Национальная проблематика.




Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые рассмотрим ниже.

* Межнациональная напряженность в региональном аспекте

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика Чечня» |Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот «конфликт» войной).

* РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ.

Русско-чеченский конфликт, который с перерывами продолжается уже десятый год, видится и оценивается очень по-разному в зависимости от положения наблюдателя. Для человека из России - это центральный политический конфликт страны.

Русско-чеченский конфликт называют “забытая война”. СМИ (Средства массовой информации) время от времени сообщают о потерях российских войск и иногда напоминают о тяготах и лишениях сотен тысяч беженцев из Чечни, но пока не происходит какой-либо сенсационный террористический акт, (взрыв на станции м. Пушкинская, «Норд-ост»…)интерес к этой войне падает до интереса, уделяемого армяно-азербайджанской распре из-за Карабаха или какому-либо аналогичному этническому столкновению в иных экзотических точках планеты.

В отличие от правительственных кругов мировое общественное мнение за последние годы выработало по чеченскому конфликту целую гамму позиций, весьма разнящихся между собой. И если в случае кризиса в Косово западное общественное мнение стало важнейшим фактором давления на правительства и НАТО, то в случае Чечни разнообразие позиций и подходов, эта разноголосица мнений по поводу чеченского кризиса позволила правительствам занять выжидательную позицию и проводить политику полного невмешательства.

Социал-демократические группировки также поддерживают идею права наций на самоопределение и осуждают действия российского правительства в Чечне, однако обосновывают свою критику грубейшими и повсеместно распространенными нарушениями прав человека в русско-чеченском конфликте. Социал-демократы осуждают применение войск, призывают к перемирию в Чечне и настаивают на мирных переговорах с участием международной общественности. Учитывая ведущее положение социал-демократов в большинстве правительств Западной Европы, эта позиция вполне могла бы быть, подкреплена практическими мерами. Она, однако, напротив, заметно ослабла в последнее время из-за укрепляющихся связей чеченского сепаратизма с миром исламского фундаментализма. Чем больше ход военных событий в Чечне толкает чеченскую сторону к сближению с миром исламского терроризма, заставляя полагаться на его финансовую и военную поддержку, тем менее влиятельным становится социал-демократическая позиция защиты прав человека в Чечне.

В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной политике.

Никто на Западе не желает продолжения русско-чеченской войны. Ее окончание было бы воспринято с общим удовлетворением. Но, наблюдая за тем, как была развязана война, как она ведется, и, главное, видя неспособность политического класса России окончить ее, либерально-демократические силы Запада приходят к выводу, что в настоящий момент эта война – меньшее из зол. Война высветила такие характеристики российской политической элиты, как ее отсталость, непросвещенность, неспособность к постановке долгосрочных задач, глубоко укоренившиеся антизападнические установки и зараженность бреднями о существовании особого русского пути развития. Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых демократических стран, что величие и влияние государства определяется не только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством системы образования и здравоохранения, общим жизненным уровнем населения, и уровнем консолидации – еще не стала прочной характеристикой российского массового сознания.

 

* Пути преодоления национальных конфликтов.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации предполагает формирование и функционирование взвешенной и всесторонней системы мер государственного регулирования национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий для социально–культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства.

В настоящий момент ситуация характеризуется нарастанием внутренней напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением новых очагов нестабильности. Имеется свыше 150 различных факторов, провоцирующих осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую опасность представляет использование национального фактора в борьбе за передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.

Показательно, что даже в относительно спокойных по уровню межнациональной напряженности регионах от 15 до 20 процентов опрошенных указывают на ущемление своих прав по национальному признаку. Нарастание межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской Федерации, и ее национальной безопасности.

Вместе с тем, наблюдения и результаты социологических исследований последнего времени показывают, что в российском многонациональном обществе сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного доверия, стремление к сохранению единства российской государственности, единого Отечества.

Деятельность федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции государственной национальной политики с начала своего основания, несмотря на известные трудности, связанные с постоянно реорганизацией органов исполнительной власти и практическим отсутствием финансирования большинства программ, была направлена на:

· законотворческую работу по развитию и гармонизации национальных отношений;

· подготовку и реализацию (совместно с органами исполнительной власти республик и регионов) программ по социально–экономическому и национально–культурному развитию народов России;

· принятие неотложных мер по оздоровлению и стабилизации этнополитической ситуации в стране в целом и отдельных взрывоопасных регионах;

· информационно–аналитическое и кадровое обеспечение национальной политики;

· взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов власти на местах с общественными организациями, решение проблем национальной политики.

Принципиально важным положением Концепции явился вывод о необходимости введения в стране института национально–культурной автономии, принятия соответствующего федерального закона. Это решение открыло пути национально–культурного самоопределения народов России без ломки административных границ и создания замкнутых анклавов. Созданы 5 федеральных (украинская, немецкая, корейская, татарская, белорусская) автономий, свыше 40 региональных, около 300 местных автономий. Представители разных этносов, благодаря новому закону, получили возможность значительно ослабить фактор их территориальной разобщенности. Продуктивная работа в этом направлении развернута в Саратовской, Оренбургской, Новгородской, Пензенской, Тюменской областях, в Удмуртии, Кабардино-Балкарии, Республике Коми, Ямало–Ненецком и Ханты–Мансийском округах.

Большое значение имела ратификация Государственной Думой рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, дополнения и изменения, внесенные в Закон “О языках народов Российской Федерации“. Миннацем России разработан законопроект “О гарантиях государственной целостности и механизме ответственности органов государственной власти и их должностных лиц“. Запланированы и ведутся разработки законопроектов “Об этнологической экспертизе“, “О порядке изменения конституционно–правового статуса субъекта Российской Федерации“, “О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации“, “О борьбе с национальным экстремизмом“. В республиках, округах, краях и областях в развитии Концепции была начата разработка и реализация региональных концепций национальной политики, учитывающих социально–экономические, этнические и демографические особенности каждого субъекта федерации. Разрабатывается проект Концепции государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Министерство анализирует и обобщает накопленный опыт, оказывает методическую помощь в подготовке и реализации их программ.

В соответствии с Концепцией государственной национальной политики была создана Общероссийская общественная организация “Ассамблея народов России“, призванная стать консолидирующим центром для согласования интересов всех народов России, для организации постоянного диалога этнических групп с органами государственной власти. Проведен первый съезд Ассамблеи народов России. Ассамблея ориентирована на полномерное сотрудничество с органами власти.

Вся история российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической модели развития наций и межнациональных отношений.

За годы своего существования Миннац сделало очень много на пути к консолидации и интеграции населения. Например, законопроект “О гарантиях прав коренных малочисленных народов России“ подготовлен Комитетом по делам национальностей Государственной думы при участии Миннаца России. Проект был принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом.

Однако, в дальнейшем президент Владимир Путин подписал указ, о упразднении данного учреждения.

Хотя очевидно, что эти меры давно назрели из-за наглядной бездеятельности и непрофессионализма бывшего Миннаца, указ президента вызвал неоднозначную реакцию среди политиков России - и резко отрицательную реакцию, прежде всего тех, которые так или иначе связаны с Северным Кавказом. Это по-своему логично, если вспомнить о том, что в своих многочисленных "концепциях" и проектах бывший Миннац лоббировал прежде всего финансовые интересы этого региона, каждый раз "научно" обосновывая, почему, например, чеченцы или ингуши должны иметь несомненные льготы при поступлении в российские вузы в отличие от всех других жителей страны, а сам регион, неизменно "сидящий" на дотациях, - постоянные и бесконтрольные финансовые вливания за счет других областей России.

На сегодняшний день довольно сложно сказать что правительство контролирует национальную ситуацию в стране. Однако, некоторые представители исполнительного органа РФ, уверены, что в России нет межнациональных конфликтов:

«Россия превратилась в одну из самых привлекательных стран в мире для мигрантов», - заявил министр России Владимир Зорин 16.11.2003, курирующий вопросы национальной политики. По его словам, за последние 13 лет около 6 млн. человек приехали в Россию на постоянное место жительства.

"Именно поэтому в настоящее время проблема толерантного (терпимого) отношения в обществе в России остается в числе актуальных и злободневных", - говорится в заявлении министра по случаю Международного дня терпимости, который отмечается 16 ноября.

"День терпимости - это еще и новый рубеж в активизации работы с вынужденными мигрантами, превращении их в ресурс развития общества. В этой сфере толерантные отношения особенно ощутимы и необходимы", - подчеркивает министр.

По его мнению, "решению задачи по формированию терпимости в Российском государстве способствует и свобода изучения народами родных языков". "Уже сегодня в стране ведется преподавание на 80 языках народов России, радиовещание - на 56, телевидение - на 69, что способствует истинному взаимодействию культур и духовному сотрудничеству, делает общество более терпимым", - считает Зорин.

По его словам, "в целом в России сегодня нет межнациональных и межрелигиозных конфликтов, создана законодательная база по защите прав человека, независимо от его национальной принадлежности".

Вместе с тем, министр, признал, что "на бытовом уровне еще нередки факты ксенофобии, экстремизма, проявляются антикавказские, антисемитские, антирусские настроения".

По словам Зорина, "на устранение негативных явлений в российском обществе (ущемление прав человека, проявление национализма, факты дискриминации и нетерпимости) направлена и федеральная целевая программа, принятая правительством РФ, "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

В ее реализации, отметил министр, занято более 80 субъектов РФ. "Это содействует снижению межэтнической напряженности, социальной, экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости, ликвидации предпосылок для возникновения социальных конфликтов в обществе", - считает Зорин.

 

* Проблема миграции и беженцев.

Во время недавнего разговора с руководителем пограничной службы ФСБ Владимиром Проничевым президент поинтересовался, как обустроена наша граница. «Надо честно сказать, никак», - последовал ответ. «Больше десяти лет ничего нет, да как же так!», - возмутился тогда президент. Справедливости ради надо отметить, что Проничев возглавляет погранслужбу всего несколько месяцев, поэтому возмущение главы государства было, скорее всего, адресовано ее прежним командирам – генералам Николаеву и Тоцкому (один из них сегодня занимается делами обороны в Госдуме, второй – представляет Россию в НАТО). А начальник миграционной службы МВД Александр Чекалин, выступая перед депутатами, признал, что на территории России находится более 5-ти миллионов нелегальных мигрантов, в основном из стран СНГ.

Необустроенность границ и нелегалы в России: не связаны ли эти два явления? Вот что говорит об этом советник мэра Москвы Константин Затулин.

К.Затулин: Безусловно, связаны. В ФПС долгое время торжествовала доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ, бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении, конечно, - дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша собственная граница с бывшими братскими республиками.

Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что миллионы людей из этих государств, хлынули в Россию (из Азербайджана, например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России никто не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное – где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.

Так где же выход?

Меры должны приниматься в первую очередь на федеральном уровне. Тем более, что не только милиция, но миграционная служба и служба трудоустройства теперь выведены из под прямого подчинения московских властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных, нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство, создание им возможностей для обустройства.

* Проблема миграции в Москву.

Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством города, и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых правозащитников. Имеется в виду наличие в Москве специальных норм регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый десятый человек фактически находится на нелегальном положении.

Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными общинами. Москва – интернациональный город, и она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления совершают одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.

** Причины международной миграции рабочей силы.

Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические.

 

Религиозный состав.

В России из 145 млн. человек, население России состоит из 160 национальностей, следовательно, такое «пёстрое» население будет исповедовать не одну религию. Так и есть, россияне исповедуют почти мировые религии, но наиболее массовые это, конечно же, три мировые:

Христианство

Ислам

Буддизм

…около 30 млн. исповедуют ислам, что составляет 20%. Большая часть около 70 % россиян исповедует христианство, а если говорить более конкретно, – православие.

Более 60 % жителей России считают себя верующими. Это показал опрос независимого исследовательского центра РОМИР, результаты которого предоставлены ИТАР-ТАСС.

Согласно опросу, 60,1 % россиян исповедуют ту или иную религию, а 26,9 % опрошенных людей считают себя неверующими. Убежденных атеистов среди жителей России, согласно данным опроса, 4,4 %, а 8,6 % граждан затруднились ответить на данный вопрос.

По мнению 55 % участников опроса, религия дает адекватные ответы по проблемам морали и нравственности. Не согласны с таким утверждением 23 % граждан, а 22 % россиян затруднились дать ответ на вопрос.

Менее всего россияне склонны искать в религии ответы на вопросы о социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7 % респондентов полагают, что религия может предоставить такую возможность. Не считают таким образом 53, 1 % опрошенных, а 29,2 % россиян затруднились с ответом.

Следует ли совершать религиозную службу при рождении? Да, считают 67 % граждан, а 22,4 % опрошенных с ними не согласны. Затруднились с ответом 13,5 % россиян. 46,3 % опрошенных считают, что при заключении брака следует совершать обряд венчания. Не важным является венчание для 40, 2 % граждан; затруднились с ответом 13,5 % опрошенных. Отпевание считают важным 69,2 % респондентов, а для 18,6 % граждан совершение этой службы не важно. 12,2 % граждан затруднились ответить на данный вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: