Проблемы современ. муз.фольклористики.




Фольклори́стика - наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвящённой анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм. В зависимости от того, что доминировало в определении самого фольклора, формировались различные традиции его изучения. Так, во Франции появились термины tradicionespopulaires (народные традиции) и d?mopsychologie (народная психология). Растворяли фольклор и в общем народоведении: Volksforschung (нем.), d?mologie (фр.), scienzademica (итал.), demosofia (исп.) и др. Смежными с фольклористикой науками являются история, этнография, история религий, лингвистика, литературоведение, музыковедение, хореография, однако прерогативой фольклористики остаётся народное традиционное искусство слова во всех его состояниях – от отдалённой древности до новейшего времени. В настоящее время в связи с размыванием «научных жанров» и изменением социального облика фольклористики как науки происходит трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. Главным дискуссионным моментом является вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем фольклор отличается от этнографии, от литературы? Тем не менее в области теоретического и прикладного исследования фольклора и традиционной культуры выделяют национальный фольклор и этнографию; историю и теорию духовной и материальной народной культуры; поэтику и речевое строение традиционного текста; историю и теорию взаимодействия языка, фольклора и литературы; основы историко-типологических исследований в области мирового фольклора и литературы. Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, К. В. Чистова, Б. Н. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений.

 

Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Сов.энциклопедия, 1982. Т.6. (22.49 Kb)

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. εθνος – народ и γράφω – пишу) — научная дисциплина, посвященная изучению народной музыки. Известна в разных странах и в различные исторические периоды под названиями: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в странах немецкого и славянских языков), сравнительное музыкознание (в ряде стран Западной Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально этнография музыкальная была чисто описательной наукой, фиксирующей специфический материал музыки устной традиции для теоретических и исторических исследований. В зарубежной европейской науке 20 в., преимущественно до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. — Volkskunde; франц. — traditionpopulaire; англ. — folklore), возникшее на почве подъёма национально-освободительного движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнительное изучение чужих, обычно внеевропейских, народов (нем. — Völkerkunde; франц. — ethnologie; англ. — socialanthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европейских государств. Этому разделению следовала и этнография музыкальная. Во франкоязычной традиции этнография музыкальная называлась последовательно: musicologiecomparée, ethnologiemusicale, с 1950-х гг. — ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление этнографии музыкальной, изучающее т. н. доисторическую музыку, — FrühgeschichtederMusik (В. Виора).

В прошлом многие буржуазные учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевропейских музыкальных культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию.

Многие специалисты, и прежде всего в СССР, применяют термины «Этнография музыкальная», «музыкальная фольклористика», «этномузыкознание» как равнозначные, основываясь на том, что этнография музыкальная как всякая наука, проходит в своём развитии различные этапы, пользуется различной методикой и имеет различную отраслевую специализацию. В СССР отдаётся предпочтение термину «музыкальная фольклористика», вместе с тем постепенно входит в обиход и термин «этномузыкознание», образованный от термина «этномузыкология», введённого в 1950 г. Я. Кюнстом (Нидерланды) и ставшего общераспространённым благодаря американской практике.

Этнография музыкальная — часть общего музыковедения, однако она одновременно связана с общей этнографией, фольклористикой, социологией. Предметом этнографии музыкальной является традиционная бытовая (и прежде всего, фольклорная) музыкальная культура. На разных ступенях общественного развития ей принадлежала различная роль. Существенно, что народное музыкальное творчество различных племён и народов на протяжении всей своей истории, включая период современных социальных формаций, характеризуется этнической спецификой. Этнография музыкальная изучает народную музыку одновременно, во-первых, как «язык», т. е. как систему специфических музыкально-выразительных средств, музыкально-языковых структур, и во-вторых — как «речь», т. е. как специфическое исполнительское «поведение». Этим объясняется невозможность точной передачи народной музыки в одних только нотных записях.

Запись произведений народной музыки — важнейшая область этнографии музыкальной. «Основным и наиболее достоверным материалом для истории народной музыки остаются народные мелодии, записанные в последнее время... Запись народного напева — работа не автоматическая: запись — это вместе с тем выявление того, как понимает записывающий строение напева, как анализирует его... Теоретические идеи и навыки не могут не отражаться на записи» (К. В. Квитка). Запись, фиксация образцов фольклора происходит гл. обр. в форме экспедиционной работы среди сельского и городского населения. Осуществляются запись нотная, словесная, звукозапись с последующей её транскрипцией-нотировкой (расшифровкой), фиксируются также данные об исполнителях и об истории (социальной, этнической и культурной) населённого пункта, где бытуют данные песни, танцы, наигрыши. Кроме того, обмериваются, зарисовываются и фотографируются музыкальные инструменты, запечатлеваются на киноплёнке танцы. При фиксации обрядовых или игровых произведений подробно описываются соответствующий обряд и его участники.

После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и картотечная роспись в той или иной принятой системе (по отдельным экспедициям, по населённым пунктам и регионам, исполнителям и исполнительским коллективам, жанрам и сюжетам, мелодическим типам, ладовым и ритмическим формам, способу и характеру исполнения). Итогом систематизации является создание каталогов, носящих аналитический характер и допускающих обработку на ЭВМ.

В качестве связующего звена между фиксацией, систематизацией и исследованием народной музыки выступают музыкально-этнографические публикации — нотные антологии, региональные, жанровые или тематические сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, ныне с звукозаписями. Этнографические грампластинки сопровождаются комментариями, нотными транскрипциями, фотоиллюстрациями и картой соответствующего региона. Распространены и музыкально-этнографические фильмы.

Музыкально-этнографические исследования, многообразные по жанрам и целям, включают специальный музыкальный анализ (музыкального строя, ладов, ритма, формы и др.). В них применяются и методы смежных научных областей (фольклористики, этнографии, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др.), а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование.

Этнография музыкальная изучает свой предмет по письменным данным (ранние нотные записи, косвенные литературные свидетельства и описания путешественников, летописи, хроники и т. д.), по материалам археологических раскопок и сохранившимся традиционным музыкальным инструментам, непосредственным наблюдениям и экспедиционным записям. Фиксация музыки устной традиции в её естественной среде бытования составляет главный материал этнографии музыкальной. Современные записи дают возможность реконструировать древние стили народной музыки.

Истоки этнографии музыкальной связаны с именами М. Монтеня (10 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.). Предыстория этнографии музыкальной как науки восходит к трудам Ф. Ж. Фетиса и др. (19 в.). Первые опубликованные сборники народных песен, как правило, не преследовали научных целей. Они составлялись этнографами, краеведами-любителями. Затем к материалу народного творчества обратились композиторы, стремившиеся не только познакомиться с музыкой родного и других народов, но и претворить её в своих произведениях. Композиторы внесли значительный вклад в становление этнографии музыкальной, они не только обрабатывали народные песни, но и исследовали их: Б. Барток, З. Кодай (Венгрия), И. Крон (Финляндия), Ж. Тьерсо (Франция). Д. Христов (Болгария), Р. Воан-Уильямс (Великобритания). Большинство специалистов 19—20 вв. интересовалось прежде всего родным фольклором: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, A. К. Лядов и др. (Россия), О. Кольберг (Польша), Ф. Кухач (Югославия), С. Шарп (Великобритания), B. Стоин (Болгария). Особое место занимает деятельность Л. Кубы (Чехия), собравшего музыкальный фольклор многих славянских народов.

Начало истории этнографии музыкальной как науки принято относить ко времени изобретения фонографа (1877). В 1890 г. записана на фонограф музыка американских индейцев, во 2-й пол. 1890-х гг. произведены первые звукозаписи в Европе (в Венгрии и России). В 1884–1885 гг. А. Дж. Эллис установил, что многими народами используются неизвестные европейцам звукоряды, и предложил измерять интервалы между их ступенями в центах — сотых долях темперированного полутона. В Вене и Берлине были основаны крупнейшие фонограмархивы. На их базе складывались научные школы этнографии музыкальной. С 1929 г. существует Архив румынского фольклора в Бухаресте (ArchivesdelafolkloredelaSocietedesCompositeursroumains), с 1944 г. — Международный архив народной музыки в Женеве (ArchivesInternationalesdemusiquepopulaireauMuseed"ethnographiedeGeneve; оба созданы выдающимся румынским музыкальным фольклористом К. Брэилою) и Отдел этномузыкологии при Музее народных искусств и традиций в Париже (Departementd"ethnomusicologieduMuseenationaldesArtsetTraditionspopulaires). С 1947 г. функционирует Международный совет народной музыки при ЮНЕСКО — InternationalFolkMusicCouncil (IFMC), имеющий национальные комитеты в различных странах мира, издававший специальный журнал «Journalofthe IFMC» и выпускающий ежегодник «Yearbookofthe IFMC» (c 1969), в США — Общество этномузыкологии (SocietyofEthnomusicology), издающее журнал «Ethnomusicology». В Югославии в 1954 г. создан Союз обществ фольклористов (SavezudruzenjafolkloristaJugoslavije). Работают Архив общества английского народного танца и песни (EnglishFolkDanceandSongSociety, Лондон), Архив Музея человека (MuseedeT"Homme, Париж), Архив народной песни Библиотеки конгресса (ArchiveofFolksongoftheLibraryofCongress, Вашингтон), Архив традиционной музыки в Йндианском университете (IndianaUniversityArchivesofTraditionalMusic) и Этномузыкологический архив в Калифорнийском университете, архивы других американских университетов, архив Международного института сравнительного изучения музыки (ArchivesofInternationalInstituteforcomparativemusicstudiesanddocumentation, Западный Берлин) и др. В процессе совершенствования современной методологии этнографии музыкальной преодолеваются этноцентризм и ориентация на этнически узкий материал за счёт более широких историко-сравнительных исследований. Методические поиски направлены на охват музыки в её динамической, исторически развивающейся художественной специфике — реальном исполнительском процессе. Современная методика этнографии музыкальной применяет комплексный и системный подходы к музыкальной культуре, что позволяет изучать народную музыку в её синкретическом и синтетическом единстве с другими компонентами фольклора. Современная этнография музыкальная рассматривает фольклор как художественную коммуникативную деятельность (К. Чистов — СССР; Д. Штокман — ГДР; Д. Бен-Амос — США, и др.); основное внимание уделяется изучению его исполнительского бытия (т. н. групповые песни Э. Клузена — ФРГ; т. н. малые группы Бен-Амоса; т. н. малые социальные группы О. Сироватки — ЧССР). По мысли Т. Тодорова (НРБ), именно ориентация этнографии музыкальной на изучение фольклора как искусства ведёт к становлению этнографии музыкальной как самостоятельной науки.

В развитие дореволюционной этнографии музыкальной народов СССР внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, Е. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили и др. Среди видных советских учёных в области этнографии музыкальной — В. М. Беляев, В. С. Виноградов. Е. Я. Витолинь, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, X. Т. Тампере, В. А. Успенский, Я. К. Чюрлёните, а также специалисты по отдельным народным музыкальным культурам.

В России собирание и изучение народного музыкального творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической Комиссии и этнографическом отделении Русского Географического общества. После Октябрьской революции созданы: этнографическая секция Государственного института музыкальной науки (1921, Москва, функционировала до 1931), Ленинградский фонограмархив (1927, с 1938 — при Институте русской литературы АН СССР), кабинет народной музыки при Московской консерватории (1936), секция фольклора при Институте театра, музыки и кинематографии (1969, Ленинград), Всесоюзная комиссия народной музыки при СК СССР, комиссия музыковедения и фольклора СК РСФСР и др.

В начале 1920-х гг. Б. В. Асафьев, понимавший музыкальную интонацию как специфическое содержательное средство звукового общения, выступил за изучение народного музыкального искусства как живого творческого процесса. Он призвал изучать фольклор «как музыку конкретной социальной среды, постоянно изменчивую в своих образованиях». Первым значительным достижением этнографии музыкальной в этом направлении были работы Э. В. Эвальд (о песнях белорусского Полесья, 1934, 2-е изд. 1979). Советская этнография музыкальная развивается на основе марксистско-ленинской методологии. Советские музыкальные этнографы добились значительных успехов в изучении локальных стилей и художественной системы традиционной и современной народной музыки, в использовании музыкально-фольклорных данных как источника для исследования проблем этногенеза.

Развитие современной этнографии музыкальной как науки ведёт к созданию новой теории художеств, целостности народной музыки и органической системности народной музыкальной культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: