ЛЕКЦИЯ 1
Прародиной древнейшего человека является Восточная Африка, возможно, Южная Азия. Отсюда он постепенно распространился по всему земному шару, а около 1 млн. лет назад на юг Восточной Европы. Около 250-100 тыс. лет назад человеческие общности осваивают территории на север от Кавказа. И только около 100 тыс. лет назад они проникают на юг Беларуси и территорию южного российского Нечерноземья (Брянская, Орловская области). Эти последние события связываются с господством в Европе палеоантропов – неандертальцев. Они просуществовали на европейской территории около 70 тыс. лет. По пропорциям тела неандертальцы были близки к современному человеку, но их череп ещё сохранял множество примитивных черт. Они имели небольшой рост (155-165 см), голову с покатым лбом, выступающими надбровными валиками и скошенной нижней челюстью. Объем их мозга достигал в среднем 1500 куб. см., что соответствует показателям современного человека. Кремневые орудия. В основном скрёбла, остроконечники и ручные рубила. Гл. занятия – охота (на мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков, северных оленей, бизонов, песцов, существовавших в приледниковой зоне) и собирательство. Умели строить жилища, обогревать его огнем, шить одежду из шкур пушных зверей. Первобытная магия. Зарождение художественного творчества (орнаментального).
Около 40-35 тыс. лет назад неандертальцы исчезают с исторической сцены (возможно не совсем – «снежные люди»). Их вытеснили люди современного антропологического типа – кроманьонцы. В сравнении с неандертальцами кроманьонцы изготавливали значительно более разнообразные и совершенные орудия труда, материалом для которых служили гл. образом кремневые пластины. Это были наконечники копий, ножи, скребки, резцы, проколки и сверла, рубила и др. Отдельные изделия изготовлялись из костей и рогов.
|
Территория Смоленщины в ту пору была практически не заселена так как либо была покрыта ледником, либо находилась в приледниковой зоне куда племена эпохи палеолита (40 тыс. – 10тыс. лет назад – вост. европейская хронология) вероятно не заходили.
Высокий уровень развития кроманьонцев побуждает считать их ведущей группой в этногенезе индоевропейцев. Именно уровень развития позволяет им расселяться по большим пространствам и воздействовать на культуры соседей, в т.ч. и на их язык.
По предположениям ученых на заре верхнего палеолита в пределах Ближневосточно-Переднеазиатского региона существовала некая языковая пра-праобщность. 28-26 тыс. лет назад она распалась на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время отчетливо просматриваются три: 1) ностратический (Закавказье, Южный Прикаспий, Загрос) давший начало пра- и индоевропейским языкам, уральско-алтайским, корейскому и японскому языкам; 2) афразийский (между Средним Евфратом и Нижним Нилом) – семитские, ливийские, чадские и др. (в т.ч. древнеегипетский) языки; 3) синокавказский – древн. языки Малой и Передней Азии (хаттский, хурритский, урартский и др.) и их отдаленные родственники – совр. языки отд. малочисл. народов Сев. Кавказа (абхазцев, адыгейцев, чеченцев, лезгин), этрусков, басков, а также китайский и тибетско-бирманские языки. При такой локализации становится ясным, что потомки афразийцев в дальнейшем должны были осваивать, прежде всего, в ту пору еще степные пространства Аравии и Сев. Африки, синокавказцев – Балкан и лежащие за ними области Европы, потомки ностратической общности – области к северу от Кавказа и восточнее Загроса (сюда продвигались и синокавказцы).
|
С началом потепления климата в конце последнего осташковского оледенения около 15 тыс. лет до н.э. группы носителей диалектов ностратической языковой общности начинают просачиваться на территорию к северу от Б.Кавказского хребта постепенно образуя северное ответвление общности получившее название бореального (по имени древнегреческого бога сев. ветра – Борея). Трапеция (Сев. Причерноморье, Сев. Кавказ, Сев. Прикаспий). Бореальная общность стала колыбелью индоевропейских, уральских и алтайских языков. Южная общность (нотическая) стала колыбелью грузинского(картвельского) и эламо-дравидийских языков.
По мере демографического роста, ведущие подвижно-сезонный образ жизни охотничьи общины носителей бореальных диалектов заселяют пространства южных областей Вост. Европы, продвигаясь летом до р-нов порожистой части Днепра и отходя на зиму к предгорьям Крыма и Кавказа. В условиях иссушения Каспия в максимальные похолодания они продвигались и в менее обжитом восточном направлении к Аралу, Балхашу и Алтаю. Когда ледник стал окончательно (12-10 тыс. до н.э.) таять и Каспий значительно увеличился в своих размерах эти группы оказались отрезанными от основной массы бореальцев и впоследствии образовали урало-алтайскую языковую семью (среди них предки финно-угров).
|
Представители бореальной общности жили в условиях холодной зимы и относительно теплого, но непродолжительного лета. Холодные ветры, дувшие со стороны ледника, и не встречавшие себе препятствий до Кавказских гор, заставляли их искать укрытие в лесистых предгорьях Кавказа и Крыма, болотисто-лесных поймах Дона и Кубани изобилующих зверями и рыбой, занимавших пространство несуществовавшего тогда Азовского моря. Линия Черного моря. Охотничья деятельность сочеталась с добычей рыбы и лесным собирательством. Добытую пищу подвергали термической обработке. Умели обрабатывать дерево. Передвижение на 150-200 км за стадами зубров-бизонов и диких лошадей летом до днепровских порогов. К зиме возвращение назад. Вещи перетаскивали при помощи волокуш, а иногда и деревянных катков. Патриархат. Женщины уходили из племени при достижении брачного возраста (запрещение экзогамии). Люди уже имели потребность в словесном выражении своих эмоций на дереве или кости. Имели разветвленную религиозно-культовую жизнь: миф об обретении огня (переработ. греками в миф о Прометее), представлеия об уровнях мироздания (верх, сред. и нижн. миры), 4 сторонах света, мирово цетре в виде древа или горы, представления о духах-хозяевах стихий.
Средняя полоса Восточноевропейско равнины была заселена автохтонными выходцами из Ю-В и Центральной Европы – охотниками на мамонтов и сев. оленей. Их хоз-во, культура и очевидно общ. организация отличались от бореальцев.
С началом мезолита (IX- конец VI тыс. до н.э. – вост. европейская хронология) на Земле происходили глобальные ландшафтно-климатические изменения, связанные с окончанием ледникового периода. Ледник отступал в горы Скандинавии, оставляя за собой огромную систему морей-озер Балтики и Карело-Финского региона. Вслед за ним на север от рубежа Альп и Карпат распространялись леса таежного типа, в VIII тыс. до н.э. сменившиеся широколиственными и смешанными. Потомки охотников на мамонтов отходили к высоким широтам вслед за стадами сев. оленей (единственно выжили в условиях недостатка солнечной радиации) и оказывались на побережье Сев. Лед. океана. Образовавшуюся лесную зону заселяли владеющие луком и стрелами, а также первичными навыками добычи рыбы, выходцы из областей Рейна и Дуная. На терр. Вост. Белоруссии и Зап. Смоленщины расселились племена так. наз. гренской к-ры. Откуда пришли? (Юж. Прибалтика или Сев. Украина). Ряд ученых считает гренскую к-ру производной от более западной свидерской. Выделялись вырубленными из отщепов (на Зап. Беларуси из пластин – острее (свидерская к-ра) кремня асимметричными наконечниками стрел. Большой набор предметов из местного «сожского» кремня (сероватого с белесыми вкраплениями). Селились на крутых высоких и обрывистых правобережных склонах рек (в отличие от поздних неолитических племен выбиравших низменные левобережные), т.к. рыболовство у них только зарождалось. Жилище представляло собой круглую либо овальную полуземлянку диаметром 2-2,5 м, заглубленную в материк до 0,5 м. Центральные части таких жилищ чашеобразны. Очаг представлял собой простое кострище в центре или у стены. Стены и кровля таких жилищ состояли видимо из жердей и были покрыты шкурами животных (наподобие сибирского чума). Бок о бок с гренцами на протяжении всего мезолита проживали племена так называемой днепро-деснинской культуры, ставшей основой для формирования в период неолита верхнеднепровской (ямочно-гребенчатой керамики) к-ры.
Вернемся к праиндоевропейцам. Таяние ледника отрезало прауралоалтайцев от остального массива бореальной общности. Присваивающие формы жизнедеятельности по-прежнему оставались важнейшими. В связи с распространением лодки и сети значительно повысилась роль рыболовства.
В конце мезолита с терр-ии Малой Азии на Балканы (культура Винча, потомки - ахейцы, пеласги), в Ю-В Европу и на Кавказ начинают проникать стоявшие на более высоком уровне развития земледельческо-скотоводческие племена потомков синокавказской языковой общности. Причины переселения: демографические и с IV тыс. до н.э. активная внешнеполитич. деят-ть Шумеро-Аккадского гос-ва. Расселившись затем на Дунай и Карпаты ее представители дошли к началу неолита и до Среднего Поднепровья (трипольские племена). Уровень развития этих культур так наз. линейно-ленточной (расписной) керамики позволяет ряду ученых говорить об их предцивилизационном характере. Смешались с местным населением и трансформировались в позднейшие к-ры воронковидных кубков.
Гипотеза о происхождении индоевропейцев от них. Против: 1) землед-скот. племена превращаются в кочевников; 2) разный антропологич. тип населения (срезиземноморский (длинноголовое узкое лицо и смуглый тип кожи) у трипольцев, типичный среднеевропейский – у жителей Сев. Причерноморья). Тем не менее влияние на процесс формирования индоевропейских народов Европы оказали.
Одна из волн расселения синокавказцев двинулась на запад через южные области Эгеиды и Италии. Достигнув Ю-В Испании, Сицилии и Мальты они смешавшись с местным населением образовали так наз общность мегалитических культур. От них баски. В начале неолита погребальные сооружения, воздвигнутые из огромных каменных блоков и рассчитанные на длительное пользование, появляются по всему средиземноморско-атлантическому побережью Европы (от Ю. Италии до Ирландии, Шотландии и Ю.Скандинавии) и Сев. Африки (с ней тесные связи). Мегалитические лабиринты, обнажаемые приливами на Белом море. Традиции делать амбразуры в закладных плитах, возможно, для того, чтобы души умерших могли выходить в мир людей, отмечается пристрастие к спиральным орнаментальным схемам и устойчивость погребельного ритуала (величественные кам. храмы на о. Мальта, англ. Стоун-Хендж).
На рубеже начала неолита (V- III тыс. до н.э.) средиземноморские воды в рез. потепления климата и подъема уровня мирового океана прорвались через Босфорский перешеек, затопив обширные области Сев. Причерноморья и всю современную акваторию Азовского моря, т.е. значит. области расселения праиндоевропейцев. Этот «потоп» разрезал первичные области обитания праиндоевропейцев как бы на две части и усилил отток части населения вверх по Днепру, Сев. Донцу и Дону в области заселенные трипольцами (о них скажем позже), чему способствовал благоприятный теплый и влажный климат того времени. Праиндоевропейская общность распадается на два индоевропейских ареала «А» и «В». К этому времени индоевропейцы уже сумели одомашнить коня, став гораздо более мобильными, чем ранее. Это сразу же ощутили на себе их соседи, в частности трипольцы, начавшие строить экономически нецелесообразные кольцевые поселения-гиганты на границе со степью, пытаясь защитить себя от неспокойных соседей. Основным их занятием становится кочевое скотоводство. Свиноводство, предполагающее прочную оседлость отходит на второй план, уступив место овцеводству и разведению коз и быков. С пашенным земледелием индоевропейцы в момент своего распада были не знакомы. Основы пашенного земледелия с использованием волов они почерпнули в период своего переселения уже от носителей к-ры линейно-ленточной керамики.
К моменту своего расселения в начале IV тыс. до н.э. индоевропейцы изобрели первые образцы колесных устройств, сделав их по подобию солнца. Без этого ин-цы не смогли бы начать столь массовые, далекие и относительно быстрые переселения в широтном (не вдоль русел рек) направлении.
В канун распада древнеиндоевроп. общности люди жили преимущественно небольшими состоящими из нескольких домохозяйств общинами, которые через систему родственных и брачных уз, общность хоз-х, общест-х и религ-культовых интересов объединялись в племена. Брак носил патрилокальный хар-р. Невестки жили в доме свекра, а зятья не переходили в дом тестя. Выходя замуж, женщина почти порывала со своей старой семьей, но ее дети общались с родственниками по матери. Исследователи отмечают присущие именно индоевропейцам особые теплые отношения между племянником и ее дядей по материнской линии. При том, что отношения между отцом и сыном носили традиционно строгий хар-р.
Подвижный пастушеский быт никак не способствовал образованию больших родовых поселков.
Вождь племени («священный царь») выполнял прежде всего ритуально-юридические функции, выступая посредником между богами и соплеменниками, а также между отдельными родами и общинами. Никакими средствами принудительного воздействия на общество они еще не располагают. Но видимо уже в эту пору появляются выделяющиеся на общем фоне в силу каких-то обстоятельств харизматические роды, представители которых и могли претендовать на занятие почетной должности вождя-первосвященника. Конечно лицам с высоким следственным статусом, в силу их принадлежности к знатному роду, равно как и всем, перешедшим благодаря возрасту в опред. социально-статусную категорию, легче было обеспечить себе и более высокий имущественный достаток. К началу неолита индоевропейцы уже знали, что такое личное движимое имущество (прежде всего скот), от которого до начала формирования социального неравенства был один шаг. К тому же в это времени уже были люди, не имевшие такого имущества. Из числа последних (в частности юношей, рожденных от неполноправных женщин) формировались прообразы будущих дружин, которые сейчас совершали набеги на соседей с целью кражи скота.
Собственно торговля как специализированный вид деятельности у индоевропейцев в это время еще отсутствовал.
Характерно в это время уже деление людей на «свободных» и «несвободных», причем первые мыслились как непосредственно связанные с хоз. деят-ю, принадлежащие к группе людей, объединенных общностью рождения или традиц. дружескими связями. Именно этот смысл имеет известное индо-иранское слово arya – свободный, полноправный, а значит - благородный.
Свободному человеку противопоставлялся чужой, потенциальный враг, который может быть гостем, но если будет захвачен на войне, то станет пленником, которого сначала приносили в жертву, а потом, с развитием земледелия стали превращать в раба.
Характерная для подвижного скотоводства борьба за пастбища, усиливала военный дух мужчин. Древнеиндоевр-е общество было высоко военизированным. Военные действия имели две формы: 1)военный набег, осуществлявшийся тайно, чтобы застать жертву врасплох, группой юношей, в осн. на соседнее племя, с которым члены нападающего были в состоянии длительной вражды и на примирение в обозримом будущем надежды не было. Целью набега был грабеж(угон скота) и похищение женщин. Однако они иногда проходили под лозунгом кровной мести и тогда нужно было истребить как можно больше врагов-мужчин; 2) межплеменные войны. Они велись открыто и в них должны были участвовать все способные носить оружие мужчины. Основной целью являлся не грабеж сам по себе, а решение более широкомасштабных задач – уничтожение или максимальное сокращение живой силы врага, изгнание его с занимаемой им территории. При переселении племени на захваченные территории общим правилом было поголовное истребление пленных мужчин (иногда даже всех мальчиков) побежденной стороны при включении в состав племени женщин и детей (в осн. девочек). Это во многом объясняет быстрое смешение пришлого и коренного населения в процессе индоевроп. племенной экспансии. Отсюда же наличие иной (в частн. трипольской) керамики в глубине индоевр. племен.
Развитые религ. представления о трехчленности мира. Культ колесницы, колеса и солнца. Наличие курганных захоронений. Обряды кремации и ингумации соседствовали друг с другом определяясь, соц. статусом, возрастом, полом усопшего, причинами смерти и др.
Во 2-й пол. IV тыс. до н.э. в стороны Дуная и Балкан от языкового ареала «А» отходит группа носителей древнеанатолийских диалектов, языковых предков хеттов, палайцев и лувийцев. В III тыс. они господствуют на Балканах и продвигаются в Мал. Азию. В это же время в вост. направлении за Урал отделяется группа прототохар, принесших в Центр. Азию навыки скотоводства и передававшие их прототюркам и протомонголам.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. от ареала «В»отделяется группа протогреко-армяно-фракийцев из С-З Причерноморья распространяющихся на Балканский п-ов, вытесняя отсюда пришедших ранее. Протогреки консолидиются в областях нынешней Сербии, но во 2-й пол. III тыс. до н.э. вытесняются на юг отходящими в свою очередь в Европу под давлением племен ареала «В» остатками ареала «А» (носителями кельто-итало-венето-иллирийских диалектов). Протогреки разделяются на 2 ветви: одна идя на юг заселяет материковую Грецию (собственно греки), вторая идя на восток, заселяет С-В Анатолию, образуя основу тех троянцев, с кем материковые греки будут вести воспетую в гомеровском эпосе войну. Фракийцы остаются долгое время ведущей силой в пределах Восточных Балкан, позднее оттесняются в Карпаты (гетто-даки), и соединяясь с потомками носителей к-ры линейно-ленточной керамики и ассимилируясь движущимися на запад предками балто-славян передвигаются в С-З направлении формируя в своей основе будущих германцев.
Выросшая из языкового ареала «В» его северо-западная (к ней принадлежали предки балто-славян) ветвь в сер. III тыс. до н.э. начинает теснить кельто-итало-венетов на запад в сторону Карпат и Среднего Подунавья. Они продвигаются из приазовско-причерноморских степей вверх по долинам Дона, Сев. Донца, Днепра, ЮЖ. Буга и Днестра ассимилируя остатки трипольцев. Огибая Карпаты с севера они углубляются в лесные пространства Вост. и Центр. Европы в широкой полосе от Волко-Окского междуречья до Ниж. Эльбы и Юж. Скандинавии став частью формирующейся так. наз к-ры шнуровой керамики и боевых топоров.
К этому моменту племена охотников и рыболовов, обитавшие в лесной полосе Вост. Европы уже научились производить керамические изделия (вероятно в VI-V тыс. до н.э.). Сложившаяся на терр. Зап. Смоленщины и Вост. Белоруссии верхнеднепровская культура во многом была создана автохтонными жителями этой полосы под влиянием трипольских и других племен более южных регионов. В III тыс. до н.э. на Смоленщине и прилег. регионах прочно обосновываются племена принадлежащие к урало-алтайской языковой семье. Они стали расселяться на эти территории еще в начале III тыс. до н.э. передвигаясь с терр-й прилегающих к восточному побережью Финского залива. Тысячелетием ранее они ушли из подвергавшихся засухе р-нов Юж. Урала и Казахстана на С-З. Перейдя Уральские горы они расселились в IV-III тыс. до н.э. на обширных территориях севера и центра восточноевр. равнины.
Финно-угорские пришельцы создали новую культуру ямочно-гребенчатой керамики, названную так по особой не похожей на предыдущую орнаментации своих слабообожженных яйцеобразных сосудов путем отпечатков гребенки и ямочных вдавливаний. Хозяйство их носило также присваивающую направленность с упором на рыболовство. Поэтому население выбирало для проживание прибрежные низменные участки водоемов, богатых рыбой.
Население не было многочисленным и поэтому уже в начале бронзового века (II тыс. до н.э. – нач. I тыс. до н.э.)вынуждено было уступить часть своей территории проникшим с запада более развитым скотоводческим племенам к-ры шаровидных амфор (названа так по особому типу посуды – массивным округлобоким сосудам с ушками). Самое восточное погребение шаровиков найдено под Смоленском.
К-ра шаровидных амфор сложилась как симбиоз расселения индоевропейцев ареала «В» по территории занятой потомками к-ры линейно-ленточной керамики, в частности трипольцами. Шаровики знали земледелие, но предпочтение отдавали скотоводству. Жили в небольших полуземлянках на высоких надпойменных терассах. Погребальный ритуал был разнообразным. Встречаются отдельные престижные каменные гробницы племенных вождей (такие найдены под Смоленском). Это были первые скотоводы и земледельцы на территории нашего края.
С расселением носителей к-ры шаровидных амфор можно гипотетически связывать окончательную индоевропеизацию тогда лесостепных, а позднее лесных областей севернее Карпат (вплоть до Балтийского моря). Они выступают на следующем этапе основой сложения к-ры шнуровой керамики и боевых топоров.
В конце III - начале II тыс. до н.э. благодаря новым волнам переселенцев-индоевропейцев ареала «В» накатывающихся из Северного Причерноморья на обширном пространстве от Юж. Скандинавии, Карпат и до Волго-Окского междуречья формируется новая культура шнуровой керамики и боевых топоров, которую большинство исследователей однозначно считают индоевропейской видя в ней предков балтов и славян. Долгое время считалось, что к ним примыкали и германцы, однако этому решению препятствуют определенные факты. Германскую составляющую к-ры шнуровой керамики определяли по племенам готов, занимавших часть ареала этой культуры в поздний период. Однако язык готов имеет гораздо больше соответствий с балтскими и славянскими чем с собственно германскими. Отсутствуют переходные диалекты между балто-славянскими и германскими языками. Все это заставляет в настоящее время исследователей отказаться от идеи былого германо-балто-славянского единства. Сейчас многие из них определяют германцев как производное переселенцев ареала «А» в частности фракийцев и переселившихся на север после падения Трои союзников троянцев киммерийцев и некот. других племен (возможно принадлежавших к западному ареалу к-ры шаровидных амфор потомков носителей линейно-ленточной керамики). Не случайно из всех славян антропологически ближе всего к германцам болгары. Связь германцев с трипольской и родственными ей культурами гораздо ближе, чем славян (некот. националистически настроенные украинские ученые считают украинцев прямыми потомками трипольцев).
Частью к-ры шнуровой керамики на территории Верхнего Поднепровья стали среднеднепровская и более поздняя фатьяновская культуры (XXIV-XIII века до н.э.), зачастую ассоциируемые исследователями с предками современных балтов. Индоевропейцы-прабалты фактически вытеснили финно-угров с территории Белоруссии и Смоленщины. Основными занятиями среднеднепровцев как и многих других индоевропейцев были скотоводство (коровы, овцы, козы, свиньи, кони) и земледелие. Сосуды среднеднепровцев были богато орнаментированы традиционными для среднеднепровцев рядами перекрещенных треугольников, линий, насечек Погребальные обряды были как трупоположения в скорченном виде, так и трупосожжениями над которыми насыпали курганы, которые обкапывали руками, иногда и обносили оградой. Редкие бронзовые изделия были привезены из Балкано-Карпатского и Кавказского регионов. Среди населения были широко распространены культы огня (предварительное обпаливание места погребения) и солнца. Подробнее вопросы балто-славянского взаимодействия будут рассмотрены в следующей лекции.
.