Виданова Снежана Сергеевна




Международное сотрудничество органов прокуратуры по противодействию коррупции

Автор:

студентка 4 курса бакалавриата

Юридического факультета СПбГУ

Виданова Снежана Сергеевна

 

Санкт-Петербург

 

В современных условиях, когда преступность приобретает международный, транснациональный характер, особо актуальной становится проблема организации и развития международного сотрудничества правоохранительных структур соответствующих государств, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью.

В числе правоохранительных органов, участвующих в международном сотрудничестве, особое место занимает прокуратура РФ. С одной стороны, прокуратура в рамках надзорной функции призвана осуществлять надзор за исполнением международных договоров, которые являются составной частью правовой системы РФ. С другой стороны, прокуратура сама является активным участником международных правовых отношений.

Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами зарубежных стран является одним из направлений ее деятельности.

Несмотря на все разнообразие форм международного сотрудничества, деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей структур в этой сфере реализуется в следующих направлениях.

Прокуратура Российской̆ Федерации осуществляют тесное сотрудничество с большим количеством международных организаций и правоохранительными органами зарубежных стран. Для обеспечения расширения в июне 2006 года было создано Главное управление международно-правового сотрудничества при Генеральной̆ прокуратуре РФ.

Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).

В первую очередь важно сказать, Генеральная прокуратура РФ является членом Международной̆ ассоциации прокуроров (МАП является единственной̆ неправительственной̆ и неполитической̆ всемирной̆ организацией̆ прокуроров. В состав этой̆ организации входят прокуратуры, национальные объединения прокуроров, научные и образовательные учреждения, а также прокуроры разных государств.

МАП является международным сообществом прокуроров, устанавливающим и повышающим стандарты профессионального поведения и этики для прокуроров во всем мире, содействию верховенству закона, справедливости, беспристрастности и уважения прав человека и улучшения международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Миссия МАП – стать всемирным авторитетом для прокуроров при проведении уголовного преследования и связанным с ними вопросами и функционировать в качестве организации с международной̆ репутацией̆

МАП периодически проводит заседания на территории РФ, последнее как раз состоялось около двух месяцев назад

Так, в частности, в рамках Содружества Независимых Государств функционирует Координационный̆ совет генеральных прокуроров (далее по тексту – Координационный̆ совет). Координационный̆ совет создан совместным решением генеральных прокуроров государств – участников СНГ 7 декабря 1995 года. 25 января 2000 года ему был присвоен статус межгосударственного органа СНГ.

К числу основных задач Координационного совета относятся:

Генеральная прокуратура РФ также участвует в мероприятиях, проводимых ООН, Европейским` союзом, ОБСЕ, Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и многих других.

Совет при Президенте Российской̆ Федерации по противодействию коррупции своим решением в 2008 г. наделил Генеральную прокуратуру Российской̆ Федерации основными полномочиями по осуществлению сотрудничества с Группой̆ государств против коррупции (ГРЕКО). Взаимодействие с данной̆ международной̆ организацией̆ носит исключительно важный̆ характер. В настоящее время ГРЕКО проводит в отношении России процедуры оценки имплементации во внутреннее законодательство международных антикоррупционных стандартов. Это связано с тем, что в 2006 г. Россия ратифицировала два важнейших международных акта по противодействию коррупции: Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию об уголовной̆ ответственности за коррупцию.

В марте 2012 года завершен третий̆ раунд оценки ГРЕКО имплементации Российской̆ Федерацией̆ европейской̆ Конвенции об уголовной̆ ответственности за коррупцию по вопросам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий». В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в г. Страсбурге (Франция) докладе в адрес Российской̆ Федерации высказаны рекомендации

В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, «предложение», «обещание» и «просьбу» о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей̆, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной̆ ответственности за коммерческий̆ подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.

Вопросы противодействия коррупции обсуждаются на встречах представителей̆ Генеральной̆ прокуратуры РФ и компетентных органов Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана в рамках заседаний генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской̆ организации сотрудничества (ШОС). Одно из последних заседаний прокуроров данной̆ международной̆ организации состоялось 13 апреля 20019 г. в Москве под председательством Генерального прокурора Российской̆ Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).

Генпрокуратура России активно развивает связи с партнерами из иностранных государств. В частности, в настоящее время она имеет двусторонние межведомственные соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с партнерами из 36 государств, в том числе из 23 европейских. В рамках таких соглашений и договорённостей̆ сотрудничество осуществляется, в частности, путем обмена опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проведения семинаров, конференций и других совместных мероприятий. Соглашения последних лет предусматривают возможность проведения консультаций на этапах подготовки и исполнения конкретных запросов о выдаче и правовой̆ помощи по уголовным делам.

Одной из организаций сотрудничества так же является Совет Европы.

- Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);

Уровень международного взаимодействия между прокуратурой̆ Российской̆ Федерации и прокуратурами зарубежных стран на протяжении последних нескольких лет устойчиво растет.

Международное сотрудничество, осуществляемое органами прокуратуры Российской̆ Федерации, играет очень важную роль в рамках антикоррупционной̆ борьбы. Генеральная прокуратура РФ – это официальный̆ орган, который̆ уполномочен решать самый̆ широкий̆ круг вопросов по противодействию коррупции.

Наиболее затруднительным в плане реализации и законодательного регулирования сегодня является сотрудничество в рамках возврата на территорию РФ средств, полученных преступным путем.

Речь идет о ситуациях, когда возврат из иностранных юрисдикций денежных средств и имущества чиновников, невозможен потому что они сокрыты в иностранных юрисдикциях

Современную мировую экономику без преувеличения можно назвать экономикой офшоров.

Использование офшорных юрисдикций — один из наиболее распространенных и вполне законных способов налоговой оптимизации. Существует множество различных способов выстраивания схем ухода от налогов с использованием «налоговых убежищ», но их объединяет одна общая черта — несоответствие документально оформленной информации фактической экономической деятельности. Этим активно пользуются чиновники различного ранга.

Данный институт в нaшей стране делает только первые шаги. Однако уже можно предположить выявление в рамках процедур контроля за расходами чиновников приобретенного на неподтвержденные доходы имущества, которое находится за рубежом. Все более острой проблемой становится развитие межгосударственного сотрудничества при расследовании легализации преступных доходов. Подобное взаимодействие осуществляется при руководстве с первоочередными принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела других стран. Непосредственно правовая помощь осуществляется в согласии с принципами взаимной наказуемости, ненаказуемости за одно и то же преступление, целевого использования доказательств. Однако, не всегда сотрудничество с прокуратурами за рубежом происходит безукоризненно.

Например, по ходатайству Генеральной прокуратуры РФ по уголовному делу по обвинению М. Ходорковского Федеральная прокуратура и Федеральная уголовная полиция Швейцарии провели обыски, выемки документов, допросы свидетелей. В мaрте 2004г. Федеральная прокуратура Швейцарии приостановила доступ к средствам на банковских счетах в размере 6 млрд. швейцарских франков. В решении от 8 июня 2004 г. Федеральный суд Швейцарии указал, что в ходатайстве российской стороны отсутствуют неоспоримые доказательства преступного происхождения денежных средств, поэтому прокуратура нарушила принцип соразмерности и большая часть суммы подлежит разблокированию. Суд сослался также на политическую причину уголовного дела.

Осложняется обстановка еще тем, что преступные формирования используют такие факторы, как слабость правовой базы борьбы с международной преступностью, несовершенство пограничного, таможенного контроля упрощение движения капитала и порядка пересечения государственных границ.

Сегодня более 300 организованных групп и преступных сообществ СНГ имеют международные связи, то есть соучастников, подразделения или обособленные группы на территории других государств. Специфика схем по отмыванию преступных доходов такова, что в них практически всегда ключевую роль играют иностранные контрагенты. По данным Интерпола, 30% вывезенного из стран СНГ капитала имеет криминальное происхождение.

Помимо того, в России отсутствует качественно проработанная нормативная база в сфере возврата активов. В частности, не определен уполномоченный орган по выявлению, аресту и возвращению из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Все преподссылки к тому, чтобы это стала прокуратура

Не урегулирован и порядок нaправления компетентным органам иностранных государств запросов о правовой помощи в целях розыска и замораживания незаконно полученных активов, а также дальнейшего взаимодействия в целях их конфискации и возврата из-за рубежа.

Кaк показывает практика, с момента возбуждения уголовного дела до принятия мер по аресту, проходит такой длительный период, что позволяет преступникам легализовать похищенное и затрудняет последующий возврат таких активов законному владельцу. При этом тревогу вызывают сроки исполнения запросов об оказании правовой помощи компетентными органами ряда государств, порой превышающие несколько лет.

Другой проблемой выступают существенные различия в национальных законодательствах государств. Конкретное деяние в одних юрисдикциях может признаваться преступлением, в других – правонарушением, в третьих – быть ненаказуемым.

В ходе своей служебной деятельности прокуроры нередко не осознают важности борьбы с офшорными выводaми средств. Примером этого служит недавнее обращение к Игорю Краснову и Александру Бaстрыкину с просьбой о привлечении к уголовной ответственности прокурора Чувашии Василия Пословского за его отказ возбуждать уголовное дело о выводе в офшоры 696 млн руб. из коммерческого банка. В 2018 году Василий Пословский прекратил уголовное преследование руководства одной из фирм-однодневок, «несмотря на всю важность и уникальность уголовного дела».

Пробелы есть затруднения будут всегда,. Очевидно, что только совместная и направленная на результат работа заинтересованных прокуратур мира позволит значительно продвинуться в вопросе эффективности деятельности, направленной на противодействие перемещению за рубеж преступных активов и их возврат в Российскую Федерацию и иные страны происхождения.

Международное сотрудничество органов прокуратуры различных стран имеет тенденцию к укреплению. Следует выделить быстро развивающие связи между прокуратурами России и Китайской Народной республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне. Представитель Генеральной прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: