Конспект занятия,
В рамках проведения акции
«Мир добра и толерантности»
Доброта спасёт мир
Подготовила:
Педагог-психолог
Шумакова Л.С.
г. Челябинск, 2020 г.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие потребности в нравственном самосовершенствовании.
Задачи:
1. Вызывать у детей положительное отношение к людям с особенностями в развитии.
2. Расширить представление о доброте.
3. Способствовать умению детей различать добрые и злые поступки.
4. Развивать добрые и уважительные чувства друг к другу.
Оборудование: ватман, жёлтый маркер, мультимедийный экран, подборка музыки и видео–роликов, подборка русских народных сказок.
Ход мероприятия.
Психолог заходит к детям, здоровается и предлагает посмотреть внимательно мультфильм, о котором они потом будут говорить. (Дети смотрят мультфильм «Про Диму».
После просмотра мультфильма начинается его обсуждение.
Психолог: Как вы думаете, дети, о чём был этот мультфильм?
Дети: - о дружбе;
- о помощи;
- о доброте;
- о том, что все мы разные…
Психолог: Насколько мы можем быть разными, перечислите, пожалуйста.
Дети: - с веснушками;
- с тёмной кожей;
- может писать левой рукой;
- может непонятно говорить, заикаться…
Психолог: Если кто-то плохо разговаривает, что мы можем сделать?
Дети: внимательно послушать, не перебивать.
Психолог: Если у кого-то будет что-то плохо получаться делать то, что вы делаете хорошо. Что можно сделать?
Дети: Помочь.
Психолог: Вы сейчас говорили, что этот мультфильм был о доброте. Что такое доброта?
Дети: - это помощь кому-нибудь.
- это делиться чем-нибудь.
Психолог: Предлагаю вам закрыть глаза и представить доброту внутри себя. На что она похожа? Какая она холодная, тёплая?
Ответы детей: тёплая, похожа на солнце.
Психолог: Один известный французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
Внутри каждого из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и нам самим и близким нам людям, потому что любовь, забота и помощь согревают как настоящее солнце. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.
Возьмитесь, пожалуйста, за руки, нежно пожмите друг другу руки и улыбнитесь своему соседу. Повторим вместе со мной:
Чем больше в мире доброты, Тем счастливей я и ты. Что вы почувствовали? Дети: Тепло.
Воспитатель: Правильно, тепло. Это значит, что у каждого из вас есть солнышко, и чем больше добрых дел вы будете делать, тем оно будет больше и будет согревать вас и всех вокруг.
Послушайте стихотворение:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
Психолог: Предлагаю вам немного потренироваться определять добрые и злые поступки:
Физкультминутка «Добро – зло»
Психолог называет глаголы (добро – хлопают, зло – топают)
(Защитил, обогрел, помог, заступился, накормил, пожалел, обнял, погладил)
(Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил, нагрубил)
Психолог: - Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать. (поливать цветы, сервировать стол, заправлять постель, убирать игрушки, завязывать друг другу шарфы или шнурки и т. д.). А что вам подсказывает сделать доброе дело? (Ответ детей: Сердце подсказывает)
Психолог: - Значит у вас доброе сердце.
- А вы встречали добрых людей? (ответы детей)
-Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Дети: В сказках.
Психолог: В каких сказках, перечислите, пожалуйста?
(«Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», «Три поросенка», «Репка», «Цветик – семицветик», «Царевна –лягушка» и другие)
Психолог: А что же такое зло. (ответы детей)
Психолог: - Зло – это нечто противоположное добру. Например, плохие поступки, грубость, неуважение, несчастье, беда, война.
Психолог: Как вы считаете, каких людей больше на земле: добрых или злых. (ответы детей)
Психолог: - А каких вы знаете злых сказочных героев? Назовите их.
(Волк, Лиса, Снежная королева, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Ведьма и др.).
Психолог: - ребята, а знаете ли вы какой сегодня день? (ответы детей)
- Сегодня третье декабря, а именно третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Кто такие инвалиды, вы знаете?
Ответы детей. Вместе с психологом перечисляют людей, у которых может быть инвалидность (глухие, слабослышащие, немые, глухо-немые, слепые, слабослышащие….)
Психолог: Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или не слышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.
Игра на внимание
- Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу.
- Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей.
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь вокруг себя, кто всегда со всеми делится.
-Попрыгайте на одной ножке те, кто обижает ребят.
- Присядьте те, кто считает себя добрым.
- Схватите себя за ухо, кто любит грубить.
-Покажите пальцем, вот так, как хорошо быть добрым!
Дарить добро – это очень просто, нужно только быть повнимательнее.
Психолог: Русская народная пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ребята, какие добрые слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте здоровы, приятного аппетита, извините, простите, спокойной ночи, в добрый путь, счастливой дороги.
Психолог: - Послушайте ещё одно стихотворение.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час.
Когда они другим необходимы.
Психолог: Ребята, я надеюсь, что вы запомнили эти слова и всегда будете их говорить, и тогда в мире будет больше доброты, и солнышка в ваших сердцах будут светить ярче.
Психолог: Посмотрите, дети, что у меня есть (показывает ватман с нарисованным посередине жёлтым кругом с весёлым лицом). Это будет наше солнышко, только ему не хватает лучиков, чтобы оно ярко светило и грело нас своим теплом, добром. А лучиками будут ваши ладони.
Под музыку дети поочереди обводят или сами свои ладони, или психолог помогает тем, кто затрудняется.
Психолог: Ребята, посмотрите, какое теперь яркое солнышко появилось в нашей группе. Оно будет согревать вас своим теплом и напоминать вам о том, что у каждого внутри есть по такому тёплому солнышку. Когда мы совершаем добрые поступки, мы согреваем рядом с собой других людей своим теплом.
Звучит песня «Дружба» Барбарики. Дети танцуют, раскрашивают солнце, пишут в него добрые пожелания друг другу.