Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора




Тема «Профессиональное самоопределение молодежи»

Содержание понятия «профориентация»

Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора

Методические основы исследования молодежной профориентации

Формы профориентации

 

 

1. Содержание понятия «профориентация» Чтобы рассмотреть понятия «профессиональной ориентации» необходимо обозначить некоторые понятия, так или иначе связанные с профориентацией, и дать им определения. Первым рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции; 2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; 3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции; 4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций [1, с. 90]. Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) - одна из форм существования профессии, ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества - материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов [1, с. 90]. Существует различные классификации профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ. Следующими понятиями, которые рассмотрим, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация - это принятие решения о выборе пути профессионального развития. Оптант - это человек принимающий такое решение [1, с. 91]. Немало важную роль, для понимания сущности профориентации, играет понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют следующие подходы к изучению профессионального самоопределения: - теории типов профессиональной жизни (структурные концепции); - мотивационные теории; - теории индивидуальности [9, с. 185]. В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Они считают, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте. Следовательно, выбор, который индивид делает в молодости не окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Представитель данного направления Холланд Дж, считает, что индивид, выбирая себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности [9, с. 185]. Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями. Т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями [9, с. 185]. Событиями предшествующими профессиональному самоопределению могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д. событиями предшествующими профессиональному самоопределению могут быть: Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; информирование о профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив [9, с. 186]. Следующим ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения [9, с. 186]. Еще одним понятием является понятие профессионального становления личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности [9, с. 186]. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий: 1) Аморфная оптация (0 - 12 лет), на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности; 2) Оптация (12 - 16 лет): профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение; 3) Профессиональная подготовка (16 - 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду; 4) Профессиональная адаптация (18 - 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества; 5) Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом; 6) Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности; 7) Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации [9, с. 187]. Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации играетпрофессиональное развитие. Профессиональное развитие - это длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающих стабилизации лишь в зрелые годы, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Д. Сюпер выделяет основные стадии профессионального развития молодого человека: 1) Стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет): выбор профессий происходит под влиянием фантазий с 4 до 10 лет, интересов с 11 до 12 лет и способностей с 13 до 14 лет. 2) Разведка или исследование (15 - 24 года): включат временное занятие (15 - 17 лет), переходный период (18 - 21 год), в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «опробование» (22 - 24 года), когда выбор проверяется в реальном труде. 3) Стадия упрочнения, в которую входит «пробная» подстадия (25 - 30 лет) [13, с. 210]. Также немало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность - это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям к данной профессии, его способность овладеть ей. Понятие профессиональная ориентация рассматривают с разных точек зрений. Э.Ф. Зеер, например, дает несколько определений этому понятию: - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества; - это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности; - совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования [9, с. 188]. В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду, личности и т.п. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров. Подводя итоги, можно сказать о том, что понятие профессиональной ориентации определяется кругом смежных понятий. Такими понятиями являются: профессия, оптант и оптация, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональная направленность и пригодность. Кроме того, само понятие «профориентация» имеет широкое значение. В данной работе мы будем исходить из того, что профессиональная ориентация - это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества, которая неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения.

 

Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора

Наличие сформированного самоопределения и будет результатом профессиональной ориентации, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как:

Первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека - вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:

- позиция родителей;

- позиция друзей и сверстников;

- авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию;

- сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы;

- главная цель;

- «жизненная перспектива»;

- внешние условия достижения целей;

- представление о собственных возможностях.

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

- определившихся;

- колеблющихся;

- неустойчивые;

- пассивные

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений [10, с. 126].

Существуют различные модели профессионального самоопределения молодежи.

Первая модель: значительная часть молодежи из числа оканчивающих полную среднюю школу (среднее профессиональное учебное заведение) ориентирована на высшее образование. При этом содержание и характер труда не являются доминирующими мотивами выбора профессии, что чревато «издержками» в будущем.

Вторая модель: не определены конкретные формы профессионального образования и формы его получения. Ситуация находится во власти случая, а определяющим фактором становится возможность поступить в то или иное профессиональное учебное заведение. Молодые люди в период конкурсных испытаний предпринимают несколько попыток, перемещаясь от института до училища, или из училища в училище. Данная модель также не лишена возможных негативных последствий.

Третья модель: поиск работы. Модель более распространена в крупных городах и областных центрах, где вероятность найти работу намного выше, чем в малых городах и сельской местности. Основной контингент - молодежь из групп риска. Ввиду отсутствия квалификации и профессии положение данной группы на рынке труда неустойчиво, а шансы получить профессиональное образование - невелики [15, с. 14].

Таким образом, управление профессиональной ориентации происходит через процесс самоопределения личности, который осуществляется в три этапа: «поиск цели», «осознание цели», «реализация жизненных ценностей». Профессиональное самоопределение - это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют различные модели профессионального самоопределения молодежи: первая - молодежь ориентирована на высшее образование; вторая - не определены конкретные формы профессионального образования и формы его получения; третья - ориентация на поиск работы. Каждая из рассмотренных моделей в индивидуальном плане проявляется в неопределенности профессионального самоопределения и возможности осуществления жизненных планов.

 

3. Методические основы исследования молодежной профориентации Формы профориентации Как научно обоснованная система мероприятий профориентация включает ряд специфических по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная диагностика. Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду [4, с. 27] Профессиональная информация представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки [4, с. 27]. Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию. Поэтому в ряде случаев важное место занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них [4, с. 28]. Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке способствует формированию активного отношения к проблемам своевременного выбора профессии, к активизации у молодежи стремления осуществить свой выбор [4, с. 28]. В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет [11, с. 11]. Вместе с тем, эффективность проведения просветительской работы зависит от качества и формы подачи информации. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Информация должна быть: - всесторонней - в сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жизни, особое внимание - на перспективы роста в данной профессиональной сфере; - достоверной - сведения о профессиях должны быть получены из надежных источников, которыми могут быть печатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности и т.п.; - объективной - необходимо давать реальную картину профессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопустимым является излишнее рекламирование тех или иных сторон, приписывание профессии несуществующих достоинств [11, с. 11]. При организации профессиональной информации необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Причем есть характеристики профессии, которые являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, ее социально-экономическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека. Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на работу, наблюдается отождествление представлений о профессии с конкретным местом работы. Отрицательное отношение работника к какой-нибудь одной характеристике (взаимоотношениям с руководством) может привести к переносу отрицательного отношения на всю профессию в целом [11, с. 12]. Профессиональная консультация дает рекомендации о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т.д. Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой предлагается разветвлённый перечень профессий [16, с. 110]. Профессиональная диагностика - это система процедур и методов, направленная на выявление уровня развития, сформированности тех качеств, которые желательны и важны для определенных видов деятельности [16, с. 110]. Здесь искусство практического психолога - профориентатора состоит в том, чтобы подобрать тесты, методы изучения, поставить психологический диагноз и прогнозировать успешность профессиональной деятельности клиента. В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды профдиагностики: 1) Предварительная профдиагностика - наиболее действенный вид диагностики, если производится своевременно (в раннем подростковом возрасте), поскольку многие профессии предъявляют к человеку повышенные требования, например, к устойчивости и распределению внимания, свойствам эмоционально - волевой сферы, наличию специальных способностей и т.д. Их необходимо вовремя выявлять и развивать. 2) Констатирующая диагностика производится, когда человек уже имеет сложившуюся систему ценностных ориентаций, интересов, склонностей и сформировался в общем и целом как личность [16, с. 111]. Итак, профориентация включает ряд специфических по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная диагностика. Целью профессионального просвещения является выработка у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Профессиональные консультации позволяют познакомиться с содержанием профессии, ее социально-экономической стороной, требованиями, предъявляемыми к профессионально важным качествам человека. Профессиональная консультация дает рекомендации о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т.д. Профессиональная диагностика - это система процедур и методов, направленная на выявление уровня развития, сформированности тех качеств, которые желательны и важны для определенных видов деятельности. Комплексное применение представленных форм позволяет достичь наилучшего результата по итогам профориентации.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: