ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ




 

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима; «Мама сказала...», «Папа велел» и т.д.

Ребенок еще не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
СКАЗАВ ТАК: ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ И ВОВРЕМЯ ИСПРАВТЕСЬ
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружа­ющим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье мое, радость моя!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..»   Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. «Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»  
«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глу­бокое переживание даже незначи­тельных проблем, повышенное эмо­циональное напряжение, страхи. «Поплачь, будет легче...»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрес­сивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!»
«Не твоего ума дело!..» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужден­ность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?..»
«Одевайся теплее, заболеешь!» Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, ча­стые простудные заболевания. «Будь здоров, закаляйся!»
«Не кричи так, оглохнуть можно!»   Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»  
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»   Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безыници­ативность, низкая мотивация к до­стижению. «Попробуй еще, у тебя обя­зательно получится!»  
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполо­вом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.   «Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести»  
«Неряха, грязнуля!»   Чувство вины, страхи, рассеян­ность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя смот­реть, когда ты чист и акку­ратен!»  
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»   Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрыт­ность, недоверие; озлобленность, агрессивность. «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»  
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»   Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. «Как ты мне нравишься!»  
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще»   Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чу­жого мнения, тревожность. «Смелее, ты все можешь сам!» «У тебя все получится!»
«Всегда ты не вовремя, подожди...»   Отчужденность, скрытность, излиш­няя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя. «Давай я тебе помогу!»  

Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: