Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова и в переводе означает «разделяю», «расчленяю».
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования.
Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.
Выделению экономического анализа как самостоятельной науки содействовало развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Объектом анализа на микроуровне является хозяйствующий субъект.
Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
Задачи АФХД:
1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;
2. повышение научной обоснованности бизнес-планов и нормативов;
3. изучение выполнения установленных планов и нормативов;
4. поиск резервов повышения эффективности производства;
5. определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
6. прогнозирование результатов хозяйствования;
7. подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений.
В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности.
2. Виды экономического анализа
Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.
В экономической литературе анализ классифицируют по разным признакам.
По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.) и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях национальной экономики или теорией экономического анализа.
По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).
Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.
Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).
Оперативный (или ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.) и направлен на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением хозяйством.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Главная его задача - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.
Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
По субъектам управления выделяют:
1) технико-экономический анализ,
2) социально-экономический анализ;
3) финансово-экономический анализ;
4) аудиторский (бухгалтерский);
5) экономико-статистический анализ;
6) маркетинговый анализ и др..
По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть: сравнительный, факторный, диагностический (экспресс-анализ), маржинальный, экономико-математический, стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный); функционально-стоимостной (ФСА).
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд управления. Внешний анализ проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.
По содержанию программ анализ может быть комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений и тематический анализ отдельных вопросов экономики.
По периодичности проведения анализ делится на периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный и разовый, непериодический анализ.
Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, обычно используются различные виды экономического анализа.