Оглашение
Катехизис
Православно – догматическое и нравственное Богословие
Урок 1-й
Мировые религии
Термин "религия" происходит от латинского religare — связывать, либо religio — Богопочитание. Таким образом, религия — это связь человека с Богом, мира материального и идеального, профанного (светского, мирского) и сакрального (священного). То есть религия основывается на вере в мир духовный (нематериальный), Божественную сферу, сверхъестественные силы и возможность соединения человека с этим миром.
Христианство
Одна из крупнейших мировых религий (насчитывает около 2,3 млрд. приверженцев по всей планете). В ее основе лежит жизнь и учение Исуса Христа. Наиболее популярные течения в христианстве на данный момент:
—православие;
—католицизм;
—протестантизм.
Христианство строится на нескольких догматах (положениях вероучения):
—вера в воскресение Христа и всеобщее воскресение людей;
—единство Всевышнего в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух);
—воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода с целью избавить человеческий род от грехов.
Ислам
Вторая по численности приверженцев религия после христианства (более 1,8 млрд человек). Основателем ислама считается Мухаммед — человек незнатного происхождения из Мекки, которому было даровано божественное откровение. Последователи считают его пророком.
Выделяют две основные ветви в мусульманской религии:
—суннизм;
—шиизм.
Исламское вероучение основано на шести положениях (столпах):
—вера в Единого Бога;
—вера в Божьих пророков;
—вера в священные писания, раскрытые пророкам;
—вера в ангелов;
—вера в Судный день и будущую жизнь;
|
—вера в судьбу и предопределение.
Буддизм
Религия, возникшая на северо-востоке Индии и названная в честь своего основателя Будды (Будда Шакьямуни), прежнее имя которого Сиддхартха Гаутама. По преданию, он рос в богатой семье, не зная многих бед, и однажды, уже, будучи взрослым, вышел за пределы своего дворца. Увидев, сколько страданий испытывают люди, он решил скитаться вплоть до самоотречения. В течение жизни он искал истину, изучал различные техники самопознания и, в конце концов, стал проповедником, именуемым Буддой (просветленным).
Основные понятия буддийской религии:
—сансара — перерождения и перевоплощения человека в другом теле;
—карма — понимание связи плохих и хороших поступков, которые имеют свое отражение в будущем;
—нирвана — освобождение от страданий путем духовного роста и медитаций.
Религию Будды исповедуют свыше 520 млн. человек по всему миру.
Иудаизм
Иудейская религия — это, прежде всего, религия еврейского народа, потому она по праву считается национальным вероисповеданием. Название религии пошло от наименования племени Иуды. Сегодня иудаизм, который исповедуют примерно 14 млн человек, состоит из трех основных направлений:
—ортодоксальное (классическая форма вероисповедания);
—реформистское (полностью отказывается от ритуалов, но сохраняет предписания);
—консервативное (отказывается от части ритуалов).
Главные заповеди иудаизма:
—Бог — один и он реален;
—Бог есть дух — он существо абсолютное;
—Бог — творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.
|
Контрольные вопросы:
1.Что означает термин: религия?
2.Какие основные религии мира?
3.На какие течения делится христианство?
Задание: найти ответ на вопрос: почему человеку свойственно верить во что-то или в кого-то?
Урок 2-й
Существенные свойства истинной Церкви Христовой
Существенные свойства того или иного предмета — это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства Церкви — это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. Никео-Цареградский Символ веры перечисляет четыре таких свойства: «верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Именно эти четыре свойства определяют существо Церкви со стороны ее свойств и признаков, отличающих истинную Церковь, как от всех прочих человеческих сообществ, так и от неправославных Церквей.
Конечно, можно говорить и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно Церкви принадлежат, являются производными от этих четырех.
1) Внутреннее единство имеет и внешние проявления:
а) единство православной веры, исповедание Символа веры;
б) единство таинств и Богослужений,
в) единство иерархического преемства епископата;
г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.
2) Святость — одно из свойств Божеского естества. Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимают причастность святости Божией. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность к полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой.
|
Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Господь Исус Христос.
Все члены Церкви призваны к святости, «…плод ваш есть святость…» (Рим. 6, 22). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости. При этом во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости, т. е. святые. В то же время Церковь никогда не была заповедником святых, даже в апостольский период своей истории. Церковь — это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников.
Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви через анафематствование, или невидимым действием суда Божия. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению.
3) В Катехизисе говорится: «Церковь именуется соборной и кафолической потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».
Церковь называется кафолической, или соборной:
— по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом;
— по времени, поскольку она будет существовать до скончания века;
— по своему устройству, так как:
а) церковь не связана ни с каким гражданским устройством, потому что, по словам Спасителя, «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36);
б) Богослужение не связано с определенным местом, как это было в ветхозаветной церкви, а также во многих языческих религиях:
в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, что имело место в Ветхом Завете, где священниками были только потомки Аарона, а также в других религиях, например, в индуизме, где священнослужителями могут быть только люди, принадлежащие к особой касте.
Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность и неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Важные решения в Церкви принимаются на соборах.
4) Чтобы выполнить свое апостольское назначение Церковь и по самому своему существу должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до скончания века.
Во-первых, это учение, переданное апостолами от Христа. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «…братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Феc. 2, 15), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня…» (2 Тим. 1, 13).
Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста…» (Тит. 1,10-11).
Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов Богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.
Контрольные вопросы:
1.Какие свойства Церкви по Символу веры?
2.Каковы признаки истинной Церкви?
Задание: найти другие критерии истинной Церкви.
Урок 3-й
О христианских догматах
Христианские догматы – это откровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.
Догмат –
1) есть истина откровенная и, значит, содержащаяся в Священном Писании, или Священном Предании, или в обоих вместе: потому что других источников для христианской Религии нет, и учение, не заключающееся в этих источниках, никогда не может быть христианским догматом. В этом-то смысле истины – принесенные на землю Христом Спасителем, в самом Слове Божием называются догматами; даже все христианское учение называется вообще догматом.
Этой первой чертой христианский догмат отличается: а) от всех догматов и вообще истин нехристианских, как-то: от догматов и истин всякой другой религии, от догматов в смысле философическом, политическом и под.; б) от истин и христианских, но не заключающихся в Божественном Откровении, каковы: большая часть истин исторических, например, касательно жизни и творений того или другого Отца Церкви, истин обрядовых и канонических, т.е. определяющих церковное Богослужение и благочиние.
2) – есть истина, преподаваемая Церковью.
Церковь на то и учреждена Господом, чтобы быть ей хранительницей и истолковательницей Его Откровения для всех людей, быть столпом и утверждением истины (1Тим. 3:14), и с этой целью соблюдается Духом Святым так, что не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться. Следовательно, для того, дабы нам вполне убедиться, что известные откровенные истины надобно признавать за догматы, и что их надобно понимать так, а не иначе, нам необходимо услышать эти истины и точное определение их из уст Христовой Церкви, – разумеется. Церкви истинной, православной.
3) – есть истина, преподаваемая Церковью, как непререкаемое и неизменное правило спасительной веры.
Истины христианского Откровения, заключающегося преимущественно в книгах Священного Писания, разделяются на два рода:
1) на истины веры, которые должно усвоять умом верующим,
2) и на истины деятельности, которые должно усвоять волей и осуществлять в жизни.
Истины веры подразделяются еще на два класса:
Одни относятся к самому существу христианской Религии, как восстановленного союза между Богом и человеком, и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и в особенности к человеку, определяя, во что именно и как должен веровать человек, чтобы спастись: они-то и преподаются Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.
Другие к существу христианской Религии непосредственно не относятся, и содержат в себе или исторические сказания о Церкви Божией ветхозаветной и отчасти новозаветной, о судиях, царях, правителях, первосвященниках народа Божия, о святых Пророках, Апостолах и многих других лицах; или частные изречения разных лиц, Пророков, Апостолов, самого даже Христа Спасителя, не относящиеся к существу христианской Религии;
Истины деятельности подразделяются также на два класса:
1) на такие, которые определяют, что именно должен делать человек, как существо нравственное, призванное в новый благодатный союз с Богом: это собственно нравственные христианские заповеди;
2) и на такие, которые показывают, как христианин должен выражать свое отношение к Богу во внешнем Богослужении, и как христианину должно поступать в доме Божием (1Тим. 3:15), – истины обрядовые и канонические.
Догматами, в строгом смысле, на языке церковном называются только истины веры, в отличие от всех истин деятельности христианской, нравственных, обрядовых и канонических.
Догматик (δογματικόν) в церковно-богослужебных книгах, где под именем догматиков известны Богородичные песни, заключающие в себе учение веры о приснодевстве Богоматери, воплощении Господа и соединении в Нем двух естеств.
Догматами называются только те из истин веры, изложенных в Божественном Откровении, которые, относясь к самому существу христианской Религии, как восстановленного союза между Богом и человеком, содержат в себе собственно учение о Боге и Его отношении к миру и в особенности к человеку, и которые преподаются Церковью, как правила спасительной веры, непререкаемые и неизменные.
Контрольные вопросы:
1.Что означает термин: христианские догматы?
2.На какие 2 класса разделяются истины христианского Откровения?
Задание: назвать книгу, в которой собраны догматы и правила Церкви.
Урок 4-й
О Боге в Самом Себе
Верую … 1-й догмат: Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.
Священные книги проповедуют с одной стороны:
а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.
б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его,
в) что Бога вполне знает только один Бог.
Но с другой стороны Невидимый и Непостижимый Сам благоволил явить Себя людям – а) в творении, а еще более –
б) в сверхъестественном откровении через пророков, через Сына Божия, через Апостолов.
Но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, мы разумеем Непостижимого только отчасти.
Доказательства непостижимости для нас существа Божия:
а) дух наш ограничен, а Бог безконечен, и что безконечное перестало бы быть безконечным, если бы было совершенно постигнуто существом конечным;
б) ограниченный дух наш соединен еще с вещественным телом, которое, как туман, лежит между нами и чисто невещественным Божеством, и препятствует духовному оку в полной ясности принимать лучи Божественного света;
в) дух наш омрачен грехом,
г) мы не постигаем совершенно даже существ и предметов ограниченных, которые всегда перед глазами нашими, не постигаем сущности материи и стихий, действующих в природе, сущности нашей души и образа соединения ее с телом, естества Ангелов,
д) несовершенство познавай о Боге даже тех людей, которые удостаивались от Него особенных откровений,
е) существа Божия не постигают не только люди, но и Ангелы,
ж) Бог совершенно постижимый перестал бы быть для нас Богом.
Бог вместе и неименуемый, неизглаголанный, неизреченный, неописуемый.
Все наименования, какие приписываются Ему в Священном Писании, каковы: Иегова (Сыи), Елогим (множ. от Елоаг – сильный), Адонаи (Владыка), Шаддаи (крепкий, всемогущий), Бог, Господь и другие, – выражают не самую сущность Его, а только то, что касается Его сущности и естества, или показывают Его отношение к миру и человеку, и суть имена более отрицательные, нежели утвердительные, что мы никогда не в состоянии найти для Бога такое имя, которое бы соответствовало самому естеству Его, и что эта-то безъимянность Бога и служит причиной Его многоименности, какую мы Ему приписываем.
Некоторые из еретиков учили, что Бог совершенно для нас постижим, а другие, что Бог вовсе недоступен для нашего познания и есть Бог совершенно неведомый.
Никто не может познать Бога без воли на то Божией, без научения от Бога, без Его откровения.
а) Не постигая Бога в существе, мы, тем не менее, можем познавать Его в Его делах: в творении и промышлении, в природе видимой и нашей совести, а особенно в Его сверхъестественном откровении;
б) хотя в числе имен Божиих нет ни одного, которое бы выражало самую Его сущность, однако, взятые все вместе и даже каждое порознь, они дают нам довольно ясное и достаточное понятие о Боге, – и это должно сказать не только об именах утвердительных, но и отрицательных,
в) если бы познание Бога было для нас совершенно невозможно, то суетна была бы и Евангельская проповедь, суетна вера наша, и этим открывался бы прямой повод к безбожию.
Только наше теперешнее познание о Боге, сравнительно с тем, какого удостоимся мы в жизни будущей, есть познание младенца сравнительно с знанием зрелого мужа, знание не полное, не ясное, гадательное, образное или символическое, – знание, и основывающееся на вере, и завершающееся верою. Поэтому все, преданное нам законом. Пророками, Апостолами и Евангелистами, мы принимаем, признаем и почитаем, и более ничего не доискиваемся. Бог, как всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить.
«Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе ипостаси, ниже существо разделяюще»; или еще короче – в словах Православного Исповедания: «Бог есть един в существе и троичен в Лицах». Таким образом все православное учение о Боге в самом Себе разделяется на две части: I) на учение о Боге, едином в существе, и – II) на учение о Боге, троичном в Лицах.
Контрольный вопрос: 1.Постижим ли Бог для человеческого разума?
Урок 5-й
О Боге, едином в существе.
О Боге, едином в существе, очевиден: нужно, во-первых, показать, что Бог есть един по существу, и, во-вторых, раскрыть понятие о самом существе Божием.
Вслед за словом: «верую», указывающим на догмат о непостижимости Божией, мы произносим в символе веры слова: «во единого Бога», и таким образом исповедуем другой догмат Церкви, – догмат о единстве Божием.
Бог един не так, как едина каждая вещь в ряду прочих вещей одного с ней рода или вида, и в каком смысле мог бы назваться единым каждый бог языческий, взятый отдельно в сонме прочих богов, – но един в том смысле, что не было, нет и не будет другого Бога, ни равного Ему, ни высшего, ни низшего, а Он один только есть Бог единственный.
Самый коренный догмат откровения ветхозаветного: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:2,3), – такова первая заповедь десятословия (Декало́га), данного Богом народу иудейскому на Синае и послужившего как бы основой для всего Ветхого завета. Пророки внушали Израильтянам истину единства Божия и от собственного лица, или исповедовали ее торжественно, выражаясь одновременно, что языческие боги не суть боги.
Когда Бог и именуется во множественном числе, но внушается мысль о множественности не богов, а Божеских лиц в одном и том же Боге, т.е. делается намек на таинство Пресвятой Троицы.
Бог избрал иудеев для высокой цели – для сохранения истинной веры посреди всеобщего нечестия на земле.
В книгах Нового завета, находим, что и здесь истина единства Божия представляется в том же высоком значении, какое имела она в Ветхом. Сам Спаситель, на вопрос некоего законника: какая первая из всех заповедей, отвечал: слуши Израилю! Господь Бог ваш, Господь един есть; (Марк. 12:28–29)
О существе Божием
В древние времена учители веры, опровергая заблуждение лжеучителей, утверждавших, якобы они знают вполне самую сущность Божию, старались раскрывать преимущественно ту мысль, что сущность Божия для нас непостижима, что мы не только не знаем, но и не можем познать ее в настоящей жизни. А потому нарочито и не заботились отыскивать какое-либо одно определенное понятие о Боге, которое бы можно было признать в точности соответствующим Его сущности, напротив, определяли Его и так и иначе, смотря по удобности, и пользуясь различными чертами, под какими только изображается Он в откровении: то говорили, что Бог по естеству есть чистый дух; то называли Его сущностью творительной, произведшей все видимое и невидимое; то видели в Нем верховное величие, или совершеннейшее и высочайшее благо, или существо, всегда пребывающее. И если иногда некоторые пытались указывать одно известное имя, как обозначающее самую сущность Божию, то высказывали это только или в виде своего частного мнения, или на основании одного словопроизводства, замечая вместе, что все вообще имена, приписываемые Богу и представляющияся даже наиболее Ему приличными, не выражают вполне Его сущности. Словом, называя Бога по существу непостижимым и неименуемым, пастыри древней Церкви называли Его и неопределимым.
Православная Церковь всегда держалась и держится лишь того, что сам Бог благоволил сообщить ей о Себе в своем откровении, и вовсе не имея в виду определить существо Божие, которое признает она непостижимым, а след., в строгом смысле, и неопределимым, но, желая только преподать своим чадам возможно-близкое, точное и общедоступное понятие о Боге, она говорит о Нем следующее: “Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.” Здесь указывает она нам, во-первых, на непостижимое существо Божие (иначе, природу, естество), сколько оно может быть понятно ныне для нашего смысла, и, во-вторых, на существенные свойства, которыми отличается это существо, или точнее, отличается сам Бог от всех прочих существ.
Контрольные вопросы:
1.Каким образом Бог един?
2.Каково определение понятия о Боге?
3.Для какой цели Бог избрал иудеев?
4.Почему неправомерно считать Бога полностью непостижимым или наоборот полностью постижимым?
Задание: Дать короткое объяснение каждого свойства Божия из определения.
Урок 6-й
Понятие о существе Божием: Бог есть Дух.
Слово «Дух» понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, – в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая. Это видно:
1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу:
а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем неограничен и вездесущ.
б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, – Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветхом Завете строго было запрещено изображать Его.
в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, – Бог называется Богом невидимыми.
г) всякое тело может подлежать переменам, а Бог – нет.
д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть царь веком нетленныи.
2) Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как-то: а) самосознание и личность.
б) paзум.
в) свободная воля.
г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность.
Истинный Бог называется Богом живым, в отличие от всех богов ложных.
3) Из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два; но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой – Самарянкой: желая наставить ее, что не на Хоразине только, как думали Самаряне, или во Иеросалиме, как веровали Иудеи, где должно поклоняться Богу, а что грядет час, когда истинные поклонники поклоняться Ему во всяком месте, Христос сказал: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4:20–24), и след., употребил слово “дух” в значении существа, не привязанного ни к какому месту, существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое место читаем в послании Апостола Павла к Коринфянам: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3:17), где, очевидно, название “дух” употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле. Достойно замечания и то, что Апостол Павел называет Бога Отцом духам в противоположность отцам нашим по плоти (Евр. 12:9).
«Когда в Божественном Писании мы находим весьма много таких мест, в которых символически приписывается Богу нечто телесное, то должны знать, что нам людям, облеченным в грубую плоть, невозможно понимать и выражать Божественных, высоких и невещественных действий Божества, если не будем употреблять образов, типов и символов. Итак, если приписывается Богу что нибудь телесное, то это говорится символически, и имеет высший смысл; ибо Божество просто и безвидно. Так, в Боге под очами, веждами и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу, Его всеобъемлющее ведение; потому что и мы через чувство зрения приобретаем себе более совершенное и верное познание. Под ушами и слухом должно разуметь Его милостивое внимание и принятие нашей молитвы; ибо и мы, когда нас просят, милостиво склоняя ухо к просящим, через это чувство оказываем им нашу благосклонность. Под устами и глаголанием мы должны разуметь обнаружение воли Божией; так как и мы свои сердечные мысли обнаруживаем устами и речью. Под пищей и питием – наше согласие с волей Божией; ибо посредством вкуса мы удовлетворяем необходимому требованию естества. Под обонянием – принятие наших мыслей, к Богу устремленных, и сердечного расположения; так как мы посредством обоняния ощущаем благовоние. Под лицом должно разуметь проявление и обнаружение Его в делах; так как и наше лицо обнаруживает нас. Под руками – деятельную Его силу; потому что и мы все полезное и особенно то, что дороже, делаем своими руками. Под десницей – Его помощь в правых делах; так как и мы, при совершении дел более благородных, важных и требующих большей силы, чаще действуем правой рукой. Под осязанием – Его точное познание и усмотрение даже самого малого и сокровеннаго, потому что и нами осязаемые ничего не могут скрыть при себе. Под ногами и хождением – пришествие и явление Его или для помощи нуждающимся, или для защиты их от врагов, или для другого какого-нибудь действия; так как и мы приходим куда-либо ногами. Под клятвой – непреложность Его совета, потому что и между нами взаимные договоры утверждаются клятвой. Под гневом и яростью – Его отвращение и ненависть к злу; ибо и мы приходим в гнев, ненавидя то, что противно нашей воле. Под забвением, сном и дреманием – Его медленность в отмщении врагам, и отложение до времени обычной помощи своим. Кратко сказать – все, что говорится о Боге телообразно (σωματικώς), заключает в себе какую нибудь сокровенную мысль, и через свойственное нам научает тому, что выше нас».
Отсюда очевидно, как с христианской точки зрения должно смотреть на пантеистов, древних и новых, появлявшихся в недрах самого христианства, которые признают за Бога или за развитие Божества все существующее, и следовательно, и мир вещественный. Если, по суду Церкви, противно откровенно приписывать Богу только вещественную оболочку – тело: тем противнее, значит, считать Бога самым телом или веществом.
Контрольные вопросы:
1.Что означает: Бог есть Дух?
2.В каких местах Священного Писания Бог прямо называется Духом?
3.Как понимать то, что в Божественном Писании Богу приписывается нечто телесное?
Задание: Привести подтверждения из Священного Писания о чисто духовной природе Бога.
Урок 7-й
Понятие о существенных свойствах Божиих,
их число и разделение.
Существенными свойствами в Боге (τά ούσιώδη ιδιώματα, proprietates essentiales, или одним словом – άξιώματα, νοήματα, έπιτηδεύματα, attributa, perfectiones) называются такие, которые принадлежат самому Божественному существу и отличают его от всех прочих существ, и след., это суть свойства, равно приличные всем Лицам Пресвятые Троицы, составляющим едино по существу, – от чего и называются еще свойствами Божиими Общими (ιδιώματά κοινά), в отличие от особенных или личных свойств (τά προσωπικά ιδιώματα, proprietates personales), которые принадлежат каждому Лицу Божества порознь и различают их между собою.
Определить число существенных или общих свойств Божиих невозможно. И Церковь, хотя, сообщая нам здравое понятие о Боге, именует некоторые из них (“Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный”), но вместе замечает, что общие свойства Божии безчисленны: ибо все, что только говорится в откровении о Боге, едином по существу, все это составляет, в некотором смысле, и свойства Божественного существа. А потому и мы, последуя примеру Церкви, ограничимся рассмотрением только некоторых из них – главнейших, которые наиболее характеризуют существо Божие, объемлют собою или объясняют и другие, менее заметные, свойства, и о которых яснее говорится в Божественном откровении.
Чтобы иметь о существенных свойствах Божиих понятия раздельные и излагать учение об них в некоторой системе, еще издревле богословы старались разделять их на классы, и таких делений, особенно в период средневековый и новейший, придумано весьма много, которые все, хотя не в одинаковой степени, имеют свои достоинства и недостатки. Причина главная последних очень понятна: свойства существа Божия, как и самое существо, вполне для нас непостижимы. Посему, не усиливаясь напрасно найти какое-либо совершеннейшее разделение их, изберем то, которое представляется нам наиболее правильным и простейшим.
Бог, по существу своему, есть Дух; а в каждом духе, кроме собственно духовной природы (субстанции), мы в частности различаем две главные силы или способности: ум и волю. Применительно к этому, существенные свойства Божии можно разделить на три класса:
I) на свойства существа Божия вообще, т.е. такие, которые принадлежат равно и самой природе (субстанции) Божией – духовной, и обеим силам ее: уму и воле, и отличают Бога, как духа вообще, от всех прочих существ;
II) на свойства ума Божия, т.е. такие, которые принадлежат только одному уму Божию; и наконец –
III) на свойства воли Божией, т.е. принадлежащая только одной Божией воле.
Контрольные вопросы:
1.Что называется существенными свойствами в Боге?
2.Каково число существенных или общих свойств Божиих?
3.Какие две главные силы или способности мы различаем в Боге?
Задание: Назвать три класса, на которые можно разделить существенные свойства Божии.
Урок 8-й
Свойства существа Божия вообще.
Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам и, следовательно, более или менее несовершенны, а Он есть Дух неограниченный или бе з предельный во всех отношениях, иначе – всесовершенный. В частности, все прочие существа: а) ограничены по началу своего бытия и продолжению: все они получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной зависимости от Него и частью друг от друга, – а Бог ни от кого не получал бытия своего и ни от кого ни в чем не зависит: Он са