Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторжение иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошатнувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все прогрессивное и патриотическое. Для большинства литературных произведений характерным стал уход от острых проблем действительности.
Писатели и поэты, в большинстве своем защищавшие интересы господствующего класса, старались слепо подражать классическим образцам древности. Характерно, что главой неоклассического направления китайской поэзии середины XIX в. был палач тайпинов Цзэн Гофань.
Но в противовес феодальной культуре господствующих классов китайский народ продолжал развивать прогрессивные, демократические традиции.
Отдельные представители интеллигенции стремились преодолеть искусственную изоляцию Китая и его культуры от остального мира, ознакомить Китай с жизнью и научными достижениями зарубежных стран. Линь Цзэсюем была написана книга «Сведения о жизни четырех материков», в которой собраны материалы по истории, географии, политике различных государств. На основании этого труда друг Линь Цзэсюя, Вэй Юань, выпустил в 1845 г. «Описание с картами заморских стран». Появилось несколько других книг о европейских странах.
В середине XIX в. в Китае зарождаются периодические издания современного типа. Их создателями были прогрессивные патриотические деятели. Линь Цзэсюй издавал журнал «Гуан-чжоуские записки». Видную роль в создании китайской прессы сыграл просветитель и пропагандист реформ Ван Тао. При его участии в Гонконге стали выходить первые китайские га зеты.
|
В художественной литературе критика господствующих феодальных порядков нашла отражение в появлении нескольких ярких сатирических романов. В «Неофициальной истории кон фуцианцев» У Цзинцзы (1701—1754) выведены представители различных слоев китайского феодального общества. В романе обличаются невежество и корыстолюбие шэньши и мандаринов, прикрывающих свои неблаговидные дела конфуцианством. Одним из выдающихся произведений китайской и мировой литературы стал роман Цао Сюэциня (1724—1764) «Сон в красном тереме» (издан в 1791 г.), обличающий быт и мораль феодальной аристократии. В начале XIX в. получил широкое распространение сатирический роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале». Подобно автору «Путешествия Гулливера», Ли Жу-чжэнь посылает своих героев в разные мифические страны, разоблачая при этом убожество и подлость власть имущих, осуждая бесправное положение женщины в феодальном Китае.
В середине XIX в. прогрессивные идеи находили свое выражение по преимуществу в поэтических произведениях. Отчасти это объясняется тем, что стихотворения часто распространялись устно, в то время как свирепая цензура не допускала опубликования сколько-нибудь прогрессивных прозаических произведений.
Политическая и социальная поэзия была неразрывно связана с начинавшейся борьбой против иноземных колонизаторов и восстанием тайпинов. В 1830 г. при активном участии Линь Цзэсюя возникло объединение поэтов. Среди его участников получили распространение реформаторские идеи. Объединение было инициатором борьбы против опиумной торговли.
|
Поэтами, воспевавшими идеалы тайпинского восстания, были некоторые его вожди (Хун Сюцюань, Ши Дакай), создав шие большое количество стихов и песен.
Важную роль в развитии китайской национальной культуры играло народное творчество. В конце XVIII — начале XIX в. были изданы два сборника народных песен — «Лирические пес ни провинции Гуандун» и «Одежда из крыльев зари».
В период бурных событий, связанных с вторжением колонизаторов и крестьянской войной тайпинов, традиционный китайский литературный язык вэньянь, отличавшийся от устной речи и не воспринимаемый поэтому на слух, был уже мало пригоден. С его помощью трудно было излагать новые явления общественной жизни, обращаться к массам. Характерно, что глава тайпинского правительства Ян Сюцин выступил за отказ от вэньяня и переход на байхуа — литературный язык, основанный на нормах разговорной речи. Однако тайпинам не удалось осуществить эту важную языковую реформу. В после дующие десятилетия передовые деятели китайской культуры продолжали борьбу за переход на байхуа.
Начавшееся пробуждение национального самосознания ки тайского народа сказалось также на развитии изобразительного искусства. Хотя в целом в XIX в. наблюдался застой в раз витии китайского изобразительного искусства, отдельные его жанры (гравюра, лубок) достигли заметных успехов. В лучших произведениях изобразительного искусства пробивают себе до рогу социальные и патриотические мотивы. Наблюдается и не которая демократизация в развитии китайского театра. Широкое распространение получают пьесы, основанные на народной музыкальной драме. Это направление театрального искусства получило название пекинской оперы.
Размещено на Allbest.ru