Сюрпризы в яйцах Фаберже




Содержание

1. Фирма Фаберже

2. Стиль и техника

3. Сюрпризы в яйцах Фаберже

4. "Эмаль." Как много в этом слове!

5. Пасхальные яйца Фаберже

6. Пасхальные яйца Фаберже, изготовленные во время царствования Александра III

7. Пасхальные яйца Фаберже, изготовленные во время царствования Николая II

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Имя Фаберже приобрело сегодня известную славу. Произведения этой марки были популярны всегда, и по сей день остаются мечтой коллекционеров и музеев. Выставки Фаберже заполонили мир, само его имя звучит как волшебная сказка о роскоши и красоте.

Прекрасные вещи Фаберже доставляют не только удовольствие, но и многому учат. Они рассказывают о том, как ювелирная работа может стать великим искусством, превращаясь в часть мирового культурного наследия, в одном ряду с высшими произведениями живописи и культуры.

Стиль Фаберже-это стиль историзма, сочетание методов, приемов и эстетических вкусов разных эпох. Фаберже сумел, опираясь на формы, мотивы, искусства разных стран, разных эпох, создать свой неповторимый стиль. Cтиль - проникнутый русским духом, легкостью и чувством. Этот стиль называют эклектизмом.

В работах Фаберже произошло чудесное слияние европейских и русских художественных традиций, и дело не только в знаменитых пасхальных яйцах. В мастерской Фаберже создавали шедевры.

Наслаждаясь искусством Фаберже, мы видим, как труд и мастерство создают мировые шедевры, как рождается настоящее искусство, составляющее гордость человечества.


Фирма Фаберже

Основателем производства, прославившего Россию на весь мир во второй половине XIX - начале XX века, был Густав Фаберже, который в 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге открыл ювелирную фирму. Старший сын Густава - Карл получил образование в немецкой школе в Петербурге, затем обучался ювелирному делу и методам обработки цветных металлов у друга отца - Питера Пендина. Завершал он свое художественное образование за границей, в Париже, Дрездене, Флоренции, где изучал известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения, а также в Саксонии, где осваивал резьбу по твердому камню.

Вернувшись в Петербург, Карл возглавил мастерскую отца, который к этому времени решил отойти от дел и уехать в Дрезден. Фирма к этому времени превратилась в большое предприятие. В 1870 году Карл Фаберже становится во главе фирмы под руководством своего учителя Пендина. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. В 1872 году Карл Фаберже женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. От этого брака у него было четыре сына - Евгений, Агафон, Александр и Николай - каждый из которых впоследствии присоединился к фирме.

Фирма выпускала широчайший спектр изделий: от уникальных вещиц в единственном экземпляре по заказу правящих династий, до массовой продукции, любимой более широкими слоями населения. Уже в те годы обладание предметами от Фаберже стало чем-то вроде знака отличия, свидетельства принадлежности к избранному кругу. Среди ценителей его мастерства были русские царственные особы, и английская королевская семья, и греческий король Георг I, и барон Леопольд де Ротшильд.

В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке "Русского художественного и промышленного искусства", где получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму и за ряд других ювелирных изделий.

Большой успех ему также принесла Северная выставка в Стокгольме в 1897 году, но еще большее признание он заслужил на Всемирной междуна- родной выставке в Париже в 1900 году. Искусство Фаберже в подражание французским мастерам ХVIII века, особенно при использовании гильошированного эмалирования, было отмечено Рыцарским крестом Почетного Легиона.

Поначалу, доля Фаберже в заказ двора была незначительной, выдержать конкуренцию с другими ювелирами было нелегко, но с годами количество императорских заказов росло. Ему удалось завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по ремонту, оценке и реставрации ювелирных изделий.

С 1883 года, когда фирма впервые получила заказ от императорского двора, она, фактически, становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году Александр III заказал пасхальное яйцо в подарок императрице Марии Федоровне - это было первое яйцо из серии 54 декорированных пасхальных яиц, созданных фирмой. Подобные произведения было приказано создавать ежегодно, что свидетельствует о том, что подарок имел успех. Преемник Александра III Николай II расширил заказ, велев изготовлять по два яйца ежегодно: одно вдовствующей императрице Марии Федоровне, а второе для своей жены, царицы Александры Федоровны.

апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира Его Императорского двора, и он получил право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак. С изменением статуса Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве - эра Императорских Пасхальных яйц. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма Фаберже прекращает выпускать копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями.

С 1886 года в фирме начал работать 26-летний Михаил Перхин, сын крестьянина из Восточной Карелии, который вскоре стал одним из главных ювелиров фирмы. Особого совершенства этот мастер достиг в искусстве эмали. Фирма славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения на изделиях из драгоценных металлов. По заказу барона Фелькерзама фирма с 1887 года выпускает столовые наборы и посуду для стола из серебра - мастерская по выпуску этих изделий была открыта в Москве.

Рост фирмы Фаберже от небольшой ювелирной мастерской до крупной компании со штатом в 500 художников и мастеров объясняется не только - поддержкой царской семьи и группы богатых аристократов - успеху содействовал и экономический расцвет России во второй половине XIX - первой декаде XX века, который оказал влияние и на рост спроса на дорогостоящие ювелирные изделия. В 1896 году Николай II становится императором - он и Александра Федоровна были постоянными клиентами фирмы Фаберже на протяжении 20 лет. После смерти Агафона в 1895 году фирмой руководит Евгений Фаберже. Слава фирмы распространяется в Западную Европу, США и даже на Дальний Восток (так, король Сиама покупает у фирмы разные изделия для своей коллекции в Бангкоке). В начале XX века по желанию императрицы Фаберже выставил на Международной выставке в Париже императорские пасхальные яйца, за которые получил звание мастера золотых дел Парижа и орден Почетного легиона. С 1903 года Фаберже стал продавать свои изделия в Лондоне.

Вещь "от Фаберже" была желанным подарком для мировой элиты. Следуя веяниям того времени, изделия Фаберже были эклектичны, поскольку мастер работал и в ретроспективном стиле, и в стиле арт-нуво, и даже начинал осваивать приёмы арт-деко. И всё же, несмотря на свой космополитизм, предметы от Фаберже носили отчётливо русский оттенок. Хотя прототип первого яйца был старинный французский, Фаберже подхватил всеобщую традицию, но, как истинно русский мастер, довёл её до совершенства. Золотой век фирмы Фаберже, как и всей Европы, оборвался в августе 1914 года. В здании на Большой Морской начали выпускать патроны. Многих мастеров призвали в армию. Производство резко сократилось.

Тем не менее, Фаберже до 1916 года продолжал делать для императора пасхальные яйца, последним из которых стало аскетическое "Стальное", имевшее форму артиллерийского снаряда.

В ноябре 1918 года великий ювелир и его родные уехали из России. Последней каплей стало известие об убийстве царской семьи.

В 1960 году фирма юридически прекратила существование.

Стиль и техника

 

Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствует о высочайшем мастерстве, которая не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнавае- мыми чертами изделий дома также является скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей - портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, чернильниц, флаконов для духов, письменных приборов и т.д. - превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.

Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он произвел технику, применявшую в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.

Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.

Выемчатое эмалирование - еще один метод, применявшийся у Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plague-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливчатый цвет.

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах - эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. Мотивы дальнего Востока, в частности, японского искусства идентифицируются в серии цветов и вырезанных из камня фигурки животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниям, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

 

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца. Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Транссибирская магистраль ” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

4. "Эмаль." Как много в этом слове!

Однако самым мощным средством выразительности изделий фирмы Фаберже, ее визитной карточкой были техника эмали "гильоше". С секретами этого старинного искусства Фаберже познакомился в Париже, и оттуда же привез специальные приспособления для гравирования узора на металле, который потом покрывался несколькими слоями полупрозрачной эмали.

Известно, что мастера фирмы могли применять в своей работе свыше 500 различных оттенков, т.е. столько, сколько не знало эмальерское дело до этого времени, ни после (сегодня, к слову, самые известные итальянские и - французские фирмы имеют эмалевую палитру, не превышающую 60 цветов). Многолетняя приверженность этому технологически сложному приему не является случайностью или прихотью мэтра. Все усилия окупались фантастическим эффектом свечения предмета "изнутри". Даже самый простой, сетчатый или чешуйчатый рисунок под несколькими искусно подобранными слоями эмали переливается как муаровый шелк. Создается впечатление, будто множество искр мерцают внутри изделия, а не отражаются на его поверхности.

Всегда тесно связанный с общим развитием моды, а, порой предвосхищая ее малейшие изменения, Фаберже в течение длительного времени был ее законодателем не только у себя на родине, но и в Европе.


Пасхальные яйца Фаберже

 

Пасха - главный праздник русского православия. Пасхальные яйца на Руси дарили давно и традиционно: простой люд - обычные куриные яйца, крашенные свёклой или кусочками ситца; более зажиточные слои - яйца из поделочных камней, фарфора, стекла, папье-маше, бронзы. Большим спросом пользовались маленькие пасхальные яйца-брелоки, изготовляемые фирмой "Фаберже". Сделанные из золота и покрытые палитрой знаменитых эмалей Фаберже, они были усыпаны камнями и зачастую имели причудливую форму - зайчика, кавалергардских касок, корзинок.

В России существовала традиция дарить девочкам с рождения на каждую Пасху маленькое декоративное яичко. Оно крепилось на золотую цепочку, и из года в год количество таких яичек на цепочке прибавлялось. К своему совершеннолетию девушка уже имела целое пасхальное ожерелье, которое было принято носить в течение Страстной пасхальной недели.

В 1885г. Александр III захотел подарить жене на Пасху что-нибудь необычное и попросил Фаберже проявить фантазию. В результате на свет появилось первое из 54 (по некоторым данным - 56) знаменитых "яиц Фаберже", прославивших автора и являющихся частью мирового культурного наследия.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии - Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.

Серии Императорских Пасхальных яиц - захватывающие, эффектные произведения искусства, которые по своей художественности и духу перекликаются с шедеврами эпохи Возрождения, созданными для самых богатых и влиятельных вельмож. Стоимость не была здесь главным фактором, главным вкладом было художественное воплощение идеи, ее новизна и гармоничность. Обладая относительной свободой действий, Фаберже нес ответственность за то, чтобы сюжет его произведения удивил царственного покровителя своей неожиданностью и одновременно пришелся ему по вкусу.

"Ваше величество будет довольно", - вот и все, что повторял Карл Фаберже в ответ на настойчивые расспросы императора Александра, а затем и Николая о том, каким чудом-яйцом он удивит их на этот раз. Но ювелирные шедевры были сюрпризом и для самого Фаберже. Дело в том, что выполнением заказа занимался не он, а несколько мастеров, самым выдающимся из которых был блестящий Михаил Перхин, который, хотя и учился у деревенских мастеров, создал многие пасхальные яйца для императорской семьи. С помощью целой группы художников и мастеров он создал более пятидесяти произведений искусства, поражающих своей сказочной красотой, причудливостью и совершенством. К тому же изобретенные технические приемы обработки камня позволяли мастерам делать такую эмаль, сочетание цветов которой было уникально и не повторялось.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы.

Яйцо "Курочка" (первое императорское пасхальное яйцо) - открывает прославленную серию из 50 императорских пасхальных яиц 1, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами.

По подсчетам экспертов, во время правления Александра III, было создано десять яиц, и еще сорок четыре - за годы царствования Николая II. Пасхальные яйца изготавливались не только для императорской семьи, но и для частных состоятельных заказчиков.

Несмотря на всевозможные трудности с установлением дат создания, связанные с атмосферой таинственности, которая окутывает каждый из заказов, на сегодняшний день определено сорок семь императорских яиц из пятидесяти четырех. Десять из них хранятся в Оружейной палате Кремля. Са- мой большой коллекцией, в количестве одиннадцати штук, обладал американский коллекционер Малкольм Форбс, до тех пор пока ее не приобрел Виктор Вексельберг. Пять яиц находится в Художественном музее Вирджинии (Ричмонд, США), три - в художественном музее Нового Орлеана (США), три - в коллекции Елизаветы II, два в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза (Швейцария), два - в музее Хиллвуд (Вашинтон, CША), два - в Художественном музее Уолтерс (Балтимор, США), одно - в Художественном музее Кливленда (CША), одно - в Коллекции Альберта, принца Монако, одно - в Русском национальном музее, одно - в музее Ферсмана. Еще четыре яйца находятся в частных коллекциях, а местонахождение еще восьми на сегодняшний день неизвестно - они известны по описаниям и старым фотографиям и считаются утерянными.

Всего известно о создании 71 штуки, из которых до нас дошло 62.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: