Еще накануне вторжения иностранных колонизаторов феодальный Китай переживал глубокий кризис. Одним из главных про явлений этого кризиса было обострение классовой борьбы — многочисленные крестьянские восстания, восстания угнетенных народностей.
В первое сорокалетие XIX в. в различных провинциях Китая произошли десятки крестьянских восстаний. Хотя это были стихийные и изолированные выступления, некоторые из них приобретали весьма внушительный размах и создавали сильную угрозу феодальным порядкам.
Подписание первых неравноправных договоров, открытие портов тяжело отразились на экономике страны и положении народных масс. Ввоз в Китай английских шерстяных и хлопчатобумажных тканей увеличился с 1842 по 1845 г. примерно в 3,5 раза. Это привело к сокращению местного производства и разорению ремесленников в районах открытых портов.
Силой оружия колонизаторы обеспечили себе «право» отравлять китайский народ опиумом. За десять лет, с 1840 по 1850 г., ввоз опиума в Китай возрос в 2,5 раза. Возросший ввоз опиума, необходимость выплаты огромной контрибуции при вели к выкачке большого количества серебра. Цены на серебро и серебряные монеты резко подскочили. Это больно ударило по крестьянам и ремесленникам, которым для уплаты налогов приходилось менять медные деньги на вздорожавшие серебряные.
Помещики значительно повысили арендную плату. Богдыхан и местные власти ввели десятки новых налогов. Ввиду острого финансового кризиса власти прекратили ремонт ирригационных сооружений. Сооружения искусственного орошения, каналы, плотины, дамбы и др., разрушались. Это делало еще более тяжелыми последствия стихийных бедствий. Разливы рек, наводнения, засухи приводили к полному разорению обнищавшего крестьянства, к массовым голодовкам.
|
В одном из документов того времени мы читаем: «Повинности распределялись без какого бы то ни было порядка и правил, выполнение их иссушало людей, ведь к людям относились без сожаления, без пощады... Тяготы, падавшие на простых людей, заставляли их покидать свои дома, ибо жаловаться было некому».
Общее ухудшение положения тяжело отразилось на угнетенных народах империи.
Таким образом, вторжение иностранных колонизаторов многократно усилило кризис, который переживал феодальный Ки тай. Еще больше, чем раньше, выявилась реакционная, тормозящая роль феодальных порядков, давно уже сковывавших развитие производительных сил страны. До предела усилилось недовольство народных масс, которое вскоре вылилось в крестьянскую войну. Это мощное движение, как и народное восстание в Индии, было ответом на колониальную политику капиталистической Англии. Но если в Индии, ставшей уже колонией, народное восстание было прямо и непосредственно направлено против иноземных захватчиков, то в Китае, который только начинал превращаться в полуколонию, крестьянская война была заострена против Цинов и феодального гнета.
Как это часто бывало в истории крестьянских войн, социальное движение народных масс приняло религиозную окраску. Вождем и идеологом восстания стал Хун Сюцюань, начавший в 1843 г. на юге Китая вербовку сторонников.
Хун Сюцюань происходил из семьи крестьянина провинции Гуандун. С семи лет родители отдали его в местную школу. Из-за тяжелого материального положения семьи Хун Сюцюаню в шестнадцать лет пришлось бросить учебу и работать в поле. Через два года он был приглашен на должность учителя в родной деревне, где учительствовал до 1843 г. Хун Сюцюань изучал труды древних китайских авторов. В Гуанчжоу, куда деревенский учитель неоднократно выезжал, тщетно пытаясь сдать экзамен для получения ученой степени, он встречался с миссионерами, ознакомившими его с основами христианства.
|
В 1837 г., тяжело переживая очередную неудачу на экзамене, Хун Сюцюань заболел. Впоследствии он утверждал, что во время болезни он был призван на небеса к христианскому богу, который поручил ему избавить Китай от дьяволов и утвердить царство справедливости. Находясь в экстазе, Хун Сюцюань произносил стихотворные заклинания типа:
В руках держу я меч и на земле порядок наведу.
Повсюду чувствую себя, как дома.
Всю нечисть соберу и брошу в ад.
Предателей настигнет божья кара.
В дальнейшем он стал именовать себя младшим братом Иисуса Христа и активно проповедовать новое религиозное учение.
Некоторые положения своего учения Хун Сюцюань заимствовал у христианских миссионеров. Он составил три религиозных гимна-манифеста: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира» и «Поучение об истинном пути к познанию мира», призывавшие народ к борьбе. Проповедь Хун Сюцюаня отличалась от христианства европейских и американских миссионеров. Характер но, что, когда Хун Сюцюань изложил свои взгляды американскому миссионеру Робертсу, последний заявил, что мысли Хун Сюцюаня «еще не очищены от скверны» и он, Роберте, не может совершить над ним обряд крещения.
|
Главным у Хун Сюцюаня была проповедь идеи равенства. В качестве образца бралась китайская община, представление о которой черпалось из древних литературных памятников. В «Гимне об истинном пути к спасению мира» говорилось: «В Поднебесной издревле люди друг другу братья... Люди и Небо духом едины. Закон Поднебесной один. Так почему же государь ставит себя над людьми?»
Хун Сюцюань мечтал о создании «мира великого спокойствия», при котором «имущий и неимущий взаимно сочувствуют друг другу, взаимно помогают друг другу в беде и трудностях, ночью двери не затворяются, на дорогах никто не возьмет потерянного вами, мужчины и женщины друг друга не позорят, действуют на основе высшей морали».
Эти идеи легли в основу пропаганды созданного Хун Сю-цюанем «Общества поклонения богу».
Обстановка благоприятствовала успеху этой пропаганды. Ширились стихийные выступления крестьянства. В течение десяти лет после «опиумной» войны только официально было за регистрировано более восстаний китайцев и угнетенных народностей — хуэй, мяо, яо и т. д.
Базой своей деятельности Хун Сюцюань и его единомышленники избрали граничащий с провинцией Гуандун горный район в юго-восточной части провинции Гуанси. Здесь было много беженцев из Гуандуна. Гуанси являлась в то время отдаленной окраиной, где власть цинского правительства была сравнительно непрочной. Здесь быстро росло число членов «Общества поклонения богу», которое стало в конце 40-х годов внушительной силой.
Основную массу членов этого общества составляли крестьяне, угольщики и рудокопы, бездомные бедняки, бродившие в поисках пищи, кули. Кроме того, в нем были выходцы из купе ческой среды и некоторые помещики, настроенные против династии Цин. Наряду с китайцами среди членов общества было немало представителей национальных меньшинств, составляющих значительную часть населения Юго-Западного Китая. В руководящее ядро «Общества поклонения богу» кроме Хун Сю-цюаня входили учитель Фын Юньшань; разорившийся крестьянин, занимавшийся выжиганием древесного угля, Ян Сю-цин; его друг, такой же крестьянин-бедняк, Сяо Чаогуй; мел кий помещик Вэй Чанхой; сын зажиточного крестьянина семнадцатилетний Ши Дакай; рудокоп Цинь Жиган.
В связи с начавшимся в 1849 г. в Гуанси сильным голодом всю провинцию охватили массовые антиправительственные выступления. К этому времени главными лозунгами «Общества поклонения богу» стали борьба против маньчжуров и уравнение бедных и богатых.
В июле 1850 г. Хун Сюцюань призвал всех членов общества продать свои дома и имущество и целыми семьями вступить в повстанческие отряды, где им из общественных складов будут выдавать одежду и питание. Более десяти тысяч крестьян и представителей других слоев откликнулось на этот призыв.
В декабре 1850 г. повстанцы одержали победу в большом сражении с правительственными войсками. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сюцюаня, в деревне Цзиньтянь было официально объявлено о начале всеобщего восстания с целью свер жения маньчжурской династии и провозглашено создание «Тай-пинтяньго» — «Небесного государства великого благоденствия». С этого времени повстанцев стали называть тайпинами. В сентябре 1851 г. тайпины захватили г. Юнъань (пров. Гуанси), где их армия пробыла полгода. Здесь были заложены основы тайпинского государства. Хун Сюцюань был провозглашен императором нового государства с титулом «небесный князь». Его соратники получили титулы князей — ванов и составили правительство Тайпин тяньго. Фактическим главой правительства с титулом «князь Востока» стал Ян Сюцин. Высокое положение Ян Сюцина в тайпинском государстве имело свое религиозно-мистическое обоснование. Считалось, что время от времени бог сходит на землю и воплощается в Ян Сюцине. В некотором отношении это ставило его даже выше Хун Сю-цюаня, который считался лишь младшим сыном бога (старшим сыном бога считался Иисус Христос).
В апреле 1852 г. тайпины прорвали заслон правительственных войск под Юнъанем и развернули наступление на север. Используя свое превосходство в огнестрельном оружии, маньчжурские войска смогли удержать лишь главный город Гуан-си — Гуйлинь и центр Хунани — Чанша. В декабре 1852 г. повстанцы вышли к р. Янцзы и захватили порт Иочжоу. Здесь находились арсеналы правительственных войск. В руки повстан цев попало большое количество пушек и другого огнестрельного оружия. В конце декабря 1852—в январе 1853 г. тайпинская армия после ожесточенных боев заняла города Ханькоу, Ханьян и Учан, составляющие трёхградье Ухань — крупней ший центр долины Янцзы. Эта большая победа способствовала укреплению армии тайпинов, в ее ряды вступили десятки тысяч новых бойцов.
Важнейшими достижениями восставших крестьян было со здание относительно сильной и боеспособной революционной армии. Согласно тайпинским документам (на практике это редко соблюдалось), низовой единицей тайпинской армии являлся пяток — четыре рядовых и один командир; каждый пяток имел свое название — «сильный», «храбрый» и т. п. Пять пятков составляли взвод, четыре взвода — роту, пять рот — полк. Полки объединялись в корпуса и армии. После выхода Янцзы тайпины создали большой военный флот. Кроме того, в тайпинской армии были отряды саперов, кузнецов, плотников и др. Из рабочих-угольщиков был сформирован особый отряд, специально предназначенный для осуществления подкопов под стены осаждаемых городов. Воинские части сопровождали барабанщики, трубачи, музыканты с дудками, рожками, гонгами. С их помощью передавалась команда и осуществлялась сигнализация.
С выходом на Янцзы и занятием крупных городов к крестьянам, составлявшим основной костяк армии, присоединились тысячи лодочников, кули, полукрепостных горнорабочих, ремесленников крупных городов. Многие из них стали офицера митайпинской армии. Среди тайнинских солдат преобладала молодежь. «Армия повстанцев,— писал один из англичан, насовершим грех. Направляя же эти вещи в желудок, мы думаем, что это угодно отцу небесному"».
В феврале 1853 г. тайпинская армия двинулась вниз по Ян цзы. По реке плыл флот тайпинов, насчитывавший тысячи джо нок. Пехота шла походным порядком по обоим берегам реки. В руки тайпинов один за другим переходили новые города. 19 марта они овладели Нанкином — одним из самых больших городов Китая, бывшим в свое время столицей государства. Нанкин (букв. «Южная столица») был провозглашен столицей Китая и стал именоваться «Небесной столицей».
После взятия Нанкина был обнародован один из интересней ших документов тайпинского государства — «Земельная система Небесной династии». Он был призван стать основным законом, своеобразной конституцией тайпинского государства. Этот важнейший документ определял порядок распределения земли, организацию тайпинской армии, систему управления и другие стороны жизни Тайпин тяньго.
«Вся земля Поднебесной,— провозглашал земельный закон тайпинов,— обрабатывается жителями совместно... Необходимо, чтобы все жители Поднебесной в равной степени и совместно наслаждались великим счастьем, дарованным небесным отцом, господом богом: имея поля, обрабатывали бы их сообща, имея пищу, вкушали бы ее вместе, имея одежду, делили бы ее между собой поровну, имея деньги, тратили бы их совместно, чтобы.,, не было неравенства, чтобы все были сыты и одеты».
Земельный закон призывал к отмене собственности на землю и разделу земли по едокам. Женщины должны были получить такой же надел, как мужчины. Детям, не достигшим 16 лет, предоставлялось пол надела взрослого.
Этот документ предусматривал, что основной хозяйствен ной, политической и военной единицей станет крестьянская община. Каждая семья должна была выделить одного человека в армию. Солдат обязан был три четверти года заниматься по левыми работами и одну четверть — военной службой. Командир воинской единицы являлся одновременно руководителем гражданской власти на соответствующей территории.
О распределении производимого общиной продукта в «Земельной системе» говорилось: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки сдает в государственные хранилища... Этот принцип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак и на серебряные деньги».
Предусматривалось создание государственных складов: «священных хранилищ» (в которых хранилось серебре) и «священных запасов продовольствия» (в которых хранился рис).
Тайпинские законы отличались крайней суровостью. В основе земельного закона лежала идея военизации всей общественной жизни. Это был призыв заменить феодальный строй патриархальным обществом, способным удовлетворять на основе равенства лишь крайне ограниченные, самые минимальные потребности своих членов. «Земельная система Небесной династии» отражала идеи примитивно-уравнительного коммунизма.
Примитивными были также представления тайпинских вождей об окружавшем Китай мире и их внешнеполитические воз зрения. Как «младший брат Христа», Хун Сюцюань номинально считался повелителем не только Китая, но и других стран и народов. Титулы «князь Востока», «князь Запада» и т. п. подразумевали, что их обладатели имеют полномочия управлять всеми государствами соответствующих частей света. Англичане, посетившие дворец Хун Сюцюаня в Нанкине, сообщали: «Мы заметили висящую у входа карту. На ней изображалась „вся тайпинская империя, которая будет существовать 10 тысяч раз по 10 тысяч лет". Англия, Франция, Россия, Испания и Голландия были представлены как многие мелкие острова, образующие в левом углу карты весь западный мир». Тайпины остались верны традиционным китайским концепциям «Средин ного государства». Но в отличие от Цинов они не были сторонниками самоизоляции Китая от внешнего мира. Считая европейцев своими собратьями по христианской вере, они готовы были установить дружественные отношения с западными державами.
Взгляды и планы тайпинов были утопическими. Большинство положений «Земельной системы» уже поэтому не могло быть осуществлено на практике. К тому же в условиях многолетней войны и частых изменений линии фронта оказалось не возможным перераспределение земли. На территории, контролируемой повстанцами, сохранилась помещичья собственность на землю, хотя были значительно снижены налоги с крестьян и арендная плата за землю. В местных органах, создаваемых тайпинами, зачастую находились помещики и шэныпи.
Пожалуй, в большей степени уравнительные идеалы тайпинов осуществлялись в городах, особенно в столице их государства Нанкине. Все ремесленно-кустарные мастерские, магазины, лавки, постройки, запасы продовольствия и т. п. были объявлены собственностью тайпинского государства. Трудоспособные мужчины были распределены по специальностям в трудовые лагеря. Произведенная там продукция поступала в «священные» склады.
В тайпинском государстве было провозглашено равноправие женщин. Отменялась феодальная система брака, при ко торой невест с детства отдавали в дом женихов. В «Земель ной системе Небесной династии» говорилось, что при заключении браков не должны приниматься в расчет деньги или имущество. Каралась продажа женщин и девушек в наложницы. Запрещалось бинтование ног у девочек, уродовавшее женщин.
В занятых тайпинами районах открывались школы, воспи тание в которых носило религиозный характер. Каждую субботу все дети ходили в храмы, где священник учил их заповедям тайпинской религии.
Для того чтобы «пресечь возникновение разврата», в Нанкине было запрещено всякое общение между мужчинами и женщинами. Все женское население города (кроме жен, наложниц и дочерей тайпинской знати) было вместе с детьми поселено в казармы женских трудовых лагерей, а в армии существовали специальные женские подразделения.
Обитатели мужских и женских трудовых лагерей получали продовольствие и одежду из «священных» складов. Им выдавались небольшие суммы «воскресных денег».
При всей своей утопичности «Земельная система» тайпинов имела огромное агитационное значение, поднимала на борьбу миллионы крестьян. Это была программа антифеодальной вой ны китайского крестьянства.
1850—1853 годы были периодом бурного и победоносного раз вития крестьянской войны тайпинов. Занятие Нанкина тайпинской армией означало серьезное поражение цинского правительства. Но вместе с тем в ходе движения сказалась огр ниченность, неизбежно присущая крестьянским восстаниям, не руководимым передовым классом.
Для свержения маньчжурской династии необходимо было разбить ее войска на севере страны и взять Пекин. Но тайпинские руководители и после взятия Нанкина медлили с на чалом военного похода на север, а когда в мае 1853 г. поход начался, наступавшие корпуса не получали необходимой поддержки и подкреплений. Другой крупной ошибкой тайпинов была недооценка важности закрепления за собой захваченных территорий. Города Иочжоу, Ухань, Цзюцзян, Аньцин были оставлены тайпинской армией, и цинские чиновники восстановили там свои органы власти.
Маньчжуры яростно сопротивлялись продвигавшимся вперед тайпинам. В октябре тайпинские части подошли к Тянь-цзиню, прикрывавшему подступы к Пекину. Но к этому времени они были уже измотаны в тяжелых боях и понесли большие потери. Их солдаты, выходцы из южных провинций, не были подготовлены к наступившей вскоре северной зиме. Не хватало продовольствия. Посланная из Нанкина на помощь армия в мае 1854 г. потерпела поражение в Шаньдуне. Тайпи нам не удалось поднять на антифеодальную войну крестьянство Северного Китая. Они не пошли на объединение с действовавшими там тайными обществами.
Отрезанные от своих баз, окруженные со всех сторон вражескими войсками, остатки тайпинских корпусов в течение двух лет героически сопротивлялись, но в конце концов были уничтожены.
Неудача северного похода означала, что тайпины не смог ли свергнуть власть маньчжурской династии на территории всей страны. В свою очередь, и цинское правительство было не в состоянии ликвидировать тайпинское государство. На не которое время установилось известное равновесие сил.
Одновременно с северным походом части тайнинской армии начали поход на запад с целью вернуть оставленные ранее территории по среднему течению р. Янцзы. К этому времени китайские помещики центральных провинций стали создавать вооруженные отряды для борьбы с тайпинами. Их возглавил хунаньский помещик Цзэн Гофань, организовавший из по мещичьих сынков, деклассированных элементов и запуганных и обманутых крестьян отряды «хунаньских молодцов», или Хунаньскую армию, численность которой доходила до 50 тыс. человек.
Тайпинские корпуса вели упорные бои с «хунаньскими мо лодцами». Особенно серьезными были бои за Ухань, который в 1853—1856 гг. несколько раз переходил из рук в руки. Тай пины смогли нанести поражение Цзэн Гофаню и закрепиться в среднем течении Янцзы, однако вражеские войска продолжали угрожать с запада.
1853—1856 годы были периодом, когда тайпины еще успеш но отбивали атаки сил реакции. Они закрепились в Централь ном Китае. Территория тайпинского государства составляла сотни тысяч квадратных километров, а население — десятки миллионов человек.
Существование тайпинского государства оказало революционизирующее влияние на весь Китай. В разных районах страны начались восстания против цинских властей и помещиков.
К югу от Янцзы действовали повстанцы, возглавляемые тайным обществом «Триада». Они захватили г. Сямынь (Амой). Крестьянская война нашла горячий отклик у крестьян ства района Саньюаньли, где во время первой «опиумной» войны действовали пинъинтуани.
В сентябре 1853 г. восстала городская беднота Шанхая, возглавляемая «Обществом малых мечей>\ связанным с «Триа дой». Повстанцы захватили город и удерживали его до февраля 1855 г. Они направили в Нанкин своего представителя для установления контакта с вождями тайпинов.
В Северном Китае действовали вооруженные отряды восставших крестьян под руководством тайной организации «Няньдан»*. В 1854 г. начали восстание крестьяне народности мяо в провинции Гуйчжоу. В 1855 г. восстали дунгане провинции Юньнань. Руководство этим восстанием захватило мусульманское духовенство во главе с Ду Вэньсю, объявившим себя султаном.
В 1857 г. вспыхнуло восстание в Восточном Туркестане, од нако Цинам удалось его подавить. Многие повстанцы бежали в Среднюю Азию.
Эти выступления подрывали позиции цинского правительс ва и феодалов. Однако руководители тайпинского государства враждебно относились ко всем, кто не разделял религиозного учения Хун Сюцюаня. Вожди тайпинов отказались пойти на сотрудничество с тайным обществом «Триада». Во время северного похода тайпинские корпуса не связались с отрядами «Няньдан».
Навязав Китаю первые неравноправные договоры, Англия, Франция и США отнюдь не были удовлетворены достигнутым. Английские, американские, французские капиталисты считали «открытие» Китая неполным. Они могли торговать лишь в пяти открытых портах. Цинское правительство отказалось допустить в Пекин послов западных государств. В официальных китайских документах европейцы и американцы по-прежнему именовались «варварами». Между тем капиталисты Запада, и прежде всего английская буржуазия, стремились полностью завоевать китайский рынок, получить доступ во внутренние районы страны, а главное — добиться полного подчинения ки тайского правительства своему влиянию.
Начавшуюся в Китае гражданскую войну иностранные колонизаторы рассчитывали использовать в своих интересах. Первое время Англия, Франция и США не выступали открыто против тайпинов. Английские политики, например, полагали, что в результате восстания Китай распадется на две империи, возглавляемые различными династиями. Они рассчитывали воспользоваться этим для осуществления своих колонизаторских планов. Но когда стало очевидным, что в Китае происходит крестьянская война, а тайпинское государство отстаивает суверенитет и независимость Китая, Англия, Франция и США стали на путь интервенции.
Сначала их вооруженные силы были использованы для борьбы с народными выступлениями за пределами тайпинского государства. В 1854—1855 гг. французские солдаты участвовали в боях с повстанцами в Шанхае, английский флот и войска — в подавлении народного восстания в Гуандуне. В августе 1854 г. представитель США Маклайн заявил, что американцы намереваются выступить из Шанхая вместе с китайскими правительственными войсками для совместного истребления «мятежников» и открытия движения по Янцзы.
Начав подавлять народные выступления, иностранные колонизаторы стремились вместе с тем использовать критическое положение, в которое попало цинское правительство, для того чтобы вырвать у него новые уступки и полностью подчинить его своему влиянию. Политическая стратегия Англии и других капиталистических держав Запада заключалась в том, чтобы сначала подчинить себе маньчжурскую династию, а затем совместно с ней разгромить тайпинов. Поэтому представители западных держав лицемерно заявляли о нейтралитете и невмешательстве в войну между тайпинами и цинским правительством. Одновременно они предъявили цинским властям новые требования.
В 1854 г. державы потребовали разрешения неограничен ной торговли во всем Китае, допущения иностранных послов в Пекин, официального разрешения торговать опиумом. Шантажируя цинское правительство, американский представитель за явил: «Если все наши требования будут удовлетворены, пинскому правительству будет оказана помощь в подавлении тай пинского движения. В противном случае я доложу обо всем своему правительству, и мы сохраним за собой свободу действий».
Но сами Соединенные Штаты предпочитали не воевать с Китаем, а силы Англии и Франции были скованы в Крымской войне, которая отсрочила на некоторое время нападение на Китай.