Общие сведения о режиме рекуперативного торможения
Для перехода в режим рекуперативного торможения необходимо изменить способ возбуждения тяговых двигателей с последовательного на независимое. Такое переключение объясняется тем, что двигатели с последовательным возбуждением не могут быть переведены в генераторный режим, если они работают на сеть. Действительно, для того, чтобы двигатель перешёл в генераторный режим, моторный ток должен снизиться до нуля, а затем изменить направление. У сериесного двигателя ток якоря является одновременно и током возбуждения. Поэтому уменьшение моторного тока до нуля приведёт также к снижению до нуля и э.д.с. Для перехода же в генераторный режим необходимо, чтобы э.д.с. была больше, чем напряжение контактной сети. Такое противоречие при последовательном возбуждении неразрешимо. Кроме того, при уменьшении тока у двигателя с последовательным возбуждением частота вращения якоря недопустимо возрастает. Следовательно, для смены направления тока на генераторный потребуется недопустимо большая скорость движения электровоза.
Для независимого возбуждения тяговых двигателей на электровозах ВЛ11 и ВЛ11М используются электромашинные преобразователи (возбудители), представляющие собой двухмашинные агрегаты. Преобразователь (возбудитель) состоит из высоковольтного электродвигателя АМ-М и низковольтного генератора АМ-Г.
Перевод электровоза из режима тяги в режим рекуперативного торможения осуществляется на выбеге, когда главная и тормозная рукоятки КтМ находятся на нулевых позициях, а реверсивно-селективная в положении «М Вперёд».
В режиме выбега, предшествующем режиму рекуперативного торможения, машинист выполняет следующие действия:
|
- электродвигатели вентиляторов переводит на режим "Высокая скорость";
- запускает возбудители (преобразователи);
- выбирает в зависимости от скорости движения и напряжения в сети и устанавливает реверсивно-селективной рукояткой нужное соединение тяговых двигателей (П, СП или С).
При номинальном напряжении (3000 В) в сети диапазоны скоростей, в которых эффективно действие рекуперативного торможения:
Соединение тяговых двигат. | Двухсекционный вариант | Трёхсекционный вариант |
Сериесное (С) | 28 - 13 км/ч | 20 – 9 км/ч |
Сериес-параллельное (СП) | 60 – 26 км/ч | 60 – 26 км/ч |
Параллельное (П) | 100 – 56 км/ч | 100 – 56 км/ч |
Включение преобразователей (возбудителей)
Рисунок 1 – Схема управления двигателями преобразователя
При включении кнопки «Возбудители» после запуска мотор-вентиляторов на высокую скорость подаётся питание на провод Э713 и через контакты промежуточных реле РП22 на катушки контакторов К69. Контакторы К69 включаются.
От АПУ по проводу 323 через контакты контакторов К69 подаётся ток в катушки независимого возбуждения двигателей возбудителя.
Через вспомогательные контакты К69 и реле оборотов РО12 напряжение подаётся на катушки контакторов К53 и одновременно на катушки реле тока РТ37. Контакторы К53 включаются, а реле РТ37 включиться не могут, т.к. ток ослаблен резисторами R38. При включении контакторов К53 электродвигатели возбудителей подключаются к контактной сети. Зелёная сигнальная лампа «П» на пульте гаснет.
Одновременно при нулевом положении тормозной рукоятки контроллера машиниста от провода 503 через размыкающие контакты тормозных контакторов К23 и реле тока РТ37 напряжение подаётся на катушки электромагнитных контакторов К66.
|
Контактор К66 кратковременно включается и шунтирует резистор R38. Форсированный ток в катушке реле РТ37 приводит к включению реле тока. После включения реле контакторы К66 выключаются. Однако реле РТ37 остаются включёнными, т.к. ток, проходящий через резисторы R38, достаточен для удержания якорей реле.
Сбор схемы рекуперативного режима на параллельном соединении тяговых двигателей
Для перехода в режим рекуперативного торможения машинист производит следующие действия:
1) устанавливает реверсивно-селективную рукоятку в одну из позиций «С», «СП», «П»;
2) тормозную рукоятку устанавливает на подготовительную позицию «П»;
3) тормозную рукоятку устанавливает на позицию предварительного торможения «ПТ»;
4) тормозную рукоятку перемещает на позиции 1 – 28.
При установке тормозной рукоятки на позицию «П» линейные контакторы К18 и К19 включаются и своими главными контактами создают цепь питания катушки реле рекуперации РН11. Момент, когда включаются линейные контакторы К1 и К10, и тяговые двигатели подключаются к контактной сети, определяется действием реле рекуперации РН11. Когда суммарная ЭДС двигателей меньше, чем напряжение в контактной сети ток в катушке реле РН11 достаточный для включения реле. Контакты реле в проводах 606 – 554 при этом разомкнуты. По мере усиления возбуждения тяговых двигателей и увеличения суммарной ЭДС. ток в катушке реле уменьшается. При равенстве напряжений в сети и на двигателях ток в катушке РН11 прекращается, и реле выключается. Контакты РН11 замыкаются, а линейные контакторы К1 и К10 включаются.
Рисунок 2 – Порядок сбора схемы на параллельном соединении электровоза ВЛ11М
Рисунок 3 – Электрическая цепь силовой цепи при рекуперативном торможении параллельного соединения
Вывод: В ходе лабораторной работы, изучили электрические цепи электровоза ВЛ11 в режиме рекуперативного торможения