Попытка анализа нескольких стихотворений русских поэтов о душе




Данная часть работы представляет наше собственное исследование.

Русская поэзия содержит практически все значимые для русской языковой картины мира концепты. Поэты в той или иной форме воспроизводят в своих стихах национальные представления о любви, счастье, родине, доброте, злобе, природе и душе. Безусловно, часто талантливые стихотворцы привносят и своё понимание в общие представления о том или ином понятии.

В данной работе мы предприняли попытку рассмотрения концепта «Душа в стихотворениях А.Фета «В душе, измученной годами», В.Ходасевича «Душа», Е.Евтушенко «Твоя душа». Выбор стихотворений основан на наших личных предпочтениях.

Владислав Ходасевич

Душа

Душа моя — как полная луна:

Холодная и ясная она.

На высоте горит себе, горит —

И слез моих она не осушит:

И от беды моей не больно ей,

И ей невнятен стон моих страстей;

А сколько здесь мне довелось страдать —

Душе сияющей не стоит знать.

Рассмотрим, как в данном стихотворении реализуется концепт «Душа». Само стихотворение так и называется «Душа». Оно описывает душу лирического героя. Свою душу он сравнивает с луной: полной, холодной и ясной. Прочитав стихотворение полностью, мы понимаем, что автор будто отделяет душу от себя. Она высоко, как луна, над землёй, над лирическим героем. Всё, что может его душа, - гореть. Она не может почувствовать, как страдал герой, ей не больно. Но почему? Неужели душа героя – бесчувственная? Нет, если повнимательнее вчитаться, можно понять, что душе чужды страсти. А страсти – это грехи. Поэтому и душа ясна, поэтому она и сияет, поэтому она и может подняться на грешной землёй. Можно предположить, что автор не смог уберечь своё тело и разум от боли, страстей и страданий, но его душа осталась неприкосновенной, ей это чуждо.

Таким образом, мы видим, что представление концепта «Душа» в стихотворении Ходасевича не противоречит общепринятым представлениям о душе в русской языковой картине мира: душа – нематериальная субстанция, которая остаётся нравственно чистой. Хотя, например, такое выражение, как «душа болит», будет антонимичным по отношению к данному стихотворению.

Афанасий Фет

В душе, измученной годами

В душе, измученной годами,
Есть неприступный чистый храм,
Где всё нетленно, что судьбами
В отраду посылалось нам.

Для мира путь к нему заглохнет, —
Но в этот девственный тайник,
Хотя б и мог, скорей иссохнет,
Чем путь укажет мой язык.

Скажи же — как, при первой встрече,
Успокоительно светла,
Вчера — о, как оно далече! —
Живая ты в него вошла?

И вот отныне поневоле
В блаженной памяти моей
Одной улыбкой нежной боле,
Одной звездой любви светлей.

Стихотворение А.Фета «В душе, измученной годами» рассказывает нам о душе лирического героя, о маленьком её уголке. Это уголок автор называет «чистым храмом», «девственным тайником». Это значит, что никому, кроме автора, туда нет доступа. «Чистый храм» хранит память о самом важном чувстве – любви. Для лирического героя эта память и священна, и неприкосновенна. Способность души так хорошо хранить воспоминания о любви говорит о её силе, уникальности и невещественной сущности. И хотя сама душа измучена прошедшими трудностями и жизненными испытаниями, лирический герой уверен, что забыть самое лучшее, что было в жизни, душа не сможет. Реализация концепта «душа» в этом стихотворении также не противоречит общепринятым представлениям о душе в русской языковой картине мира.

 

Евгений Евтушенко

Твоя душа

Неотразимая,
ты зимним зимняя!

Ты завораживаешь,
как замораживаешь!

Душа нальделая
все ледяней.
Что ты наделала
с душой своей!

Быть ледяною
ее заставила
и, словно комнату,
ее уставила

вещами,
может быть и хорошими,
но замораживающими,
холодными…

Там воздух не колышется.
Цветов
там
нет.

Как лёд коричневый,
блестит паркет.
Где-то гомон уличный,
дневной жары накал.
Здесь —
лед рояля угольный
и ртутный лед зеркал.
Здесь не бывает солнечно.
Здесь лампы свет чуть льют.
Свисают
сонные
сосульки люстр.

А я хочу быть в гомоне
среди людей.
Мне страшно в комнате
души твоей.

Душа усталая,—
себе постылая,
и вся уставленная,
и вся пустынная…

1956 г.

 

В стихотворении Евгения Евтушенко «Твоя душа» представлен сложный образ души. Весь текст построен на развёрнутой метафоре. Лирический герой упрекает героиню, к которой обращается, в том, что комната её души очень холодна, и виновата в этом сама героиня. «Что ты наделала с душой своей!» - восклицает автор. В комнате души героини так холодно, что там всё стало ледяным, и автору не хочется находиться там, а хочется быть среди людей и тепла. И хотя в комнате души много мебели и предметов, «вся уставленная», но «вся пустынная». Это значит, там нет ничего по-настоящему важного. Холодная душа не может никого согреть, не может никого любить, рядом никому быть не хочется. Процесс обледенения не прекращается: «душа нальделая
все ледяней». Можно сказать, что обладатель такой души – и сам холодный, равнодушный человек. Автор не рассказывает о том, почему душа героини превратилась ледяную и пустынную комнату, но мы можем сделать вывод, что такая репрезентация (представление) концепта «Душа» тоже является типичной для русской языковой картины мира. Только в данном стихотворении концепт «душа» имеет отрицательную коннотацию (оттенок значения).

Таким образом, проанализировав стихотворения, мы можем сделать некоторые общие выводы.

1) Русские поэты в своём творчестве продолжают обращаться к концепту «Душа».

2) Душа – невещественная сущность, иногда она может представляться как отдельная от человека субстанция, но в то же время продолжать характеризовать её обладателя.

3) Душа может быть «измученной», «ледяной», «бесстрастной».

4) Обладатель души может оберегать её от страданий, а может, наоборот, - изменить в худшую сторону – превратить в ледяную комнату.

5) Душа может быть хранителем всех самых важных воспоминаний в жизни человека.

6) Душа является неотъемлемой частью самого человека.

7) Говоря о душе, поэты используют эпитеты (усталая, нальделаядуша,измученная душа, холодная, ясная, сияющая душа), сравнения (душа, как полная луна), метафоры - всё стихотворение Е.Евтушенко построено на развёрнутой метафоре, олицетворениях (душе не стоит знать). Это говорит о том, что душа – сама образ, но на основе этого образа талантливые мастера слова способны создавать всё новые образы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели понятия «концепт», «лингвокультурология», «языковая картина мира», а также предприняли попытку проанализировать стихотворения А.Фета «В душе, измученной годами», В.Ходасевича «Душа», Е.Евтушенко «Твоя душа» с точки зрения реализации в них концепта «Душе». Считаем цель работы достигнутой.

Результаты работы следующие. Концепты в лингвокультурологии помогают восстановить языковую картину мира того или иного народа. Для русской языковой картины мира одним из важных концептов является концепт «Душа».

Благодаря анализу лексического значения слова душа в толковом словаре, а также во фразеологических единицах мы сделали следующие выводы: человек может иметь высокую, чистую, хорошую, низкую, черную, плохую душу; душа противопоставлена телу, но она может чувствовать, испытывать радость и боль; важные поступки в жизни человека всегда так или иначе связаны с душой; характеристика, которая даётся человеку, напрямую касается и его души.

В практической части мы проанализировали вышеназванные стихотворения. Оказалось, что в поэзии душа лирических героев может представать совершенно по-разному.

На основе анализа стихотворных текстов мы пришли к следующему. Русские поэты в своём творчестве продолжают обращаться к концепту «Душа».Душа – невещественная сущность, иногда она может представляться как отдельная от человека субстанция, но в то же время продолжать характеризовать её обладателя.Душа может быть «измученной», «ледяной», «бесстрастной».Обладатель души может оберегать её от страданий, а может, наоборот, - изменить в худшую сторону – превратить в ледяную комнату.Душа может быть хранителем всех самых важных воспоминаний в жизни человека.Душа является неотъемлемой частью самого человека.Говоря о душе, поэты используют эпитеты (усталая, нальделая душа, измученная душа, холодная, ясная, сияющая душа), сравнения (душа, как полная луна), метафоры - всё стихотворение Е.Евтушенко построено на развёрнутой метафоре, олицетворениях (душе не стоит знать). Это говорит о том, что душа – сама образ, но на основе этого образа талантливые мастера слова способны создавать всё новые образы.

Нашу работу следует продолжить: глубже изучить понятие концепт, расширить познания о лигвокультурологии, составитьболее детальное описание концепта «Душа» в русской языковой картине мира. Также можно изучить репрезентацию данного концепта в творчестве, например, отдельно взятого поэта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКИ

1. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/02.php,

автор статьи В.А.Маслова

2. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/sootnoshenie-ponyatiy-kontsept-ponyatie-znachenie-v-rusle-kommunikativno-kognitivnoy-paradigmy.pdf, с.128

3. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya.pdf

4. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/kulturnyy-kontsept-kak-lingvokulturnyy-fenomen.pdf

5. https://www.krugosvet.ru/node/41681.

6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277645

7. file:///C:/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/kontsept-dusha-v-russkoy-lingvokulture-verbalno-derivatsionnaya-reprezentatsiya.pdf

8. https://www.culture.ru/poems



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: