Октября 2021 года
Выписка
из "кратких методических указаний
По схеме электровоза ВЛ11М
(тяговый режим)
Издания Свердловской технической школы машинистов №1 1990 г."
От автора (авторов)
Методические указания составлены на основании календарно - тематического плана по предмету "Устройство и ремонт электровоза" с учётом того, что учащимися усвоено действие схемы электровоза ВЛ11 второго варианта с №022 по №489.
Поэтому в них до схемы 1-й позиции приведены изменения в схеме этого электровоза, внедрённые в схему электровоза ВЛ11М, а далее - принципиальные отличия схемы электровоза ВЛ11М от схемы электровоза ВЛ11.
Памяти истинных педагогов - специалистов
- инженеров путей сообщения - бессребреников
Посвящается
Предисловие от "соавтора"
Данные "Краткие методические указания" (в их перво изданном) виде мною дополнены и проиллюстрированы схемами с учётом моего многолетнего преподавательского ("педагогического") опыта работы по подготовке квалифицированных помощников машиниста и машинистов локомотива, а также инженеров и техников - специалистов по тяговому подвижному составу железнодорожного транспорта с целью... помочь им разобраться в том, в чём во время учёбы в системе профессионально - технического образования (ныне - системе профессионального образования) по объективным причинам им не удалось разобраться. "Соавтор" надеется на то, что ему удалось вдохнуть новую жизнь старому (но ещё полезному и нужному методическому материалу) и восполнить хотя бы толику упущенных возможностей учащихся и учащих.
Зуев В.Ф. - советский (российский) инженер
путей сообщения - электромеханик
АПУ - 009
Включение аккумуляторной батареи
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Включение АБ, состоящей из двух групп банок, производится рубильником S4 на АПУ - 009 (У12) (см. рис.1. и рис. 1.1.)
При этом напряжение от двух групп банок АБ - Б1 и Б2, соединённых последовательно нормально замкнутыми (н.з.) контактами контактора К1, подаётся на плюсовую шину 14 панели управления и межсекционный провод Э301 по цепи:
+Б1, провод 325, клемма X15:2, провод 32, + предохранитель F5 (50А), левый нож рубильника S4, шунт амперметра А2, плюсовая шина 14, клемма X15:7, провод Э301. Этот провод объединяет плюсовые шины панелей всех секций и передаёт напряжение к кнопке "Локомотивная сигнализация" на щитке БлКн6, к выключателям В4 и В15 ПРС и выключателю В20.
От плюсовой шины 14 в каждой секции образуется цепь:
н.з. главный контакт контактора К2, провод 25, клемма X12:8,, провод Э322, лампа "ГУ", минус ("земля" G-G) панели управления, провод 300, клемма X15:6, провод 300, предохранитель F6 (50А), провод 36, проходящий через кондуит и выходящий на клемму X15:5, провод 326, вторая группа батареи Б2 (точнее - "минус" Б2), батарея Б2, провод328, клемма X15:4, провод 55, шунт амперметра А3, провод 42, н.з. главный контакт контактора К1, провод 33, проходящий через кондуит к клемме X15: 3, провод 327, "минус" батареи Б1.
На пультах помощника машиниста загорается сигнальная лампа "ГУ".
От плюсовой шины 14 через автоматы и предохранители напряжение подаётся в цепи:
- управления,
- сигнализации и
- освещения.
При сборе любой из этих цепей ток, пройдя по ним, по проводу 300 и клемму X15:6 возвращается на "минус" батареи по цепи лампы "ГУ".
Включение вспомогательнного компрессоа МК10
При включении кнопки "Вспомогательный компрессор" на пульте помощника машиниста (щиток БлКн6) образуется электрическая цепь (см. рис.2):
- плюс шина 14 АПУ, автомат (или предохранитель) F13 "Вспомогательный компрессор" на АПУ, провод 52, клемма X14:5, провод 304; и далее,
- провод 304, предохранитель Пр7 "Вспомогательный компрессор" в щитке БлКн6, контакты включенной кнопки "Вспомогательный компрессор", провод Э721, катушка контактора К70, "минус" ("земля") по той же цепи, что и лампа "ГУ" (ЛС81). Контактор К70 включается.
Параллельно его включающей катушке с целью ограничения ЭДС самоиндукции при разрыве её цепи (т. е. для облегчения переходного процесса), подключена ограничивающая цепочка, состоящая из резистора R193 и диода Д288.
Подобные цепочки в схеме цепей управления подключены параллельно катушкам каждого аппарата.
А далее рисуем (чертим) схему электрической цепи (её фрагмент от клеммной планки X14:5) на АПУ.
В соответствии с логикой "оживления" электровоза, т.е. приведения его в рабочее состояние, мы должны осуществить следующие действия:
Подъём токоприёмника (ков),
Включение БВ (быстродействующих выключателей),
Включение мотор - компрессоров (МК),
включение (запуск) мотор - вентиляторов (МВ).
Поскольку со схемами, связанными с этими манипуляциями, мы знакомы по опыту работы на электровозах ВЛ11, то (по умолчанию) пойдём дальше, но потом к этим"манипуляциям" всё - таки вернёмся, поскольку в схеме ВЛ11М есть некоторые отличия (изменения и дополнения).
А пока будем работать только с АПУ - 009.