ПОДВОДЯЩИЕ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ





АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

Юрий Ефимович Жуков, Георгий Игнатьевич Ильин, Эдуард Антонович Козловский

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............……………………………………………………….……...... 3

Подводящие и подготовительные акробатические упражнения ……………... 6

Перекаты ..........………………………………………………………………..... —

Кувырки .......……………………………………………………………….......... 11

Стойки ............……………….………………………………………………....... 13

Мосты ...........………………….……………………………………………......... 14

Шпагаты ..........………………………………………………………………....... 15

Специальные акробатические упражнения волейболиста …………………... —

Падения ........ ………………………………………………………….. .......... 17

Броски ............…………………………………………………………………...... 22

Акробатические упражнения для совершенствования ловкости

и ориентировки .............………………………………………………………….. 27

Прыжки с трамплина .........………………………………………………………... 28

Акробатические прыжки .......…………………………………………………..... 29

Прыжки на батуте ............…………………………………………………………. 39

Методические указания .....…………………………………………………......... 44

Примерная последовательность обучения

акробатическим уп­ражнениям .......………………………………………........... 45

 

 

Акробатическая подготовка волейболистов

ВВЕДЕНИЕ

Удары по мячу и азартные крики болельщиков мож­но услышать в спортивных залах, на кортах стадионов и парков отдыха, на пляжах и во дворах. Везде играют в волейбол.

Эта увлекательная игра пользуется большой популяр­ностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способ­ствует укреплению здоровья и разностороннему физиче­скому развитию.

Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, иг­рок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ори­ентация в пространстве.

Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости пере­мещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движе­ния на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

Особенно возросло значение акробатической подго­товки волейболиста на современном этапе развития это­го вида спорта.

 

Перенос рук при блоке вынуждает нападающих бить с далеких от сетки передач. Такие удары имеют более пологую траекторию полета мяча. Это значительно об­легчило и повысило эффективность игры в защите.

Нападающие все чаще отказываются от силовой ма­неры игры, начинают атаки с темповых передач и шире используют различные способы ударов и обманов. Ком­бинированное же нападение против одиночного блока и без него еще больше нацеливает на совершенствование оборонных действий.

Результат поединка двух команд во многом зависит от возможности возобновить неудавшуюся атаку или контратаковать после блока. В этом случае успех опять-таки зависит от защиты: надежной страховки нападаю­щего и блокирующих игроков. Кроме того, сокращение времени на подачу, на перерывы и замены стимулирует темповую игру, которая является первой предпосылкой для живой и самоотверженной игры в защите.

Следовательно, изменения в правилах 1965 г. послу­жили развитию техники и тактики как защиты, так и нападения.

Неисчерпаемые резервы технического совершенство­вания обороны заключаются в расширении диапазона действий защитника. Они зависят от его подвижности, быстроты реакции, ловкости и от умения владеть различ­ными способами перемещения: рывками, прыжками, скачками, выпадами, падениями и бросками. Успешно использовать богатый арсенал нападающих ударов невоз­можно без умения координировать движения и ориенти­роваться в пространстве, без этого же нельзя добиться эффективной самостраховки после удара и блока.

Чтобы овладеть указанными качествами и навыка­ми, волейболистам необходима акробатическая подго­товка. Все прочнее входит она в учебно-тренировочный процесс не только сильнейших команд страны, но и сек­ций коллективов физической культуры.

Об этом говорится в программах и учебной литера­туре по волейболу. Однако перечень рекомендуемых в них упражнений далеко не исчерпывает того многообра­зия акробатических приемов, которые применяются в со­временном волейболе, а методика обучения зачастую отсутствует.

Авторы решили систематизировать и описать акроба­тические упражнения, направленные на совершенствова­ние двигательных возможностей волейболиста.

Пособие предназначено для секций коллективов фи­зической культуры, детских и юношеских спортивных школ, сборных команд спортивных клубов и доброволь­ных спортивных обществ. Им смогут воспользоваться тренеры, волейболисты—новички и разрядники, а так­же спортсмены, занимающиеся другими видами спорта.

Пособие иллюстрировано рисунками, которые помо­гут разобраться в основах техники и деталях, на кото­рых авторы считают нужным акцентировать внимание занимающихся. Авторы описывают методику обучения наиболее трудным упражнениям, основные ошибки, спо­собы страховки и помощи.

Упражнения в каждом из разделов приведены в по­рядке возрастающей сложности, с учетом возможности применения их в игре.

В конце пособия указывается примерная последова­тельность обучения акробатическим упражнениям и при­водятся рекомендации, касающиеся их использования в учебно-тренировочном процессе в группах различной подготовленности.

В довершение необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совер­шенствуется и поддерживается в результате системати­ческой тренировки. Поэтому беглого ознакомления с техникой предлагаемых упражнений совершенно недо­статочно, чтобы стать ловким.

Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совер­шенствования и повышения спортивного мастерства.

Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физиче­ских качеств. Она в известной мере содействует мораль­но-волевой и психологической подготовке спортсменов.

 

ПОДВОДЯЩИЕ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти акробатические упражнения помогут занимаю­щимся овладеть простейшими видами движений, ознако­мят их с элементами самостраховки, наиболее рацио­нальными и быстрыми способами вставания. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвиж­ность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве.

Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правиль­но овладеть более сложными движениями, описанными ниже.

ПЕРЕКАТЫ

Перекат—неполное вращение тела без переворота через голову, при котором происходит последовательное касание пола тазом, спиной, лопатками или грудью, жи­вотом, бедрами и" т. д.

Перекаты на спине. Сесть, согнуть ноги, взяться ру­ками за середину голеней, подтянуть колени к груди, голову наклонить вперед (рис. 1, а) (положение группировки). Перекатиться назад (рис. 1, б, в) и перекатом вперед возвратиться в исходное положение.

После освоения группировки и переката проделать его из приседа в группировке (рис. 2, а}, седа согнув­шись (рис. 2,6), приседа на одной (рис. 2, в).

Далее рекомендуется совершенствовать перекаты без группировки (рис. 3, а, б) из тех же исходных положе­ний: седа, приседа на двух или одной.

Вставание: 1) перекатом вперед, подтягивая колени к груди, прийти в присед в группировке (см. рис. 2, а)

и выпрямиться; 2) перекатом вперед прийти в присед в упоре сзади на одной (рис. 4, а) или на обеих ногах (рис. 4,6) и, отталкиваясь руками, встать.

При выполнении перекатов на спине без группировки надо обязательно округлять спину, прижимать подборо­док к груди. Ноги при этом можно не сгибать.

Если перекаты на спине некоторым занимающимся будут болезненны, можно выполнять их несколько на боку (на одной половине спины).

Ошибки: нет группировки, не округлена спина, голо­ва отведена назад.

Перекаты прогнувшись. 1. Перекаты прогнув­шись из упора лежа на бедрах. В упоре лежа на бедрах отвести голову назад, максимально прогнуть­ся, закрепить мышцы спины и задней поверхности бедер

(рис. 5, а). Сгибая руки, выполнить перекат вперед (рис. 5,6). Обратным движением возвратиться в исход­ное положение.

Перекат прогнувшись можно выполнять и с согнуты­ми в коленях ногами (рис. 6).

2. Перекат прогнувшись, руки вверх. Максимально прогнуться, выполнить перекат (рис.7, а,б).

3. Перекат прогнувшись с захватом го­леней сзади (рис. 8).

Рис. 9

4. Перекат прогнувшись из упора лежа согнув руки, ногу назад (рис. 9, а).

Оттолкнувшись одной ногой, выйти в упор на руках и груди (рис. 9,6), соединить ноги, прогнуться, перекатить­ся с груди на живот и бедра в упор лежа прогнувшись. 5. Перекат прогнувшись из упора лежа, подняв одну ногу назад (рис. 10, а), сгибая руки. Упруго сгибая руки и отталкиваясь ногой (рис.

10, б), перейти на грудь и выполнить перекат в упор лежа прогнувшись.

Ошибки: недостаточный прогиб, расслаблены мышцы спины и задней поверхности бедер,сгибание и разгиба­ние рук, не согласованные с перекатом, при выполнении переката в упор лежа на бедрах носки прямых ног не от­тянуты.

Вставание из упора лежа согнув руки: 1) отталкива­ясь руками и сгибаясь в тазобедренных суставах, перей­ти на колени (рис. 11), затем встать на одну или обе ноги; 2) выпрямляя руки, подтянуть колено к груди (рис. 12) и встать; 3) выпрямить руки, толчком ног прийти в упор присев и встать; 4) оттолкнувшись руками и ногами, встать (рис. 13).

Перекаты на боку. 1. Перекат лежа на боку. Лежа на боку, наклониться в сторону и выполнить пере­кат (рис. 14).

2. Перекат из седа на пятках (рис. 15, а, б).

3. Перекат из стойки на коленях. Накло­ниться в сторону, сгибаясь в тазобедренных суставах, перекатиться через бедро и таз на бок.

Вставание: 1) обратным перекатом вернуться в сед на пятках, вставая на одну ногу, выпрямиться; 2) обрат­ным перекатом вернуться в упор на колено, встать на другую ногу и, отталкиваясь рукой (рис. 16), выпря­миться.

Перекаты в стороны. 1. Перекат в сторону с груди на спину (рис. 17, а, б, в, г).

По мере освоения проделывать это упражнение в бо­лее быстром темпе с различными положениями рук.

Рис. 18

2. Перекат с поворотом («звездный перекат»). Из седа ноги врозь взяться руками под колени снаружи

(рис. 18, а), ложась на бок, перекатиться через спину (рис. 18,6) на другой бок и сесть в исходное положение лицом в другую сторону.

Ошибки: потеря направления переката, недостаточно разведены ноги.

КУВЫРКИ

Кувырок—вращение тела с перекатом (обычно через голову). Кувырки служат хорошим средством для тре­нировки вестибулярного аппарата спортсмена.

В этом разделе описаны упражнения, содействующие совершенствованию перекатов в усложненных условиях (с вращением тела занимающихся).

1. Кувырок вперед. Из упора присев, руки впереди, выпрямить ноги, перенести вес тела на упруго сгибаю­щиеся руки (рис. 19,а), прижать подбородок к груди,

последовательно перекатиться на лопатки, спину (рис. 19,6), таз и, сгибая ноги, прийти в присед (рис. 19,в).

Последовательность обучения: 1) повторить перекаты на спине в группировке, обращая внимание на перекат вперед в присед; 2) из упора присев, упруго сгибая руки, коснуться затылком пола и вернуться в исходное поло­жение; 3) выполнить кувырок вперед.

Ошибки: руки ставятся близко к ногам, спина не ок­руглена, голова не наклонена вперед, нет мягкого пере­ката, нет толчка ногами вперед с одновременным упру­гим сгибанием рук.

Помощь и страховка: стать сбоку исполняющего, одной рукой наклонить его голову, другой, поддерживая под живот, сообщить поступательное движение вперед.

2. Кувырок назад. Из упора присев сделать перекат

назад, поставить руки у плеч (рис. 20, а), выпрямляя руки (рис. 20,6), прийти в упор присев на обе или одну ногу.

Последовательность обучения и совершенствования:

1) перекат назад, ставя руки в упор у плеч; 2) кувырок назад в стойку на коленях; 3) кувырок назад в упор

присев; 4) кувырок назад на одну ногу; 5) несколько кувырков подряд.

Ошибки: недостаточное поступательное движение назад, разгибание в тазобедренных суставах, отсутствие активного разгибания рук.

Помощь и страховка: стать сбоку исполняющего, од­ной рукой поддерживать его под спину, сообщая посту­пательное движение, другой — под плечо, помогая выпря­мить руки.

3. Кувырок в сторону. Существует три варианта ку­вырка в сторону: 1) перекатом через плечо, 2) через спину, 3) через таз. Ниже описан кувырок в сторону перекатом через спину.

Из упора присев, руки впереди, сгибая руку, опереть­ся на предплечья (рис. 21, а), перекатиться через лопатку

Рис. 22

(рис. 21,6) и спину на другой бок (рис. 21, в) и, опира­ясь на предплечье и голень, встать; можно с помощью рук (руки).

 

Ошибки: нет опускания руки на предплечье, в сто­рону которой выполняется кувырок, недостаточное по­ступательное движение в сторону.

4. Кувырок через плечо. С шагом вперед опереться на одноименную руку (рис. 22, а), опуститься на плечо (рис. 22,6) и, отталкиваясь ногой, выполнить перекат (рис. 22, в). Сгибая ногу и опираясь на голень (рис. 22, г), встать; можно с помощью рук (руки).

Кувырок через плечо выполняется с плеча на про­тивоположную сторону спины. На первых этапах обуче­ния рекомендуется делать его, ставя руки на предплечье и упираясь на другую руку.

Ошибки: нет поступательного движения вперед и уп­ругого сгибания руки.

СТОЙКИ

Стойка — вертикальное положение тела (в данном разделе описываются стойки ногами вверх). Эти упраж­нения рекомендуется выполнять для тренировки вести­булярного аппарата в необычных условиях, для укрепле­ния мышц рук, плечевого пояса и туловища в целом, что

очень важно для дальнейшего совершенствования при­емов падений и бросков.

1. Стойка на лопатках. Из положения лежа на спине поднять и подставить согнутые в локтях руки под спи­ну, пальцами внутрь. Разгибаясь, принять вертикальное положение (рис. 23).

Ошибки: угол в тазобедренных суставах, неправиль­ный хват кистями.

Помощь и страховка аналогичны при выполнении всех стоек: стать сбоку и поддерживать исполнителя за ноги.

2. Стойка на голове и руках. Поставить руки на ширине плеч, голову — на верхнюю часть лба впереди рук так, чтобы точки опоры составляли равнобедренный тре­угольник. Выполнить стойку на голове и руках (рис. 24).

Ошибки: значительный прогиб, голова поставлена на лоб или затылок.

3. Стойка на руках. Из упора присев на одной, другая прямая сзади, руки впереди, кисти на ширине плеч, толчком одной и махом другой выполнить стойку на ру­ках (рис. 25).

Ошибки: руки поставлены широко, кисти развернуты внутрь или наружу, плечи выведены далеко вперед, большой прогиб, сгибание в тазобедренных суставах.

4. Стойка на предплечьях. Поставить руки на пред­плечья, махом одной и толчком другой выполнить стой­ку на предплечьях (рис. 26).

Все стойки можно выполнять толчком одной и махом другой ноги, толчком обеих, силой, а заканчивать раз­личными положениями: ноги врозь, согнув ноги, одна вперед, другая назад и т. д.

Мосты

Мост—максимально прогнутое положение тела спи­ной к полу с опорой на руки (руку) и ноги (ногу). Этот раздел включает упражнения прикладного ха­рактера,

рекомендуемые как контрольные для определе­ния развития гибкости и подвижности суставов.

1. Мост из положения лежа. Согнуть ноги, поставить руки у плеч пальцами назад (рис. 27, а), выпрямляя руки и ноги, прогнуться (рис. 27,6).


2. Мост наклоном назад. Из стойки ноги врозь, руки вверх, подавая таз вперед, прогнуться (рис. 28) и поста­вить руки на пол.

3. Мост из стойки на руках. Опуская ноги назад и подавая плечи вперед (рис. 29), поставить ноги на пол.

Конечные положения могут быть различными: мост на одной ноге, на одной руке, на коленях и т. д.

Помощь и страховка: стать сбоку и поддерживать занимающегося под спину.

ШПАГАТЫ

Шпагат—сед с предельно разведенными ногами. 1. Шпагат правой (левой). Сесть в положение правая вперед, левая назад, туловище держать прямо (рис. 30).

2. Шпагат поперечный (рис. 31)—наиболее трудное упражнение этого раздела.

 





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.048 с.