Осушительная и водоотливная системы




Осушительная система состоит из осушительных насосов, маги­страли с отходящими от нее во все осушаемые отсеки приемными отростками и разобщительной арматуры. На конце каждого приемного отростка имеется приемник (рис. 42), представ­ляющий собой раструб 2 со съемной сеткой 3, которая предот­вращает попадание в трубопровод с перекачиваемой водой раз­личных загрязнений. Для более полного осушения отсеков приемники устанавли­вают по бортам судна в льялах или сборных колодцах, углубленных в двойное дно. В машинном отделе­нии, где скапливается особенно много грязи, вместо приемников ставят грязевые коробки (рис. 43). Грязь задерживается нак­лонной решеткой 3, осаждаясь на днище коробки. На приемном отростке устанавливают клапан невозвратного типа, препят­ствующий обратному перетеканию воды из осушительной ма­гистрали в осушаемый отсек. При ручном управлении системой осушения часто применяют клапанные коробки с невозвратно-запорными клапанами. В качестве осушительных насосов ис­пользуют поршневые и центробежные электронасосы, а также эжекторы. Осушительную систему чаще всего устраивают по централизованному принципу с линейной магистралью. В фор­пике, ахтерпике и цепном ящике предусматривают автономную осушительную систему с ручным насосом.

На рис. 44 приведена схема осушительной системы сухогруз­ного судна, выполненная по централизованному принципу. Си­стема состоит из двух осушительных насосов 4, осушительной магистрали 7 с отходящими от нее в каждый отсек двумя приемными отростками 8 и двух отливных трубопроводов 5 с кингстонами 2. В каждом грузовом трюме у кормовой перебор­ки устроены сборные колодцы 11, к которым подведены приемные отростки 8 с приемниками 10. В машинном отделении 6 на при­емных отростках установлены грязевые коробки 1. Осушительная магистраль 7 соединена с всасывающим патрубком каждого осушительного насоса 4. В системе применены электронасосы центробежного типа. Разобщительные клапаны 9 на прием­ных отростках в грузовых отсеках имеют пневмопривод. Управ­ление системой осушения осуществляется дистанционно из машинного отделения.

Водоотливная система аналогична по устройству осушительной системе, но в отличие от нее имеет трубопроводы значи­тельно большего диаметра (DУ 300 – DУ 400) и насосы большей производительности (1000 – 2000 м3/ч). В водоотливных системах применяют преимущественно центробежные и осевые электронасосы.

В последнее время получили распространение погружные центробежные насосы, способные работать под водой в затоп­ленном отсеке. Для осушения небольших помещений применяют водо-водяные эжекторы, В качестве аварийных водоотливных средств в машинных отделениях можно использовать на­сосы охлаждения главных двигателей или циркуляционные на­сосы конденсаторов главных турбин. Управление запорными клапанами осуществляется, как правило, посредством валиковых приводов. Ввиду редкого включения в действие водоотлив­ных систем целесообразно для аварийного водоотлива исполь­зовать насосы и трубопроводы одной из балластных систем. С этой целью проектируют совмещенные системы, предназна­ченные для использования в качестве как балластной, так и во­доотливной системы. На рис. 45 показана такая совмещенная дифферентно-водоотливная система, применяемая на ледоко­лах.

Система состоит из двух дифферентно-водоотливных насо­сов 4 и 12 с приемно-отливными трубопроводами 7 и 19 и кинг­стонами 5 и 18, линейной днфферентно-водоотливной магистра­ли 8 с приемными отростками 21, отходящими в каждый отсек, кранов-манипуляторов 3 и 16 и разобщительной арматуры. Ма­гистраль 8 разделяется клинкетами 9, 10 и 24 на отдельные уча­стки. Применение кранов-манипуляторов упрощает устройство системы и позволяет оперативно производить аварийный водо­отлив из любого отсека одновременно обоими насосами или одним из них. Клинкеты управляются вручную, а клапаны имеют пневмопривод и управляются дистанционно из поста управле­ния. Для повышения живучести системы насосы разнесены в нос и корму ледокола. Рассмотрим вариант аварийного водо­отлива из носового отсека 30 кормовым насосом 12. Для этого следует установить кран-манипулятор 16 в положение / (как показано на рис. 45), открыть невозвратно-запорный клапан 22 на приемном отростке носового отсека 30, клинкеты 9, 10, 11, 17, 24, (кингстоны 5 и 18 постоянно открыты) и произвести пуск насоса 12. Насос будет выкачивать воду из отсека 30 за борт через кингстон 18, По окончании водоотлива все клапаны и клинкеты закрывают.

На небольших судах вместо стационарных насосов приме­няют переносные водоотливные насосы, которые устанавливают на верхней палубе около затопленного отсека. Один гибкий ру­кав от всасывающего патрубка насоса опускают в затопленный отсек, а другой рукав от нагнетательного патрубка выводят за борт. При использовании для водоотлива погружных насосов их опускают в затопленный отсек, выкачивая воду по рукавам за борт.

Устройство водоотливной спасательной системы, предназна­ченной для откачивания воды из затопленных отсеков аварий­ного судна, показано на рис. 46. От водоотливного насоса 2, установленного в МО спа­сательного судна, отходит стояк к палубной водо­отливной магистрали 5, на которой установлены двухклапанные коробки 7. От них отходят борто­вые трубопроводы 9, оканчивающиеся быстросмыкаемыми гайками 6, к которым присоединяют гибкие рукава 10. Рукава перекидывают на палубу аварийного судна 12 и опускают в затопленный отсек. Вода из отсека за­бирается насосом 2 и по отливному трубопрово­ду 3 через кингстон 5 удаляется за борт. Ввиду того, что клапанные ко­робки 7 расположены вы­ше насоса 2, а вода заби­рается из затопленного отсека, глубина которого может состав­лять 5 – 6 м, в качестве спасательных используют поршневые или центробежные насосы, снабженные самовсасывающим устройством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: