Трещит лучинка перед ней




МОУ Новопокровская СОШ

Ветлужский район Нижегородская область

 

 

НОВОПОКРОВСКАЯ ПРЯЛКА

Выполнила Веснина Кристина 9 класс

Руководитель Шильникова Е.В.

 

С. Новопокровское

Г

Введение.

В нашей школе есть замечательный музей, в котором представлен быт крестьян 19 века, здесь представлены разделы по катанию валенок, изготовлению хлеба из зерна, есть выставка домашней утвари. Большую часть крестьянской избы занимает ткацкий стан собранный краеведами из отдельных частей по окрестным деревням приведенный в рабочее состояние благодаря Бусыгиной Т. В.

Процесс подготовки ткацкого стана к работе полностью описан,произведен, стан находится в рабочем состоянии, каждый может попробовать процесс своими руками.

Однако, меня огорчило то, что нитки в стане стоят современные а ведь в старину нитки изготавливали вручную с помощью прялки.

Мне захотелось исправить эту ошибку, для этого необходимо изучить историю прялки, ее устройство, ее использование.

А потом я хочу научится прясть, это традиционное занятие русских девушек, в настоящие время может быть успешно использовано в современной жизни.

 

Цель работы:

Изучение и сохранение традиционого русского рукоделия-прядения.

 

 

Задачи:

1. Изучить историю Ветлужской прялки по воспоминаниям старожилов.

2. Собрать фальклерные материалы, сопуствующие истории прялки.

3. Проанолизировать виды прялок в селе Новопокровском и окрестных деревнях.

4. Научиться прясть.

 

Глава 1.

«Кого люблю, того дарю» Из истории использования прялки.

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком. Об этом свидетельствуют дарственные надписи типа: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю». Жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не знала границ. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

 

Прялки, которые мне удалось найти во время работы в основном принадлежат к концу 19, началу 20 века. У большинства хозяек они переданы от бабушки внучке. Прядение как рукоделие пожилых женщин сохранялось в нашем селе до начала 21 века. Еще в 2000 году почти в каждом хозяйстве были овцы, шерсть пряли, вязали теплые носки и варежки. Использовали для прядения все те же прялки своих бабушек.

Прялки в селе Новопокровском все похожи друг на друга. Донца сделаны из широкой доски. Копыл точеный, лопаска из доски. На ней имеются два обязательных отверстия: одно для привязывания пояса, который закрепляет кужель шерсти или льна на лопаске, а вторая для спицы, которая укрепляет на лопаске лен. Лен без укрепления спицей или гвоздем прясть невозможно, особенно если лен чесаный или пачесанный.

А вот шерсть и куделю можно. Были у некоторых девушек прялки из пенька, они по мнению Шильниковой Софьи Ивановны 1931 г.р., считались самыми плохими.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой:

В избушке распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней

писал Александр Сергеевич Пушкин.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопаске, а на сиденье прялки- донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее- она оборвется, а чуть слабее- будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могло напрясть в день не более трехсот метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8лет.

 

Веретена с напряденными нитками- мочками- пряхи складывали в специальную коробку- мочесник.Стенки его были расписаны так же нарядно, как и сами прялки. С мочесниками и прялками девушками ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживали на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

В прялках Верхнего и Среднего Поволжья (Ярославская и Костромская область) нас покорят легкость и стройность силуэта, ювелирная изысканность украшений. Известны два вида таких прялок: прялки- «башенки» и прялки- «терема». Если северяне славились своими плотничьим искусством, то волжане издавна слыли великими резчиками. Традиция домой деревянной резьбы, черты архитектуры колоколен и шатровых храмов этого края с резными белокаменными колонками- все это отразилось в волжских прялках.

В Костромской губернии бытовали еще оригинальные прялки «с фонарями». Их небольшая прямоугольная лопаска, украшенная рожками и сережками, опиралась на составленную из ряда многогранников ножку. Поставленные друг на друга и соединенные фигурными перемычками, эти различные по форме многогранники делали ножку прялки неповторимо живописной, напоминавшей сложное архитектурное сооружение. Нарядность прялки еще усиливалась тем, что в каждую грань фигуры вставлялось стеклышко, а под него подкладывались кусочки разноцветного ситца. Материал для «подложки» приносила заказчица, и чаще всего это были обрезки, оставшиеся от шитья праздничных нарядов. Сидя за такой прялкой долгими зимними ночами, женщина рассматривала эти «картины», и перед нею невольно оживали лучшие дни ее жизни-дни молодости, веселья и счастья.

В Нижегородском крае пряли не с прялки, как на Севере, а с гребня. Вместо лопаски в донце-сиденье вставлялся гребень на ножке, а на его зубья надевалась кудель. Узкую, длинную ножку гребня трудно было украсить. Зато поверхность сидения—донце—давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Такие донца-картины крестьянки по окончанию работы вешали на стену наравне с лубками.

Наиболее известны так называемые городецкие донца, производством которых с конца XVIII до начала XX века занимались в деревнях, расположенных на северо-востоке от большого села Городец (ныне- город Городец Горьковской области). Поначалу донца украшали просто резьбой, позже- инкрустацией, то есть фигурки людей и коней вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Со временем намеченные резцом рисунки стали закрашивать так же, как исполнение пером изображения северодвинских росписей. С 1870-х годов в городецких изделиях стала преобладать чисто живописная манера украшения. Затерянные прежде в узорочье орнамента жанровые сценки выступили на первый план, стали настоящими картинами. Впервые в истории народного творчества художник сосредоточил все свое внимание на изображении человека.

Совсем близко от городецких деревень находился крупный торговый город Нижний Новгород с его шумной ярмаркой, пестрой толпой, «весёлыми» заведениями. Быт горожан привлекал крестьянина своей показной роскошью. Вот почему на городецких донцах появляются темы, несвойственные деревенской жизни: прогуливаются девицы с зонтиками и кавалеры в военной форме и треугольных шляпах, разъезжают кареты с дамами, одетыми в платья с кринолинами, пируют в ресторане модно одетые дамы и мужчины. И теснят эти изображения знаменитых городецких сказочных птиц и черных коней.

Шли годы. Менялись еще не раз темы городецких росписей. И все — таки красавец конь выжил. Переселившись со старых росписей на наши кухонные доски, настенные тарелки, игрушки — каталки, он продолжает радовать нас, украшая наш повседневный быт. А донца и прялки, собранные в музеях, доставляют нам подлинное эстетическое наслаждение.

Стоит на лесной опушке разлапистый пень. Пень-пнем. Стоит, греется на солнышке и как бы всем своим видом говорит: «Никому я теперь не нужен, пришла пора и отдохнуть». Но не тут-то было. Зорок глаз у проезжающего мимо крестьянина. Останавливает лошадку берет топор: «Ты мне, дедушка, еще послужишь». Обрубил все корни, только два длинных с противоположных сторон оставил, выкорчевывая старика, а потом как рубанет со всего маху прямо по центру, пень и раскололся вдоль на две равные половины, да у каждой- по загнутой ноге. Мужик ласково прикоснулся к почти гладкой поверхности: «хорошо прядут прялицы жене Авдотьюшке да дочке Марьшке, а то ведь дочкина-то старая уж совсем ей мала стала, растет девка». Погрузил обе половины на телегу и повез домой. Вот такая прялка сохранилась в Новопокровском школьном музее.

Так начилось когда-то изготовление прялки- копыл, распространенной по всему Русскому Северу. Лопаска ее резали из ствола, а донце для сидения пряхи- из корня одного и того же дерева. Способ один, а прялки в каждой местности свои, особенные, не спутаешь, потому что украшали их мастера так, как отцы и деды учили. Каждый мастер вносил свое, но общий облик изделия, характер украшения не менял. И все же двух одинаковых прялок не встретишь.

Прялки- уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Прялка была одним из излюбленных подарков мужчины женщине, особенно жениха невесте. За подаренную отцом или братом маленькую прялочку девочка садилась с пяти-семи лет, и потом не расставалась с ней всю жизнь.

Обильный и разнообразный декор прялок-своего рода хранилище народной памяти. В России известно более 30 типов художественных прялок.

Необыкновенно изящны столбчатые составные прялки со сквозной резьбой ножки в виде многоэтажной башенки. Число этажей с арочными окошками достигает иногда пятидесяти. Эта форма прялки- подражание архитектурным образом шатровых храмов и колоколен XVll века. На резных прялках можно увидеть крупную розетку, издревле символизировавшую солнце, и не случайно сзади лопаски именно в этом месте привязывалась кудель. В народной поэзии лучи солнца именовались золотыми кудрями и золотыми нитями, и прядущая женщина вроде бы из самих солнечных лучиков скручивала свою нить.

Бережно хранилась прялка в доме и передавалась из поколения в поколение. До сих пор неохотно расстаются в деревнях старушки с прялками. Бывает, попрядут шерстку, вспомнят молодость, шумные посиделки, на которые приходили со своими прялками и красовались друг перед другом, а то- старинные сказки, что сказывала еще бабушка, сидя за этой прялицей. Прислушиваемся и мы повнимательнее к забытому языку орнаментов прялок, они нам много еще смогут рассказать. Это одна из тех чудесных ниточек, которые связывают прошлое и настоящее. Они не должны порваться. Наши Новопокровские прялки имеют донце из доски, в него вдолблен точеный копыл, который вверху заканчивается лопаской. Для нас сегодня эта прялка кажется простой, выполнить такой копыл может на токарном станке любой школьник. Но ведь в начале 20 века в деревнях не было электричества. Токарный станок имел ножной привод. Это был сложный процесс. На лопаске девушки прикрепляли зеркальце. Были дома прялки побогаче, поинтересней, но их родители не разрешали брать на посиделки. Там во время игры могли прялку сломать, было ее жалко.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: