Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита




 

По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное соотношение расходной и доходной частей принято обозначать как дефицит бюджета.

Каждое из трех перечисленных "состояний" государственного бюджета по-разному сказывается на экономике. Основная проблема состоит в том. что между бюджетной политикой, бюджетом и экономикой существуют как прямые так и обратные связи. Размер уровень государственных доходов и расходов меняется не только в зависимости от соответствующих мер собственно бюджетной политики, но и под влиянием изменений в уровне экономической активности. Так, например, поступления в бюджет могут расти как в результате повышения ставок налогообложения, так и чисто автоматически - в результате роста экономической активности и доходов субъектов хозяйствования и населения. Если предположить, что основная часть расходов есть величина заданная, тогда как основная доля бюджетных поступлений зависит от уровня повышенной активности, то можно установить простое соотношение между дефицитом и доходами. Экономическая активность воздействует и на расходы, например, оживление экономической конъюнктуры приводит к увеличению числа занятых в производстве, и, значит, сокращаются расходы по выплате пособий по безработице.

Если в экономике наблюдается рост доходов, поступления в бюджет будут увеличиваться быстрее, чем расходы и дефицит бюджета будет сокращаться или, более того, может образоваться профицит бюджета. Вплоть до начала XXв. теория финансов не допускала возможностей превышения государственных расходов над доходами государства. Однако Первая, а затем Вторая мировые войны поставили многие страны перед необходимостью изыскивать дополнительные, кроме налоговых, источники доходов государства.

В настоящее время бюджетный дефицит стал хроническим явлением, присущим западным странам, а с некоторого времени и странам Восточной и Центральной Европы. Бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Активные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках приводят к перераспределению национального дохода в пользу его непроизводительного использования.

Бюджетный дефицит приводит также к распределению ссудного капитала между странами. Так, бюджетный дефицит в США вызывает рост процентных ставок на ссудный капитал, который устремляется из Западной Европы в США. Повышение ставок ссудного процента увеличивает размеры задолженности развивающихся стран.

Интенсивный приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный дефицит, имеет для этого государства не только положительное, но и отрицательное значение, поскольку США превратились в одного из самых крупных должников.

Внешние займы не уменьшают потока доходов и расходов внутреннего частного сектора. Если внешний займ связан с расходованием средств за рубежом, он не окажет немедленного воздействия на внутренний спрос. Внешний займ, идущий на увеличение расходов внутри страны, имеет стимулирующее воздействие на экономику.

К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора.

Бюджетный дефицит, будучи недугом государственных финансов, стимулирует развитие негативных денежных явлений. Это вызвано тем, что основными методами покрытия бюджетных средств служат размещение государственных займов и эмиссия кредитных денег. Выпуск государственных займов, наряду с ростом государственного долга, влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса, приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования

Эмиссия кредитных денег усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Правительства предпринимают серьезные усилия с целью уменьшения бюджетных дефицитов. Наиболее радикальным средством является сокращение военных расходов. Однако такая политика встречает сопротивление со стороны военно-промышленного комплекса. Поэтому нередко сокращению подвергаются государственные расходы на социальные цели.

Конец XX в. ознаменовался наступлением на бюджетный дефицит по всему фронту. Так, в США в конце 1985 г. конгресс принял Закон о сбалансированности бюджета, который определил сроки и механизм ликвидации бюджетного дефицита. Положительных результатов в борьбе с этим недугом государственных финансов достигли и некоторые западноевропейские страны, в частности Великобритания, Франция, ФРГ. Из посткоммунистических стран наиболее последовательно с реальными положительными результатами ведется борьба с дефицитом бюджетов в Чехии, Польше, Венгрии.


Литература

 

1. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007г., 320 с.

2. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.

3. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007г. 190 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: