Финансы как инструмент рыночных отношений




Лекция 1

ТЕМА 1. ФИНАНСЫИ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

1. Понятие финансов

2. Признаки финансов

3. Основные формы финансов

4. Функции финансов

5. Понятие финансовой системы

6. Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

 

Понятие финансов

Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам — fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Особенность финансов как общественных отношений

Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.

Содержание финансов составляют денежные, экономические отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Финансы как инструмент рыночных отношений

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления концентрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порождающей появление финансов, является потребность государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Рыночные отношения характеризуются значительной децентрализацией финансовых ресурсов.

В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, — государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение вос­производственных потребностей, и они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т.д. Эти накопления служат стабилизатором экономических отношений, гарантом экономического суверенитета государства, регулятором производства и инфляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов.

Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, но они зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Признаки финансов

Признаки финансов (системы денежных отношений):

а) складываются всегда относительно денег или денежного эквивалента;

б) обусловлены управленческой ролью государства;

в) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

г) безэквивалентные – не предполагают взаимообмена;

д) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Эти признаки в единстве характеризуют сущность государственных (публичных) финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отношения финансовыми, это будут кредитные, отношения по заработной плате, купле-продаже или иные, но не финансовые.

Финансы Донецкой Народной Республики — это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств ДНР в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением публичных потребностей в границах республики.

Финансы муниципальных образований - это экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования. Наличие этой особой категории финансов вытекает из положений Конституции ДНР и связано с признанием местного самоуправления как самостоятельного вида управления на уровне муниципального образования и его самостоятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Публичные финансы (ДНР и муниципальных образований) являются единой категорией, что связано с:

а) государственным устройством ДНР в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления;

б) единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики;

в) единством государственной и муниципальной систем управления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Значение имеют также финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

 

Основные формы финансов

 

Финансы функционируют в двух основных формах:

1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований:

- уплата налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды;

- выделение средств из бюджета и внебюджетных фондов;

- распределение бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д.

2) экономические отношения, обслуживающие кругооборот (формирование, распределение и использование) децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

 

Функции финансов

 

Сущность финансов проявляется в их функциях — формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обес­печении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых — взимание налогов.

Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий: руководство обществом, регулирование уровня жизни населения и т.д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т.е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам — получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их общественное назначение. Они не свойственны никакой иной экономико-правовой категории. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства. Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать многие публичные функции. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями. Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.

Факторы, влияющие на формы государственного регулирования:

- уровень развития производственных отношений в обществе;

- состояние политической стабильности;

- потребность в денежных средствах;

- размер государственного долга;

- степень соблюдения финансового законодательства и т.д.

В качестве финансовых регуляторов могут использоваться правовое регулирование ценообразования — установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, финансирование отраслей промышленности и т.д.

Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам. Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность финансовых органов. Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: