Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.
Функциями знания являются:
обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления;
хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Познание вырастает из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью.
От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности - такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности.
Практика является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Следует отметить, что завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли.
Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять ее развитие.
Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность.
Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно.
|
Вместе с тем научное знание может быть относительным и абсолютным.
Относительное знание - знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.
Абсолютное знание - это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в будущем.
С философской точки зрения познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное - теоретическое.
Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение - это отражения мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств.
Восприятие - отражения мозгом человека предметов или явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие - это первичный чувственный образ предмета или явления.
Представление - вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представления - это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлений.
|
Воображение - это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.
Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми.
Основной инструмент мышления - логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.