На сухогрузных судах балластные цистерны размещают главным образом в междудонном пространстве, а также в форпике и ахтерпике. Количество забортной воды, принимаемой в балластные цистерны, составляет 20 – 30 % водоизмещения судна. Балластные насосы с приемно-отливными трубопроводами и разобщительной арматурой, как правило, располагают в машинном отделении судна. После приемно-отливного кингстона ставят грязевую коробку. В системах применяют преимущественно центробежные электронасосы. Балластную систему выполняют по централизованному или групповому принципу. На небольших судах ее часто совмещают с осушительной системой.
На рис. 48 приведена схема балластной системы небольшого сухогрузного судна, выполненная по централизованному принципу. Система состоит из балластного насоса 12, трех- и двухклапанных коробок 7 и 3, приемно-отливного кингстона 1, отливного клапана 6 и балластных трубопроводов. Вся арматура, имеющая ручной привод, сосредоточена в машинном отделении 5. Применение клапанных коробок значительно упрощает управление клапанами. Путем переключения клапанов на клапанных коробках 7 можно принимать забортную воду в цистерны самотеком или с помощью насоса, откачивать балласт за борт и перекачивать его из носовых цистерн в кормовые или в обратном направлении. Так, для балластировки самотеком носовых балластных цистерн необходимо открыть клапаны 14 и 13 и клапаны носовых клапанных коробок 3 (кингстон 1 постоянно открыт). Для балластировки насосом кормовых балластных цистерн следует открыть клапаны 14 и 8 и клапаны кормовых клапанных коробок 3, а затем пустить балластный насос 12. Для перекачивания балласта из носовых балластных цистерн в кормовые необходимо открыть клапаны 13 и 8 и клапаны носовых и кормовых клапанных коробок 3.
По окончании каждой операции все ранее открытые клапаны следует закрыть.
Система замещения топлива обеспечивает заполнение освободившегося объема в топливных цистернах забортной водой. Поскольку топливные цистерны размещены ниже ватерлинии судна, топливо в них находится под постоянным гидростатическим забортным давлением. Вследствие меньшей плотности топлива забортная вода будет вытеснять его в верхнюю часть цистерны. Опорожнение заполненных балластом топливных цистерн производится насосами осушительной системы. В системах замещения топлива применяют медные трубопроводы и бронзовую арматуру. Такие системы можно выполнять по различным конструктивным схемам, одна из которых изображена на рис. 49.
Система замещения топлива состоит из магистрали 4 забортной воды с отходящими от нее в топливные цистерны трубопроводами замещения 6 и переливных труб 8, сообщающих между собой смежные топливные цистерны (носовую 7 и кормовую 10). Для того чтобы в двигатель не попала через трубопровод замещения забортная вода, между двигателем и ближайшей к нему топливной цистерной устанавливают расходную цистерну 1, оборудованную водомерным прибором, по которому контролируют поступление в нее воды. Трубопроводы замещения 6 разобщаются от магистрали 4 запорными клапанами 3. Каждая топливная цистерна имеет воздушный клапан 9 для выпуска воздуха во время заполнения ее топливом. Данная система замещения позволяет подавать топливо к двигателю из любой группы топливных цистерн. Для этого необходимо открыть клапан, сообщающий данную группу цистерн с топливным трубопроводом 5 и магистралью забортной воды 4.
В результате выбранная группа топливных цистерн будет сообщена с расходной цистерной 1. По мере потребления двигателем топлива в расходную цистерну самотеком будет поступать топливо из выбранной кормовой цистерны. В кормовую цистерну топливо перетекает из смежной цистерны под давлением забортной воды по трубе 8. По мере опорожнения кормовой цистерны вода будет перетекать в нее вслед за топливом из носовой цистерны.