Данная часть работы представляет наше собственное исследование.
Русская поэзия содержит практически все значимые для русской языковой картины мира концепты. Поэты в той или иной форме воспроизводят в своих стихах национальные представления о любви, счастье, родине, доброте, злобе, природе и душе. Безусловно, часто талантливые стихотворцы привносят и своё понимание в общие представления о том или ином понятии.
В данной работе мы предприняли попытку рассмотрения концепта «Душа в стихотворениях А.Фета «В душе, измученной годами», В.Ходасевича «Душа», Е.Евтушенко «Твоя душа». Выбор стихотворений основан на наших личных предпочтениях.
Владислав Ходасевич
Душа
Душа моя — как полная луна:
Холодная и ясная она.
На высоте горит себе, горит —
И слез моих она не осушит:
И от беды моей не больно ей,
И ей невнятен стон моих страстей;
А сколько здесь мне довелось страдать —
Душе сияющей не стоит знать.
Рассмотрим, как в данном стихотворении реализуется концепт «Душа». Само стихотворение так и называется «Душа». Оно описывает душу лирического героя. Свою душу он сравнивает с луной: полной, холодной и ясной. Прочитав стихотворение полностью, мы понимаем, что автор будто отделяет душу от себя. Она высоко, как луна, над землёй, над лирическим героем. Всё, что может его душа, - гореть. Она не может почувствовать, как страдал герой, ей не больно. Но почему? Неужели душа героя – бесчувственная? Нет, если повнимательнее вчитаться, можно понять, что душе чужды страсти. А страсти – это грехи. Поэтому и душа ясна, поэтому она и сияет, поэтому она и может подняться на грешной землёй. Можно предположить, что автор не смог уберечь своё тело и разум от боли, страстей и страданий, но его душа осталась неприкосновенной, ей это чуждо.
|
Таким образом, мы видим, что представление концепта «Душа» в стихотворении Ходасевича не противоречит общепринятым представлениям о душе в русской языковой картине мира: душа – нематериальная субстанция, которая остаётся нравственно чистой. Хотя, например, такое выражение, как «душа болит», будет антонимичным по отношению к данному стихотворению.
Афанасий Фет
В душе, измученной годами
В душе, измученной годами,
Есть неприступный чистый храм,
Где всё нетленно, что судьбами
В отраду посылалось нам.
Для мира путь к нему заглохнет, —
Но в этот девственный тайник,
Хотя б и мог, скорей иссохнет,
Чем путь укажет мой язык.
Скажи же — как, при первой встрече,
Успокоительно светла,
Вчера — о, как оно далече! —
Живая ты в него вошла?
И вот отныне поневоле
В блаженной памяти моей
Одной улыбкой нежной боле,
Одной звездой любви светлей.
Стихотворение А.Фета «В душе, измученной годами» рассказывает нам о душе лирического героя, о маленьком её уголке. Это уголок автор называет «чистым храмом», «девственным тайником». Это значит, что никому, кроме автора, туда нет доступа. «Чистый храм» хранит память о самом важном чувстве – любви. Для лирического героя эта память и священна, и неприкосновенна. Способность души так хорошо хранить воспоминания о любви говорит о её силе, уникальности и невещественной сущности. И хотя сама душа измучена прошедшими трудностями и жизненными испытаниями, лирический герой уверен, что забыть самое лучшее, что было в жизни, душа не сможет. Реализация концепта «душа» в этом стихотворении также не противоречит общепринятым представлениям о душе в русской языковой картине мира.
|
Евгений Евтушенко
Твоя душа
Неотразимая,
ты зимним зимняя!
Ты завораживаешь,
как замораживаешь!
Душа нальделая
все ледяней.
Что ты наделала
с душой своей!
Быть ледяною
ее заставила
и, словно комнату,
ее уставила
вещами,
может быть и хорошими,
но замораживающими,
холодными…
Там воздух не колышется.
Цветов
там
нет.
Как лёд коричневый,
блестит паркет.
Где-то гомон уличный,
дневной жары накал.
Здесь —
лед рояля угольный
и ртутный лед зеркал.
Здесь не бывает солнечно.
Здесь лампы свет чуть льют.
Свисают
сонные
сосульки люстр.
А я хочу быть в гомоне
среди людей.
Мне страшно в комнате
души твоей.
Душа усталая,—
себе постылая,
и вся уставленная,
и вся пустынная…
1956 г.
В стихотворении Евгения Евтушенко «Твоя душа» представлен сложный образ души. Весь текст построен на развёрнутой метафоре. Лирический герой упрекает героиню, к которой обращается, в том, что комната её души очень холодна, и виновата в этом сама героиня. «Что ты наделала с душой своей!» - восклицает автор. В комнате души героини так холодно, что там всё стало ледяным, и автору не хочется находиться там, а хочется быть среди людей и тепла. И хотя в комнате души много мебели и предметов, «вся уставленная», но «вся пустынная». Это значит, там нет ничего по-настоящему важного. Холодная душа не может никого согреть, не может никого любить, рядом никому быть не хочется. Процесс обледенения не прекращается: «душа нальделая
все ледяней». Можно сказать, что обладатель такой души – и сам холодный, равнодушный человек. Автор не рассказывает о том, почему душа героини превратилась ледяную и пустынную комнату, но мы можем сделать вывод, что такая репрезентация (представление) концепта «Душа» тоже является типичной для русской языковой картины мира. Только в данном стихотворении концепт «душа» имеет отрицательную коннотацию (оттенок значения).
|
Таким образом, проанализировав стихотворения, мы можем сделать некоторые общие выводы.
1) Русские поэты в своём творчестве продолжают обращаться к концепту «Душа».
2) Душа – невещественная сущность, иногда она может представляться как отдельная от человека субстанция, но в то же время продолжать характеризовать её обладателя.
3) Душа может быть «измученной», «ледяной», «бесстрастной».
4) Обладатель души может оберегать её от страданий, а может, наоборот, - изменить в худшую сторону – превратить в ледяную комнату.
5) Душа может быть хранителем всех самых важных воспоминаний в жизни человека.
6) Душа является неотъемлемой частью самого человека.
7) Говоря о душе, поэты используют эпитеты (усталая, нальделаядуша,измученная душа, холодная, ясная, сияющая душа), сравнения (душа, как полная луна), метафоры - всё стихотворение Е.Евтушенко построено на развёрнутой метафоре, олицетворениях (душе не стоит знать). Это говорит о том, что душа – сама образ, но на основе этого образа талантливые мастера слова способны создавать всё новые образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели понятия «концепт», «лингвокультурология», «языковая картина мира», а также предприняли попытку проанализировать стихотворения А.Фета «В душе, измученной годами», В.Ходасевича «Душа», Е.Евтушенко «Твоя душа» с точки зрения реализации в них концепта «Душе». Считаем цель работы достигнутой.
Результаты работы следующие. Концепты в лингвокультурологии помогают восстановить языковую картину мира того или иного народа. Для русской языковой картины мира одним из важных концептов является концепт «Душа».
Благодаря анализу лексического значения слова душа в толковом словаре, а также во фразеологических единицах мы сделали следующие выводы: человек может иметь высокую, чистую, хорошую, низкую, черную, плохую душу; душа противопоставлена телу, но она может чувствовать, испытывать радость и боль; важные поступки в жизни человека всегда так или иначе связаны с душой; характеристика, которая даётся человеку, напрямую касается и его души.
В практической части мы проанализировали вышеназванные стихотворения. Оказалось, что в поэзии душа лирических героев может представать совершенно по-разному.
На основе анализа стихотворных текстов мы пришли к следующему. Русские поэты в своём творчестве продолжают обращаться к концепту «Душа».Душа – невещественная сущность, иногда она может представляться как отдельная от человека субстанция, но в то же время продолжать характеризовать её обладателя.Душа может быть «измученной», «ледяной», «бесстрастной».Обладатель души может оберегать её от страданий, а может, наоборот, - изменить в худшую сторону – превратить в ледяную комнату.Душа может быть хранителем всех самых важных воспоминаний в жизни человека.Душа является неотъемлемой частью самого человека.Говоря о душе, поэты используют эпитеты (усталая, нальделая душа, измученная душа, холодная, ясная, сияющая душа), сравнения (душа, как полная луна), метафоры - всё стихотворение Е.Евтушенко построено на развёрнутой метафоре, олицетворениях (душе не стоит знать). Это говорит о том, что душа – сама образ, но на основе этого образа талантливые мастера слова способны создавать всё новые образы.
Нашу работу следует продолжить: глубже изучить понятие концепт, расширить познания о лигвокультурологии, составитьболее детальное описание концепта «Душа» в русской языковой картине мира. Также можно изучить репрезентацию данного концепта в творчестве, например, отдельно взятого поэта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКИ
1. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/02.php,
автор статьи В.А.Маслова
2. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/sootnoshenie-ponyatiy-kontsept-ponyatie-znachenie-v-rusle-kommunikativno-kognitivnoy-paradigmy.pdf, с.128
3. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya.pdf
4. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/kulturnyy-kontsept-kak-lingvokulturnyy-fenomen.pdf
5. https://www.krugosvet.ru/node/41681.
6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277645
7. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/kontsept-dusha-v-russkoy-lingvokulture-verbalno-derivatsionnaya-reprezentatsiya.pdf
8. https://www.culture.ru/poems