Пасхальные яйца Фаберже, изготовленные во время царствования Николая II




 

1. "Двенадцать монограмм" (1896г.) В 1895 году на Пасху яйцо было подарено Николаем II своей матери, Марие Федоровне, в память по ее покойного мужа царя Александра III. Он умер в ноябре и было только шесть месяцев, чтобы спроектировать и изготовить яйцо.

Воистину, одно из самых красивых творений Фаберже! Красное (русское) золото, полупрозрачные эмали, алмазы огранки "роза", бриллианты.

Яйцо из 6 панелей. Их рассекают рельефные обручи, "сплошь насаженные бриллиантами огранки "роза". На каждой панели - монограммы МФ и АIII выложены алмазами. На ними - императорская корона из бриллиантов. Большой бриллиант венчает яйцо, под ним монограмма - МФ. На нижней части - такой же бриллиант с монограммой АIII. Яйцо открывается. Внутри выстлано бархатом. Прежде там был сюрприз - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота. Утрачены во время экспроприации.

"Не найти слов, мой дорогой сын, как я была тронута и взволнована, получив прелестное яйцо с милыми портретами твоего обожаемого ПАПА! Как же хороши на яйце монограммы из письма Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны Императору Николаю II 22 марта 1896 года. Это письмо и другие свидетельства В.В. Скурлов приводит в качестве доказательства истинности своего открытия: яйцо Двенадцать монограмм создано Фаберже к ранней Пасхе именно 1896 года. Однако, и это еще не все! Валентин Васильевич утверждает, что яйцо Двенадцать монограмм и яйцо с портретами Александра III 1896 года - это один и тот же объект Фаберже. Он нашел архивные документы и слова убеждения для самых недоверчивых экспертов на свете: для экспертов Фаберже.

2. "Бутон розы" (1895г.) 20 октября 1894 г. скончался Император Александр III. Всего несколькими неделями позже, 14 ноября, его сын Николай женился на Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе, принцессе Гессен - Дармштадтской, в православии принявшей имя Александра Федоровна. Юная новобрачная переживала разлуку с домом, и ей часто вспоминались розы, которые пышно цвели на ее родине. Дармштадт славился розарием "Rosenhцhe", устроенным в 1810 году швейцарским архитектором по ландшафту Цейхером по повелению Великой герцогини Вильгельмины Гессенской, принцессы Баденской (1788-1836). В 1894 году великий герцог Эрнст Людвиг, брат императрицы Александры Федоровны, возвел там дворец Rosenhцhe (разрушенный в 1944) и переоформил сад, добавив к нему Rosendom. До сегодняшнего дня Rosenhцhe известен как один из самых красивых розариев в Германии. Яйцо "Бутон розы" стало идеальным подарком Николая II обожаемой супруге на первую пасху, которую они праздновали вместе в России.

Яйцо "Бутон розы" было выполнено для новой императрицы Александры Федоровны в 1895 г. Яйцо в форме изящной коробочки с золотыми гирляндами и венками из лавровых листьев, перевязанными ленточками и пронзенными стрелами из бриллиантов, на фоне красной гильошированной эмали - совершенное по исполнению изображение символов любви, характерных для XVIII века. Яйцо "Бутон розы" - типичный пример изделия Фаберже в возрожденном нео-классическом стиле.

Яйцо, покрытое прозрачной темно-красной эмалью поверх гильошированной поверхности, делится на четыре сегмента вертикальными поясами с алмазами. Каждый сегмент верхней части, откидывающейся на шарнире, украшен лавровыми венками зеленого золота, связанными лентами красного золота с алмазами. На нижней половине яйца такое же чередование цветного золота применено к лавровым перехваченным лентами гирляндам, обвивающим вертикально устремленные стрелы Амура. Сверху на яйце укреплен крупный плоский алмаз, сквозь который виден миниатюрный портрет Николая II. Дата "1895" помещена внизу основания под плоским алмазом. Внутри яйца хранится бутон розы с раскрывающимися лепестками желтой эмали в чашечке цветка зеленой эмали.

Сюрприз яйца в виде растения - дань художественной традиции XVIII века, перекочевавшей и в следующее столетие. По замыслу Фаберже, бутон желтой розы "распускался", обнажая корону, внутри которой находился рубиновый кулон грушевидной формы, - еще два символа императорской власти и любви.

Яйцо "Бутон розы" было первым из пасхальных подарков Николая II супруге, Александре Федоровне, недавно ставшей императрицей. Она хранила его вместе с другими, более ранними пасхальными яйцами Фаберже в угловом шкафчике, стоявшем в личных покоях императорской четы в Зимнем дворце между дверью, ведущей в спальню, и окном.

3. "Яйцо с вращающимися миниатюрами" (1896г.) В яйце "Вращающиеся миниатюры" Фаберже повторил идею, использованную некогда при создании яйца "Датские дворцы": изображения дворцов, которые могли вызвать счастливые воспоминания у получателя подарка. Яйцо было вырезано из прозрачного горного хрусталя. Сюрприз - вращающиеся миниатюры с видами императорских дворцов.

Сюрприз внутри яйца был сразу виден: набор из шести золотых панелей, на каждой из которых находилась двусторонняя миниатюра. Панели на петлях крепились к центральной оси. Когда нажимали на изумруд, расположенный на верхушке яйца, опускался крючок, поворачивающий панель наподобие страницы книги, так, что можно было видеть две соседние миниатюры.

Каждая изящная миниатюра несла приятные воспоминания для молодой царицы: немецкие дворцы, где она выросла и позже встретилась с будущим мужем, резиденция в Британии, куда она будет много лет ездить на отдых к бабушке, королеве Виктории, а также российские здания, где она жила в браке, - Зимний дворец, где они с Николаем поженились, Аничков дворец, где они начали совместную жизнь, и Александровский дворец, в который они теперь переехали. Все вместе поражало изобретательностью, очаровывало и, что самое главное несло отпечаток личности получательницы дара - доказательство того, что при недостатке истинного вдохновения Фаберже мог по-прежнему придумывать дизайн, который не мог не нравится. Подарено Императором Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне.

4. "Рамка - сюрприз в форме сердца" (1897г.) Творение Фаберже изображает семью из трех человек, связанную тесными узами, три части одного листа, заключенные в сердце - подарок, символизирующий близость матери и сына, на которую пока еще не пала тень будущих натянутых отношений между Марией Федоровной и ее невесткой.

Яйцо-сюрприз в форме окаймленного бриллиантами сердца, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с датой "1897", выложенной алмазами, cтоит на шестигранной ножке, покрытой белой эмалью с росписью в виде вьющейся по спирали виноградной лозы, на куполообразном уступчатом основании, украшенном лепестками из золота, алмазами, землянично-красной эмалью с позолотой и жемчугом. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зеленой эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке - миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном - император Николай II, во втором - его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем - великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании. К сожалению, само изделие потеряно. Сохранился только сюрприз, который очевидно находился внутри яйца.

5. "Коронационное" (1897г.) 13 апреля 1897 г. императрица Александра Федоровна получила в качестве пасхального подарка одно из самых роскошных яиц. Его оформление вполне отвечало теме, которой было посвящено - коронационным торжествам, состоявшимся год назад в Москве. Зеленоватый отлив прозрачной желтой эмали на "скорлупе" напоминает златотканые порфиры с вышитыми императорскими орлами фирмы Сапожникова, в которые были облачены на церемонии коронации император и императрица.

"Коронационное" пасхальное яйцо 1897 года - самое известное и прославленное творение Фаберже. Оно чаще других демонстрировалось на различных выставках, и наибольшее число публикаций посвящено именно этому произведению искусства русского ювелирных дел мастера. Как следует из названия яйца, оно было создано в честь торжеств, связанных с коронацией императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые начались с торжественного въезда императорской четы в Москву 9 мая 1896 года. Цвет яйца подобраны в соответствии с коронационным одеянием Николая: золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх - решетка из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами. На верхушке яйца - монограмма императрицы из алмазов и рубиновых кабошонов.

Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированная поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зеленого золота. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине черной по белой эмали датой "1897", видной сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких. Во внутреннем, покрытом бархатом прямоугольном отделении, покоится миниатюрное повторение кареты 1793 года Екатерины II, использованной в коронационной процессии Николая и Александры.

Таким же изысканным, как и само яйцо-футляр, является и его сюрприз - миниатюра коронационной кареты. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам - императорские орлы, в центре её - усыпанная алмазами императорская корона. Двери украшены гербом Российской Империи из золота и бриллиантов, окна из горного хрусталя гравированы изображением поднятых занавесок. Крохотная подножка опускается при открывании двери, внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре - золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

Бархат внутренней обивки кареты искусно имитируется красной эмалью, позолоченные деревянные оконные рамы - золото с гравировкой. В интерьере использовалась голубая эмаль для занавесок и бирюзовая для потолка. На крыше кареты находится императорская корона с алмазами розами.

6. "Пеликан" (1898г.) Яйцо "Пеликан" покрыто золотыми пластинками с гравировкой. Сюрприз: 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной. Само яйцо разворачивается на восемь секций, каждая петлями скреплена с соседними. Когда эти восемь панелей открываются, на них становятся видны восемь овальных миниатюр. Они демонстрируют один важный аспект характера вдовствующей императрицы - это напоминание, что даже после смерти мужа она оставалась важной общественной фигурой. Каждая миниа- тюра изображает образовательное учреждение, которому Мария оказывала свое покровительство. Это было только малой частью ее благотворительной деятельности. Согласно одной биографии, она была патронессой 27 институтов благородных девиц, 77 школ для девочек, 113 детских домов, 23 больниц и 21 дома для слепых детей. Яйцо - также напоминание, что при необходимости Мария могла быть несгибаемой, царственной и деловитой - строгой женщиной, которая своим младшим детям казалась "всегда императрицей, даже когда входила в детскую". Однажды Ольга видела, как Мария увольняла генерального директора всех школ для девочек в империи. Он был некомпетентным, его никто не любил, но все же трудно было не пожалеть его. "Она сказала самым ледяным тоном: "Князь, я решила, что Вам следует покинуть этот пост". Директор был настолько озадачен, что даже запнулся: "Но. но я никогда не покину Ваше Величество". "А я Вам говорю, что Вы это сделаете" - ответила она и вышла из комнаты. Ольга последовала за ней: "Я боялась даже посмотреть на этого человека".

Символика яйца Пеликан. Птица, имя которой получило яйцо сидит на его вершине. Она кормит птенца в гнезде. Ассоциации очевидны. Для Марии "матушка" - эпитет, которым награждают каждую царицу, - имеет реальный вес, образовательные учреждения, которые символизирует яйцо, являются достаточным свидетельством. Однако есть еще одна причина, по которой Фаберже выбрал пеликана: эта птица была всегда символом материнской любви. Есть популярная, но ложная концепция, что в экстремальных случаях пеликан может кормить свое потомство собственной кровью: материнская любовь может приносить как страдание, так и удовольствие. Яйцо, возможно, слишком явно показывало чувства Марии по поводу влияния на ее сына его становившейся все более странной жены.

Подарено Императором Николаем его матери Императрице Марии Федоровне.

7. "Ландыши" (1898г.) 5 апреля 1898г. император Николай II преподнес супруге на Пасху одно из самых лиричных творений Михаила Перхина, в котором, кажется, отразился характер отношений между августейшими супругами. Современники отмечали, что в императорской семье царила идеальная атмосфера, а самыми счастливыми государь считал часы, которые он проводил в кругу семьи. Лишенный нотки официальности, непринужденный модерн с его любовью к цветам прекрасно передал эти чувства. Близко знавшие императрицу люди - часто упоминают, что ландыши были особенно любимы ею, а в сочетании с миниатюрными портретами обожаемого мужа и двух старших дочек - Ольги и Татьяны - этот подарок приобретает особенно личностный характер. Яйцо "Ландыши" украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями - жемчугом и бриллиантами. В качестве сюрприза в нем хранятся миниатюрные портреты трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.). Портретные медальоны, написанные Иоганном Цейнграфом, укреплены на металлических "стеблях" по принципу веера. Они появляются над яйцом при вращении штифта-жемчужины. В закрытом состоянии отверстие прикрывает копия императорской короны, усыпанной алмазными "розами".

К тому же, Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн - излюбленном стиле императрицы.

Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона - в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях - цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами - Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом. На рифленом золотом обороте миниатюр выгравирована дата 5. IV.1898 Описываемое яйцо хранилось в личных покоях императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, на верхней полке углового застекленного шкафчика.

8. "Яйцо с букетом лилий" (1899г.) Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки.

Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви.

Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.

Во всех пасхальных яйцах была скрытая символика. И здесь она есть - Лилии означают добродетельную супружескую любовь. Подарено Императором Николаем II Императрице Александре Федоровне на Пасху 1899 года.

9. "Анютины глазки" (1899 г.) Яйцо выполнено из нефрита. Красивые анютины глазки, украшенные драгоценными камнями. Сюрприз в этом яйце - золотой мольберт, Внутри "мольберт" с медальончиками в виде открывающихся сердечек - генеалогическое дерево с портретами на котором стоит отделанное бриллиантами сердце из прозрачной белой эмали. На сердце-мольберте находится одиннадцать овалов из красной эмали. На каждом овале стоят инициалы. Все овалы, в свою очередь, являются крышками, под каждой из которых находится миниатюрный портрет одного из членов императорской семьи.

10. "Воскресение Христово" (1899 г.) Управляющий Аничковым дворцом 14-20 сентября 1917 года составлял список драгоценностей вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чтобы в целях безопасности отправить их в Москву. Среди описаний вещей, многие из которых легко распознаются, он упомянул "маленькое хрустальное яйцо с фигурками внутри на золотой подставке с 8 бриллиантами, алмазами огранки "роза" и жемчужинами". Внешний вид яйца "Воскресение Христово" совпадает с этим описанием, хотя не дает права отнести его к - "императорской" серии. Императрице делали подношения не только муж и сын.

Христос представлен стоящим над гробницей с двумя коленопреклоненными фигурами ангелов по сторонам. Одеяния выполнены белой эмалью. Группа помещена на овальной площадке, окаймленной алмазами и поддерживаемой снизу рифленой ножкой, декорированной чередующейся белой и прозрачной земляничной эмалью. Вся композиция заключена в прозрачную яйцеобразную емкость из горного хрусталя, обведенную по вертикали алмазным бордюром. Яйцо поставлено на ножку, с многоцветным эмалевым орнаментом в стиле Возрождения, с четырьмя жемчужинами у основания и одной, большего размера, - на перехвате ножки.

В ночь с 15 на 16 сентября 1917 года из Петрограда в Москву отправился железнодорожный состав в 40 вагонов, наполненных императорскими сокровищами, среди которых было 84 ящика с вещами вдовствующей императрицы из Аничкова дворца. Все ценности, вывезенные из столицы, были помещены на хранение в подвалы кремлевской Оружейной палаты. Яйцо "Воскресение Христово" вновь появилось в инвентарной описи конфискованных драгоценностей, составленной в 1922 году при передаче их из Оружейной палаты Кремля в Совнарком. Ему соответствовала запись: "хрустальное яйцо с фигурками внутри на золотой подставке с 8 бриллиантами, алмазами огранки "роза" и жемчужинами".

Перед продажей коллекции Форбс младший предположил, что "Воскресение Христово" - сюрприз "Ренессанса". Он обосновал это тем, что стиль оформления сходен, яйцо помещается внутрь, и, к тому же, в отделке использован жемчуг, который упоминается в счете на "Ренессанс".

Яйцо "Воскресение Христово" было выполнено Михаилом Перхином. Использовались золото с эмалью, горный хрусталь, драгоценные камни.

11. "Весенние цветы" (1899 г.) Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль.

12. "Петушок" (1900г.) Яйцо, поверхность которого покрыта прозрачной фиолетовой эмалью по гильошированному фону, установлено на круглом пьедестале и поддерживается плоскими колонками с золотой орнаментацией поверх прозрачно-перламутровой эмали. Посередине - циферблат прозрачной белой опаловой эмали, декорирован трилистниками и горошинами с зеленой прозрачной эмалью, в медальонах перламутровой эмали по лучистому фону - арабские цифры, выложенные алмазами.

Обрамление циферблата выполнено из жемчуга, над ним - аркой уложен золотой лавровый венок с ягодами из алмазов и жемчуга; под циферблатом - ажурный орнамент в виде свисающей гирлянды из фруктов и сетчатых фестонов с кистями. Постамент орнаментирован золотыми картушами с оправленными алмазами в центре и гирляндами по бокам; его верхняя площадка покрыта белой эмалью под ажурным узором, а вогнутая боковая поверхность под картушами - прозрачной сиреневой эмалью. Нажатием кнопки открывается крышка кружевного орнамента, откуда на золотой площадке поднимается раскрывающий клюв и машущий крыльями петушок. Закончив петь, он возвращается внутрь яйца, и крышка закрывается. В центре крышки, под плоским алмазом - дата "1900".

Стиль яйца-часов "Петушок", подаренного Николаем II матери на Пасху 1900 года, гораздо более традиционен для фирмы. Скрывшийся в нем сюрприз вновь вдохновлен произведением мастеров XVIII-XIX веков. Фаберже применил техническое решение, сходное с устройством механизмов музыкальных шкатулок с певчими птичками, выпускавшимися в Женеве в начале XIX века.

При нажатии на кнопку в верхней части тулова, отскакивает ажурная крышка, из-под нее появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями и укрепленный на ажурной же платформе. Он кукарекает, раскрывая клюв, и хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри, и крышка захлопывается.

На одной из архивных фотографий видна каплевидная жемчужина, которая первоначально была подвешена на кольце под циферблатом.

Описываемое яйцо - первое из трех механических изделий Фаберже с поющими птичками. Известно, что в античные времена производились издающие трели механические птицы, которые приводились в движение сжатым воздухом или паром

Яйцо исполнено в необычном сочетании стилей: на лицевой стороне размещены композиция из листьев аканта и лавра, завитков и переплетающихся орнаментов, и гирлянды из фруктов; в оформлении яйца использованы наклонные пилястры с накладным орнаментом в стиле эпохи Регентства; на задней стенке яйца - накладка с причудливым узором, сочетающимся с арабесками крышечки и навеянным гравировками начала XVII века и узорами на серебряных изделиях, изготовленных в Аугсбурге в тот период.

Подарок императора НИКОЛАЯ II матери, Марии Федоровне. Мастер: Михаил Перхин.

13. Яйцо "Транссибирская магистраль" (1900 г.) Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо "Сибирский поезд" занимает особое место в кремлевской коллекции, так как только в нем содержится механический сюрприз. Миниатюрная модель транссибирского экспресса приводится в движение поворотом крошечного золотого ключа, сложный, хитроумный механизм, обеспечивающий его движение, не превышает в длину двух сантиметров. Состав имеет: паровоз с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя и надписями, которые можно прочесть в лупу. На первом вагоне гравирована надпись "прямое сибирское сообщение", на втором, третьем и четвертом - "для дам", "для курящих", "для некурящих", указано также количество мест (18 и 24) и класс вагонов (1-й и 2-й). Последним в модели расположен вагон-церковь, сделанный по образцу вагона, построенного в 1896 году и освященного в присутствии императорской четы в честь св. Ольги, тезоименной святой старшей дочери Николая II. Серебряное яйцо, помещенное на массивное основание из белого оникса, насыщено элементами государственной символики и символики рода Романовых, которая указывает на то, что Транссибирская магистраль - “великий путь” был построен по велению и под руководством двух Романовых - российских императоров Александра III и Николая II.

Подарок императора Николая II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1900г.

14. "Гатчинский дворец" (1901г.) Самое таинственное, принадлежало матери императора. В нем находилась копия ее резиденции - Гатчинский дворец. Через несколько дней после его получения оно исчезло. Никто не сознавался в краже. Вскоре яйцо нашлось в спальне. Все слуги были сразу уволены.

Яйцо Гатчинский дворец сделано из золота, разделено на 12 панелей полосками из жемчуга. Сверху и снизу прежде были большие (портретные) бриллианты, под ними монограммы и год создания. Бриллианты утрачены во время экспроприации. Фаберже возрождает технологии XVIII века, в том числе наложение множества слоев просвечивающейся опаловой эмали поверх гильоше. Тонко прописан узор из зеленых и золотых листьев, розовых роз и красной ленты, завязанной в бантики. Внутри - миниатюрная точная реплика Гатчинского дворца, резиденции Марии Феодоровны за пределами столицы, и ландшафта. С поразительной дотошностью Михаил Перхин воссоздает все мельчайшие детали: пушки, флаг, памятник Павлу I, деревья. Миниатюра закреплена и ее нельзя изъять из яйца.

15. "Корзина цветов" (1901г.) Корзинка в форме яйца из серебра покрыта опаловой эмалью знаменитого устричного оттенка с муаровым перламутровым отливом. Затейливая оплетка сплошь усыпана алмазами огранки "роза". Как и дата: 1901.

Ручка корзины с бантами "насажена бриллиантами". Прелестная композиция луговых цветов, колосьев и мха из золота и многоцветных эмалей. На старом фото 1902 года вся корзинка и основание одного устричного оттенка. Европейские эксперты полагают, что имела место реставрация ножки и изменение цвета эмали. Подарок Императора Николая II супруге Александре Федоровне к Пасхе 1901 года.

16. "Клевер" (1902г.) На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата “1902″ и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле “модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых тканых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен.

Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.

17. "Датский юбилей" (1903 г.) "Яйцо из золота, светло-голубой и белой эмали, со слоником. Декорировано золотом и драгоценными камнями. Поддерживают яйцо три датских геральдических льва. Вверху - фигурка слона.

Фаберже отсылает нас к приснопамятным временам, когда в XII веке Kороль Кнут IV основал Орден Слона. Три века спустя, в 1464 году, Kороль Кристиан I вернул Орден к жизни. Слон в Дании - символ абсолютной власти. Достоверно известно, что Пасху 1903 года Мария Феодоровна встретила в Копенгагене, в замке Бернсдорф. "Посылаю пасхальный подарок от Фаберже. Надеюсь, он прибудет в целости. Открывается просто, сверху." - из письма Николая II матушке в Копенгаген. Сюрприз - экран из слоновой кости с акварельными портретами Короля Кристиана IX и Kоролевы Луизы. Миниатюра увенчана бриллиантовой короной. Инициалы МФ выложены алмазами огранки "роза".

Это творение Фаберже, воистину, эпитафия Дании! Датские королевские цвета, символы и регалии Датского королевского двора! Европейские эксперты предполагают, что яйцо "Датский юбилей" могло быть оставлено в Копенгагене. Местонахождение объекта неизвестно.

18." Петр Великий" (1903 г.) Сделано из четырехцветного золота и белой эмали, яйцо открывалось и становилась видна миниатюрная бронзовая копия самого большого памятника основателю Санкт-Петербурга: статуя Петра верхом на коне, выполненная французским скульптором Этьеном Фальконе.

Потребовалось 12 лет, чтобы выполнить статую, и памятник был завершен только в 1782 году. Екатерина Великая приказала установить над Невой 1000-тонный гранитный валун, на котором и была поставлена конная статуя Петра. Это было инженерным подвигом, подобным строительству самого города, понадобилось 400 человек и два года, чтобы переместить валун туда, где он находится теперь.

Яйцо Фаберже почти прямо говорило, на что были способны самодержцы, предшественники Николая. С золотыми фестонами и свитками, украшенными алмазами, яйцо было также шедевром стиля рококо-лебединая песня Михаила Перхина, который в конце этого года умер в сумасшедшем доме. Материалы: золото, цветное золото, бриллианты, рубины, сапфиры, прозрачная желтая и опаловая белая эмаль. Подарено Императором Николаем II супруге, Императрице Александре Федоровне.

19. "Лебедь" (1906г.) Изготовлено на ювелирной фирме Фаберже в 1906 году. Автор изготовления яйца - неизвестен. Скорлупа яйца открывается, и появляется фигурка лебедя, плавающая в миниатюрном озере с золотыми кувшинками. Если завести механизм, который находится под крылом лебедя, птица начинает скользить по воде, шевеля своими перепончатыми ножками. Лебедь совершает характерные движения хвостом. Голова лебедя и вытянутая шейка поднимаются и опускаются, крылья раскрываются и можно разглядеть каждое перышко на крыле птицы. Яйцо было подарено императором его жене императрицы Александре Федоровне.

20. "Московский Кремль" (1906г.) В 1903 году император Николай II и императрица Александра Федоровна провели страстную и пасхальную неделю в Москве, что было воспринято русским обществом и особенно москвичами как важное знаменательное событие. После трагедии на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 г. августейшая чета не любила бывать в древней русской столице, где все напоминало о страшной трагедии. Поэтому их длительный вояж в первопрестольную на главный праздник русского православия был расценен как знак примирения с Москвой и москвичами. В Успенском соборе Кремля была отслужена литургия. Николаю II очень понравилась "Херувимская”, которую хор исполнял во время службы. Все эти события и впечатления легли в основу яйца "Московский Кремль". Оно имеет музыкальный механизм, который заводится золотым ключом и исполняет херувимские мелодии.

Декор золотого покрытого белой опаловой эмалью яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. В одно из застекленных окон виден интерьер собора, изображенный на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели. На круглой золотой накладке, закрепленной на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата (1904). Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлевских стен и башен с кровлями, покрытыми зеленой прозрачной эмалью. На повторенной дважды Спасской башне изображены эмалью гербы Российской империи и Москвы, над воротами в киотах - миниатюрные иконы "Богоматерь Казанская" и "Христос-Вседержитель". Восьмигранное основание выполнено из оникса. Внутрь модели помещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, после чего звучат две "херувимские" песни - праздничные пасхальные гимны.

Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

21. "Колыбель с гирляндами" (1907г.) Это яйцо также называют " Трофеи любви". Сделано в 1907 году на придворной императорской ювелирной фирме Карла Фаберже. Мастер - ювелир - Генрих Вигстрем. Цветное золото, прозрачная светло-голубая и зеленая эмаль, опаловая светло-серая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, белый оникс.

Яйцо-сувенир, созданное в стиле Людовика ХVI, венчает золотая корзина с эмалевыми розами. Яйцо окружено четырьмя пучками стрел, соединенных гирляндами из цветов и листьев.

Сюрприз яйца - золотая, покрытая эмалью миниатюрная сердцевидная рама с подставкой, в форме букв, составляющих имя "Ники" - утерян. Так как не было возможности тщательно изучить клейма на яйце, остается нерешенным вопрос о дате подарка императрице Александре Федоровне. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне.

22. "Яйцо с решеткой из роз" (1907 г.) Прелестное яйцо из золота и полупрозрачной бледно-зеленой эмали. По всей поверхности яйца - решетка (шпалера), сплошь "насаженная алмазами огранки "роза". Сверху - ветви плетистой розы из золота и бутоны из непрозрачных розовых эмалей светлых и темных оттенков. Листья изумрудно-зеленой эмали.

Большой (портретный) бриллиант венчает яйцо, под ним дата-1907. К сожалению, монограмма под таким же бриллиантом в нижней части утрачена, вместе с бриллиантом. Внутри яйцо выстлано атласом, в складках спрятан хитроумный кармашек для сюрприза. Американские эксперты ссылаются на счет, оплаченный Николаем II 21 апреля 1907 года. В обратном переводе на русский: "бриллиантовое колье с миниатюрным портретом Наследника, Цесаревича Алексея, на изящной пластинке слоновой кости, обрамленной бриллиантами". Сюрприз утрачен.

23. "Павлин" (1908г.) Яйцо Павлин сделано из горного хрусталя в массивной серебряной оправе. На одной хрустальной половине гравирован год - 1908. На другой - монограмма Императрицы Марии Федоровны. Внутри яйца - дерево из золота с цветами из эмалей и драгоценных камней. На ветках дерева восседает павлин. Сюрприз - заводной павлин работы мастера Дорофеева. Мастер - Генрих Вигстрем. Материалы - горный хрусталь, позолоченное серебро, драгоценные камни, цветная эмаль.

Сказочное действо начинается когда птицу снимают с ветки и заводят. Павлин расхаживает вокруг, поднимает и раскрывает подобно вееру удивительной красоты хвост. Голова его увенчана природной короной, он преисполнен гордости и, как будто обозревает присутствующих. Сделан павлин из многоцветного золота, многоцветных эмалей и драгоценных камней. Мастер Дорофеев работал над созданием шедевра (только павлина) более 3 лет.

24. "Александровский дворец" (1908г.) Александровский дво



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: