Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.




Фигуры и тропы.Лекция.

Литота -троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы,

значения какого-либо явления.

Гипербола -троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера,

значения какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Перифраза – троп, состоящий в замене обычного однословного названия

какого – либо предмета описательным выражением: город на Неве вместо

Санкт – Петербург, белокаменная столица России вместо Москва.

- А что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?

(Стилистические фигуры, которые называются риторическими фигурами

или фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления

выразительности текста. Стилистические фигуры – это особые

синтаксические построения.)

Анафора, эпифора, параллелизм.

Очень выразительными фигурами речи являются анафора и эпифора.

Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале

предложений, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой…

М. Лермонтов.

Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную

эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его

выразительность.

Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце

соседних, смежных предложений.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно

титулярный советник? (Н.Гоголь)

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая

стилистическая фигура, как параллелизм. Это одинаковое синтаксическое

построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных

членов предложения:

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Это очень яркая фигура речи. Благодаря параллелизму резко выделяется

содержание сопоставляемых частей: ниточка-Дунечка, льнет-челом бьет.

Некоторые произведения, как, например, стихотворение М.Ю.Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива…», целиком построены на параллелизме.

2. Антитеза, градация, инверсия.

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются

противоположные понятия.

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее

содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее

впечатление, производимое группой слов.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные,

душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

Инверсия – одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее

в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря

этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к

себе внимание. Например: Тамара в театр пошла – выделяется слово театр,

т.к. обычный порядок слов: Тамара пошла в театр.

Изумительный наш народ. (И. Эренбург)

Определение изумительный вынесено вперед, в начало предложения и

поэтому резко подчеркивается, выделяется.

Эллипсис, умолчание, риторическое обращение.

Своеобразна стилистическая фигура эллипсис, заключающаяся в пропуске

какого-нибудь подразумеваемого члена предложения:

Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)

Мужики – за топоры. (А.Н.Толстой)

Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию

естественного разговора.

Умолчание – это намеренный отрыв высказывания, передающий

эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель

(или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Например:

Нет, я хотел … быть может, вы… я думал, что барону время умереть.

(А.Пушкин)

Риторическое обращение – это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или

чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь

внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Ведь поэт может

обращаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлеченным понятиям.

Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или

иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

А.Пушкин

Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.

Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что

вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы

привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь)

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

(А.Пушкин)

На использовании и, напротив, на неиспользовании союзов основаны такие

стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие

(или асиндетон). В первой повторяющиеся союзы служат для логического и

интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

А.Пушкин

Вторая фигура – бессоюзие (асиндетон) – состоит в намеренном пропуске

союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

А.Пушкин

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах…

А.Пушкин

Дополнительно вспоминаем:

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее

в них какое-либо характерное свойство, качество.

А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)

Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из

них при помощи другого. Дредноут боролся, будто живое существо, еще

более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (По

А.Н.Толстому)

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном

значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или

явлений.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при

помощи конкретного жизненного образа. Аллегория часто используется в

баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные,

предметы, явления природы.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные

предметы и отвлеченные понятия.

Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин)

Метонимия – э то слово или выражение, которые употребляются в

переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя

предметами или явлениями.

Я три тарелки съел. (И.Крылов)

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении

значения с одного явления на другое по признаку количественного

отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица. (Н.Гоголь)

- Итак, арсенал, изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли

убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и

стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной,

выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе

несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь

перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: