РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
Пояснительная записка
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей.
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на 4 года (в 1 классе – 4ч в неделю, 2-4 - по 5 часов в неделю).
Уровень программы – базовый.
Программа является типовой.
Рабочая программа разработана на основе:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение:нач.классы/ сост.Л.А.Вохмянина.- М.: Дрофа, 2001.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV) Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях:часть 1 составители Т.В. Игнатьева, Л.А.Вохмянина, часть 2 И.А.Петрова, Е.О.Ярёменко М., Изд.Просвещение, 2004г
Интеграция двух общеобразовательных программ объясняется тем, что ОУ не обеспечено учебно-методическим комплектом, предназначенным для реализации авторской программы Г.М.Капустиной (Математика. Математика и конструирование) в 1-4 классах ОВЗ (7вид). Учебная программ реализуется по действующим в настоящее время учебникам по математике для четырёхлетней начальной школы (авторы М.И.Моро и др.)
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:
• изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
• ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
• формирование практических умений — измерительных, графических;
• формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
• восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
• специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
• обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
• формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
• развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
• активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
|, • активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
• воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
• развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Программа также предполагает доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
С целью того, что большое значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в фактах, материал программы сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
В программу I класса введен пропедевтический период, все обучение в котором носит наглядно-действенный характер. Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток — сотня — тысяча — многозначные числа.Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых ЗУН.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету на II ступени ОУ.
Целеполагание.
- Вооружить учащихся предусмотренным программой кругом ЗУН на уровне государственного образовательного стандарта начального образования по математике.
- Воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.
- Обеспечить необходимый уровень общего и математического развития обучающихся, их творческих, интеллектуальных способностей, достижение уровня элементарной грамотности (счет), овладение элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Задачи:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных преставлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Формы контроля
Текущий, тематический и итоговый контроль успеваемости проводится учителем по пятибалльной шкале оценивания, кроме 1 класса.
Формы текущего контроля в 2 – 4 классах:
- индивидуальный (устный и письменный) беседа, объяснение, с/р, упражнение, работа по карточкам, практическая работа, проверочная работа и контрольная работы);
- фронтальный (устный и письменный) объяснение, беседа, с/р, упражнение, практическая, самостоятельная, проверочная и контрольная работы);
- поурочный балл.
Формы тематического контроля – письменный (с/р, проверочная работа, к/р, диагностическая работа, математический диктант).
Учитель, проверяя и оценивая работы, устные ответы уч-ся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Выставляются промежуточные итоговые оценки в баллах за четверти, а в конце учебного года – годовые оценки.
Формы итогового контроля:
- письменный (К/Р, М/Д),
Количество работ по классам:
Вид работы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Матем. диктант | |||
Проверочная работа | |||
Контрольная работа |
класс | текущие | тематические | итоговые |
2 класс | - Пров/р № 1, 2,3,4 М/Д № 1, 2, | К/Р «Входная» К/Р «Устные приемы + и – » | К/Р за I, II, III четверть и за год М/Д «Итоговый» |
3 класс | К/Р № 5, 9 Пров/р № 2, 4 М/Д № 1, 2, | К/Р «Входная» Пров/р № 1 «Порядок выполнения действий» Пров/р № 3 «Табл. умножение и деление» Пров/р № 5 «Внетабл. умножение и деление» М/Д № 3 «Решение задач» М/Д № 4 «Табл. умножение и деление» | К/Р за I, II, III четверть и за год Диагностическая работа за I полугодие М/Д № 5 «Итоговый» |
4 класс | К/Р № 5, 8 Пров/р № 1, 2, 4, 6,7, 8 М/Д № 1, 3, 4, 7 | К/Р «Входная» К/Р № 4 «Величины» К/Р № 7 «Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями» К/Р № 9 «Действия над многозначными числами» Пров/р № 3 «Сложение и вычитании. Величины.» Пров/р № 5 «Умножение и деление на двузначные числа» М/Д № 2 «Нумерация многозначных чисел» М/Д № 6 «Задачи» | К/Р за I, II, III четверть и за год М/Д № 5 «Итоговый» |
Учебно-тематический план
Кл. | Кол-во часов в неделю | Содержание | ||
БУП | Нац.-рег. комп. | Школьный компонент | ||
1кл. | - | - | 132ч: 1. Пропедевтический период. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 10 ч 2. Числа от 1 до 10 и число 0: 1) Нумерация – 30 ч 2) Сложение и вычитание – 46 ч 3. Числа от 1 до 20: 1) Нумерация – 16 ч 2) Табличное сложение и вычитание – 24 ч 4. Итоговое повторение – 6 ч | |
2кл. | - | - | 170 ч: 1. Повторение изученного – 16 ч. 2. Числа от 1 до 100: 1) Нумерация – 28ч 2) Сложение и вычитание – 60 ч 3) Умножение и деление – 48 ч 3.. Итоговое повторение – 18 ч | |
3кл. | - | - | 170 ч: 1. Повторение изученного – 16 2. Числа от 1 до 100 (продолжение): 1) Табличное умножение и деление – 60 ч 2) Внетабличное умножение и деление –28 ч 3. Числа от 1 до 1000: 1) Нумерация - 12 ч 2) Арифметические действия – 36 ч 4. Итоговое повторение – 18 ч | |
4кл. | - | 170 ч: 1. Повторение изученного в 3 классе - 16 2. Числа от 1 до 1000 (продолжение): 1) Арифметические действия – 20 ч 3. Числа, которые больше 1000: 1) Нумерация - 12 ч 2) Величины – 12 ч 3) Сложение и вычитание – 11 ч 4) Умножение и деление – 87 ч 4. Итоговое повторение – 12ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся