для детей среднего дошкольного возраста




Картотека сюжетно – ролевых игр

По формированию экологических представлений

Для среднего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

для детей среднего дошкольного возраста

№ 1 «Кукла Катя в овощном магазине» Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры. Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов. Ход игры: Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры. №2 «Кукла Катя варит суп» Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры. Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла. Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать. №4 «Строим дом» Цель: Пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции. Воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе. Оборудование: Круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, зверушки для обыг­ры­ва­ния постройки. Ход игры: Воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься зверушки. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют. №5 «Зоопарк» Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным. Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса. Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. №7 «Поможем Зайчику ухаживать за цветком» Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры. Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения Ход игры: Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю? Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые. Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.   №9 «На птичьем дворе» Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение. Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц. Ход игры: Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц). №10 «Воробьиха и воробушки» Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Вызвать положительные эмоции от игры. Оборудование: Предметы-заместители, игрушки. Ход игры: Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.   №12 «Ветер и листочки» Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любви к природе. Оборудование: Листики. Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть: «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть». Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».       №3 «Теремок» Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных.Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры. Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей. Ход игры: Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки. Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да! Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают объигрывать сказку. №6 «Игрушки у врача» Цель: Расширять знания о профессии доктор. Учить детей ухаживать за больными. Воспитывать в детях внимательность, чуткость. Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». Оборудование: Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра (сначала доктор – это воспитатель), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь. №8 «Волшебный колокольчик» Цель: Формировать интерес и творческие способности детей. Развивать ролевой диалог. Предоставить детям возможность «превращаться» в животных при помощи «волшебного» колокольчика. Вызывать интерес к сказкам. Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски. Ход игры: Воспитатель интересуется у детей их отношением к сказкам и предлагает пройти в сказочный лес. Педагог обращает внимание детей на панно с изображением леса и предлагает вспомнить сказочных героев. Которые живут в лесу («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»). Затем воспитатель делает вид, что находит «волшебный» колокольчик с его помощью можно превратить детей в зайчиков. Колокольчик позвени! Детей в зайчишек преврати! Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления «зайчишек». Любуется их длинными ушками и хвостиками. Предлагает «зайчатам» поиграть. Аналогичным образом дети превращаются в мишек. Дети показывают движения медведя. Воспитатель предлагает детям по желанию показать еще какое-нибудь животное. Затем спрашивает: «Дети, а как одним словом называются все эти животные?» (Дикие животные) Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.   №11 «Кошка с котятами» Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Вызвать положительные эмоции от игры. Оборудование: Предметы-заместители, игрушки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Давайте вы будите моими котятами. Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяукайте?». Затем воспитатель обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком». Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять». №13 «Волшебный колокольчик» Цель: Формировать интерес и творческие способности детей. Развивать ролевой диалог. Предоставить детям возможность «превращаться» в растения при помощи «волшебного» колокольчика. Вызывать интерес к игре. Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски. Ход игры: Воспитатель интересуется у детей их отношением к сказкам и предлагает пройти в сказочный лес. Затем воспитатель делает вид, что находит «волшебный» колокольчик с его помощью можно превратить детей в разные деревья и цветы. Колокольчик позвени! Детей в деревья преврати! Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления сказочных деревьев. Аналогичным образом дети превращаются в цветочки. Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: