Осушительная система состоит из осушительных насосов, магистрали с отходящими от нее во все осушаемые отсеки приемными отростками и разобщительной арматуры. На конце каждого приемного отростка имеется приемник (рис. 42), представляющий собой раструб 2 со съемной сеткой 3, которая предотвращает попадание в трубопровод с перекачиваемой водой различных загрязнений. Для более полного осушения отсеков приемники устанавливают по бортам судна в льялах или сборных колодцах, углубленных в двойное дно. В машинном отделении, где скапливается особенно много грязи, вместо приемников ставят грязевые коробки (рис. 43). Грязь задерживается наклонной решеткой 3, осаждаясь на днище коробки. На приемном отростке устанавливают клапан невозвратного типа, препятствующий обратному перетеканию воды из осушительной магистрали в осушаемый отсек. При ручном управлении системой осушения часто применяют клапанные коробки с невозвратно-запорными клапанами. В качестве осушительных насосов используют поршневые и центробежные электронасосы, а также эжекторы. Осушительную систему чаще всего устраивают по централизованному принципу с линейной магистралью. В форпике, ахтерпике и цепном ящике предусматривают автономную осушительную систему с ручным насосом.
На рис. 44 приведена схема осушительной системы сухогрузного судна, выполненная по централизованному принципу. Система состоит из двух осушительных насосов 4, осушительной магистрали 7 с отходящими от нее в каждый отсек двумя приемными отростками 8 и двух отливных трубопроводов 5 с кингстонами 2. В каждом грузовом трюме у кормовой переборки устроены сборные колодцы 11, к которым подведены приемные отростки 8 с приемниками 10. В машинном отделении 6 на приемных отростках установлены грязевые коробки 1. Осушительная магистраль 7 соединена с всасывающим патрубком каждого осушительного насоса 4. В системе применены электронасосы центробежного типа. Разобщительные клапаны 9 на приемных отростках в грузовых отсеках имеют пневмопривод. Управление системой осушения осуществляется дистанционно из машинного отделения.
|
Водоотливная система аналогична по устройству осушительной системе, но в отличие от нее имеет трубопроводы значительно большего диаметра (DУ 300 – DУ 400) и насосы большей производительности (1000 – 2000 м3/ч). В водоотливных системах применяют преимущественно центробежные и осевые электронасосы.
В последнее время получили распространение погружные центробежные насосы, способные работать под водой в затопленном отсеке. Для осушения небольших помещений применяют водо-водяные эжекторы, В качестве аварийных водоотливных средств в машинных отделениях можно использовать насосы охлаждения главных двигателей или циркуляционные насосы конденсаторов главных турбин. Управление запорными клапанами осуществляется, как правило, посредством валиковых приводов. Ввиду редкого включения в действие водоотливных систем целесообразно для аварийного водоотлива использовать насосы и трубопроводы одной из балластных систем. С этой целью проектируют совмещенные системы, предназначенные для использования в качестве как балластной, так и водоотливной системы. На рис. 45 показана такая совмещенная дифферентно-водоотливная система, применяемая на ледоколах.
|
Система состоит из двух дифферентно-водоотливных насосов 4 и 12 с приемно-отливными трубопроводами 7 и 19 и кингстонами 5 и 18, линейной днфферентно-водоотливной магистрали 8 с приемными отростками 21, отходящими в каждый отсек, кранов-манипуляторов 3 и 16 и разобщительной арматуры. Магистраль 8 разделяется клинкетами 9, 10 и 24 на отдельные участки. Применение кранов-манипуляторов упрощает устройство системы и позволяет оперативно производить аварийный водоотлив из любого отсека одновременно обоими насосами или одним из них. Клинкеты управляются вручную, а клапаны имеют пневмопривод и управляются дистанционно из поста управления. Для повышения живучести системы насосы разнесены в нос и корму ледокола. Рассмотрим вариант аварийного водоотлива из носового отсека 30 кормовым насосом 12. Для этого следует установить кран-манипулятор 16 в положение / (как показано на рис. 45), открыть невозвратно-запорный клапан 22 на приемном отростке носового отсека 30, клинкеты 9, 10, 11, 17, 24, (кингстоны 5 и 18 постоянно открыты) и произвести пуск насоса 12. Насос будет выкачивать воду из отсека 30 за борт через кингстон 18, По окончании водоотлива все клапаны и клинкеты закрывают.
На небольших судах вместо стационарных насосов применяют переносные водоотливные насосы, которые устанавливают на верхней палубе около затопленного отсека. Один гибкий рукав от всасывающего патрубка насоса опускают в затопленный отсек, а другой рукав от нагнетательного патрубка выводят за борт. При использовании для водоотлива погружных насосов их опускают в затопленный отсек, выкачивая воду по рукавам за борт.
|
Устройство водоотливной спасательной системы, предназначенной для откачивания воды из затопленных отсеков аварийного судна, показано на рис. 46. От водоотливного насоса 2, установленного в МО спасательного судна, отходит стояк к палубной водоотливной магистрали 5, на которой установлены двухклапанные коробки 7. От них отходят бортовые трубопроводы 9, оканчивающиеся быстросмыкаемыми гайками 6, к которым присоединяют гибкие рукава 10. Рукава перекидывают на палубу аварийного судна 12 и опускают в затопленный отсек. Вода из отсека забирается насосом 2 и по отливному трубопроводу 3 через кингстон 5 удаляется за борт. Ввиду того, что клапанные коробки 7 расположены выше насоса 2, а вода забирается из затопленного отсека, глубина которого может составлять 5 – 6 м, в качестве спасательных используют поршневые или центробежные насосы, снабженные самовсасывающим устройством.