достижение общественного благополучия.

Характерной особенностью проблематики прав человека в иудейском праве выступает доктринальный приоритет обязанностей членов общества по отношению к правам и свободам. Права человека в иудейской правовой системе находят свое преимущественное выражение через установление соответствующих запретов и обязываний, свобода совести в странах религиозно - правовых систем и по настоящее время остается наиболее проблемным правом человека, как с точки зрения доктрины, так и в плане практической реализации, оно либо существенно ограничивается, либо логически, по сути и по факту как таковое может просто отсутствовать.

На современном этапе развития человечества все-таки не существует действительно всеобщей, общепризнанной, универсальной и одинаковой для всех стран и народов концепции или доктрины прав человека.

Концепция прав человека весьма многоплановое явление. Понятие прав и свобод человека не исчерпывается только правом. Концепция прав человека сформировалась под влиянием многих факторов жизни общества. Касаясь самого человека, существенных условий его бытия, затрагивая основные ценности человеческой личности, концепция прав человека, как феномен права, возникла и сформировалась под влиянием многих не правовых явлений, таких как религия, философия, мораль, культура в целом.

Мораль, также как и религия, привнесла в концепцию прав личности один из основополагающих принципов, а именно идею справедливости. Справедливость является оценочным критерием как для норм права в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, так и норм морали. Права человека очень близко соприкасаются, сопряжены с моральными и культурными достижениями человечества. Концепция прав личности воплощает идеалы человечества, такие как свобода, равенство, справедливость, милосердие, гуманизм. Нравственность является одним из аспектов, с помощью которого можно охарактеризовать права и свободы человека, в нормах о правах и свободах личности отражаются нравственные представления общества.

Важным вопросом при рассмотрении концепции прав человека является проблема соотношения концепции прав человека и норм права в сфере обеспечения и защиты прав и свобод личности. Концепция прав человека - это система взглядов о правах и свободах личности, этически (морально, нравственно) обоснованных и социально необходимых, принадлежащих человеку в силу природы его происхождения, уходящая своими корнями в религию, культуру, мировоззрение данного сообщества. Нормы права о правах человека - это определенный набор прав, свобод и обязанностей человека, которые обеспечиваются и охраняются государством в целях создания универсальной в рамках общества и на определенном этапе исторического развития среды для всестороннего развития человека.

В последнее время в вопросах прав человека наблюдается тенденция примирения и интегрирования естественно-правового и позитивистского направлений в правопонимании в целях повышения эффективности механизма реализации и обеспечения прав и свобод личности. Естественно - правовая доктрина постулирует существование неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, которые присущи личности по факту ее рождения, и никакое государство, никакая власть не может отнять либо ограничить эти права. Вместе с тем, не найдя закрепления в позитивном праве представления о правах человека остаются абстрактными идеями. Правотворческая деятельность государств все чаше бывает направлена па активное содействие реализации прав, свобод и способностей человека. Личность нуждается не только в пассивном предоставлении права осуществлять свои права в рамках очерченных государством и закрепленных правом. Необходимо также создание условий, направленных па реализацию закрепленных в нормах прав. Таким образом, так называемые естественные права для своего осуществления все более нуждаются в регламентации и обеспечении условий для их осуществления каждым индивидом.

В западных государствах состояния прав человека в романо-германской и англосаксонской правовых системах права и свободы человека неоднозначны в закреплении и реализации. Социально-экономическим нравам в законодательстве романо-германской и англосаксонской правовых системах уделяется меньше внимания, чем, к примеру, личным и гражданским правам человека. Это позволяет констатировать различия в перечне закрепляемых прав и свобод человека не только в рамках различных правовых культур, но также и в различных странах западной правовой системы.

В исламских государствах отсутствует четкий правовой, юридический механизм защиты и гарантий прав и свобод человека. Причина кроется в том, что исламские государства убеждены, что принципы исламской концепции - шариат - это то, на что следует ориентироваться в вопросе определения прав человека.

Ее концепция гражданских и политических прав основана на религиозном признаке. Учитывая приверженность мусульман исконным и незыблемым законам ислама, нормы которого нередко вступают в противоречие с общепринятыми стандартами по правам человека, не существует объективной возможности применения государствами мусульманской правовой системы западных «универсальных» стандартов по правам человека. Невозможно исповедующим ислам отказаться от принципов и идей, которые веками жили в умах мусульман, на которых воспитывались поколения. Включение прав и свобод человека в мусульманское право может быть осуществлено в рамках и при поддержке мусульманской религии, а также учитывая национально -культурные особенности Востока.

Иудейское право, так же как и мусульманское, является одной из древнейших правовых систем современного мира. Иудейское право является самобытным и независимым.

Приверженность иудейской религии не способствует принятию в государстве высшего единого закона - конституции в силу того, что это могло бы окончательно разделить государство и религию. Израильская государственность опирается на нормы права, берущие свое начало в религиозно - этических предписаниях.

Имея ярко выраженный религиозный характер, иудейское право является в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством народа. Основные законы в сфере прав человека в Израиле подчеркивают приверженность ценностям еврейского государства. Такой четкий акцент на национальную принадлежность очевидно противоречит «общепринятым» положениям концепции прав человека.

Иудейское право есть право предписывающее, регламентирующее жизнь иудейского народа. Исследуемая правовая система есть система не прав, а скорее система обязанностей. Общественное благо в иудейском праве превалирует над благом индивидуальным. Иудейский закон изобилует обязанностями, выполнение которых требуется от каждого отдельного человека.

Различия в представлениях о правах человека на Западе и на Востоке затрагивают основные аспекты концепции прав личности. То, что неприемлемо для одной культуры (например, кровная месть для западной цивилизации), считается священным для другой, и наоборот, бытовые явления западной цивилизации (например, развод) для Востока становятся страшным грехом, порицаемым всем обществом. Признание одной культуры и распространение ее в качестве абсолютной истины для всех народов - это не что иное, как игнорирование и подавление цивилизационного многообразия.

Права человека всегда зависят от объективных условий. Характер и объем прав зависят от политической и экономической ситуации в том или ином сообществе. Права человека - это не абсолют, ничем не обусловленный, или обусловленный только лишь биологической природой человека, это не универсальное явление, которое существует независимо от общественного устройства. Права и свободы человека это отражение характера и статуса личности в обществе, так как вне общества нет ни прав, ни свобод.

Концепция прав человека тесно связана с такими явлениями как мораль, нравственность, религия. Моральные ценности в мире схожи, но при этом существуют и различия в зависимости от культурных и цивилизационных особенностей того или иного общества. Всюду есть мораль, но не всюду она одна и та же.

Религиозные представления о мироустройстве также значительно различаются. В каждом обществе существуют свои ценности и свои приоритеты. Идеалы, проповедуемые христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом, не совпадают, а дифференцируются.

Западная концепция прав человека в ее полном виде не приживается в других правовых системах, и при этом существуют права и свободы, которые в том или ином виде признаются лишь не западными цивилизациями. Представители различных стран, различных правовых систем, не являющихся западными, как правило, высказываются против признания универсального характера за концепцией прав человека, порой даже выступают против соблюдения прав и свобод, которые в западной доктрине представляются как неотчуждаемые, естественные, основные, неотъемлемые.

В каждом обществе существуют свои ценности, свои парадигмы развития, которые вырабатывались веками и органично отвечают целям развития конкретного общества. В западном мире - это концепция прав человека, христианские ценности, в мусульманских странах - религия ислам и стремление к общему благу, в Индии - сословные касты и дхарма. В различных правовых системах мира роль права вообще не такая значительная как в западных странах, не говоря уже о концепции прав человека.

Нормы о правах человека, стандарты в сфере защиты и обеспечения прав личности, перечень так называемых неотчуждаемых, неотъемлемых, естественных, основных прав человека - это средства для решения возникающих социальных вопросов в западном обществе. Ни концепция прав человека, ни нормы права в области обеспечения, защиты и реализации прав и свобод личности, не могут быть признаны универсально применимыми для всех социо - культурных образований

Объединение мирового сообщества не может происходить на основании ценностей, предложенных одной культурой без учета «ожиданий» и особенностей других. Здесь происходит уже не диалог двух (или более) равных сторон, а принуждение и давление. Происходит нарастание напряжения и как следствие возникают конфликты на этнических, национальных, религиозных и иных основаниях.

Идея прав человека как концепция, отражающая место и положение человека в сообществе, зависит от ценностей конкретного общества, от понимания сущности личности и ее отношений с другими людьми и обществом в целом. Подобные вопросы должны решаться государствами исходя из целесообразности, культурных оснований, ценностных ориентиров общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: