Назначение и цели концепции УРРАН




Лекция 1

Введение в дисциплину

Концепция УРРАН. Назначение и основные принципы

Основные термины и определения концепции УРРАН

Введение в дисциплину

Дисциплина «Методы исследований в менеджменте» относится к циклу дисциплин специальной подготовки по образовательной программе высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалист, обеспечивающей получение степени магистра.

Для успешного освоения дисциплины магистрант доложен обладать знаниями и умениями, полученными при изучении дисциплин «Математика», «Статистика», «Эконометрика», «Менеджмент» и др.

Построение курса предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения исследовательской деятельности в управлении. В частности, особое вниманием уделяется рассмотрению основных понятий концепции «УРРАН» (Управление Ресурсами, Рисками, и анализ надежности», реализованной в РЖД.

Зате5м рассматриваются конкретные методы исследования, связанные с анализом надежности и риском.

Согласно учебному плану на изучение дисциплины отведено 28 час. аудиторных занятий, из них – 14 час. лекций и 14 час практических занятий.

Исследование систем управления через исследование управленческих ситуаций – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер.

Основные термины и понятия:

Менеджмент – это управление, руководство, администрирование,

дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять, или управление производством.

Методология

Исследования – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использовать знания в практической деятельности человека, в частности в практике управления.

Знания – закрепленное в мышлении человека отражение окружа ющей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Метод исследования – способ изучения явлений, который выби рается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

По цели исследования существуют практические и научно-практические (образовательные) исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, и исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

В зависимости от аппарата научного анализа, научной методологии

исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный

результат, и научные, построенные на обобщениях закономерного характера.

Традиционно считается, что объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой

системе, являются предметом исследования.

Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема же – это противоречие, которое не всегда тождественно задаче и несет в себе элементы новых или неизвестных ранее эволюционных изменений.

Исследование – это не только функция современного менеджмента,

но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а

творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

 

Одним из научных методов исследований является структурно-логическое моделирование.

Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реальной существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих объектов, процессов или явлений, а также предсказания их свойств.

Модель – это абстрактное представление свойств реально существующих объектов, процессов или явлений, которые являются целью исследований в какой-либо форме (словесной, символьной, графической, математической, физической и т.д.)

Одним из методов моделирования, практические навыки которого будут закреплены в ходе лабораторных работ, является структурно-логическое моделирование.

Необходимо подчеркнуть, что структурно-логическое моделирование объединяет два существенно-различных подходов – качественный и количественный анализ объектов.

Логическое моделирование – описание качественных свойств объекта.

Структурное моделирование – описание количественных свойств объекта как совокупности элементов.

Эти подходы, хотя и являются различными по сути, но именно их синтез дает основу для получения знаний.

Структурно-логическое моделирование относится к общенаучным методам исследований, которые можно разделит на две группы – эмпирическое и мыслительно-логические (рис.1).

Рисунок 1 – Общенаучные методы исследований

Мыслительно-логические методы построены на использовании приемов формальной логики, интеллектуальных операций индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному).

Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций.

Методы наблюдений характеризуются минимальным вмешательством в исследуемые события и процессы. При этом наблюдения могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы наблюдения – это наблюдения в режиме реального времени на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций. Косвенные наблюдения чаще всего выражаются в анализе результатов наблюдений (измерений).

Эксперименты предполагают создание некоторых искусственных ситуаций для изучения поведения системы.

Особым видом методов исследования являются методы мыслительного эксперимента, объединяющие как мысленно-логические методы (как инструмент формальной логики) и эмпирические методы (как инструмент извлечения знаний из практической деятельности).

Формальная логика включает в себя следующие процессы

1. Механизм мышления, обеспечивающий эффектив ность интеллектуальной деятельности человека.

2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования.

3. Совокупность мыслительных операций, позволяющих, используя правила определения и построения суждений, делать умозаключения, дающие новое

знание.

Одной из наиболее известных работ в области исследования законов мышления является работа Дж.Буля 1854 года ««Исследование законов мышления, на которых основывается математические теории логики и вероятностей».

Мышление – интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

 

Уже в самом названии работы ставится цель поиска тех законов, которые объединяют качественный, дискретный анализ (логика) и количественный, непрерывный анализ (вероятность). Работы Дж.Буля положили начало развитию такой научной области, как математическая логика.

Доктор философских наук, профессор СПбГУ Д.А. Владимиров в 200 годы в своей книге «Теория булевых алгебр» писал:

«Булева алгебра – это алгебраическая система, в которой в зависимости от обстоятельств может быть интерпретирована либо как система событий, либо как система высказываний (допускаются и иные толкования). Аксиомы булевой алгебры выражают то общее, что роднит «события» и «высказывания».

Таким образом, логические переменные могут быть событиями и описывать некоторый процесс. С другой стороны они могут иметь форму высказываний, описывая некоторую систему знаний.

Первоначально, Логика (от греч. logike) понималась как наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений. Основная цель логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых – необходимое условие получения истинных заключений в процессе вывода.

Одним из ярких представителей ученых, которые стояли у истоков развития математической логики является русский ученый, математик, астроном Платон Сергеевич Порецкий. В своей работе 1884 года «О способах решения логических равенств и обратном способе математической логики» П.С. дал следующее определение математической логики: «... Логика по предмету, а по методу – математика».

Одним из фундаментальных требований к методам исследований является требование системного подхода.

Системный подход – это более высокий уровень методологии ис следования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Возможны следующие аспекты системного подхода:

элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;

структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);

функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функций, дублирование функций.

Здесь требуется еще раз уточнить основные определения:

Система совокупность взаимосвязанных разнородных образований (элементов, компонентов и пр.), определяющая целостность ее существования во внешней среде.

Структура – определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо.

 

Раскрывая смысл понятия менеджмента, можно говорить о методах исследования менеджмента, как методах исследования систем управления, понимая под системами управления:

1. Совокупность отношений управленияв социально-экономической системе (организации).

2. Совокупность звеньев и связей между ними, участвующих в том или ином виде в процессе воздействия.

3. Действий менеджера по реализации воздействия.

 

Лабораторные работы, проводимые по данной дисциплине, имеют целью практическое освоение и получение навыков решения задач автоматизированного структурно-логического моделирования надежности и безопасности сложных систем с использование программного комплекса ПК АРБИТР.

ПК АРБИТР является программным средством обеспечения проектных и исследовательских работ, учебной деятельности, а также надзорных функций в области анализа надежности и безопасности структурно-сложных технических систем.

Свойства сложной системы:

1. Эффективность системы – способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при расходе заданного количества ресурсов и возможном наличии некоторых ограничений.

2. Связи между элементами, порождающие свойства системы, не присущие отдельным элементам.

3. Физическая неоднородность и большое число элементов.

4. Многофункциональность – способность системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре.

5. Надежность системы – свойство системы реализовывать заданные функции в течении заданного периода времени с заданными параметрами качества.

 

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 термин «надежность» (dependability) приводится как собирательный термин, применяемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта. Термин «надежность » (dependability) применяется только для общего неколичественного описания свойства.

Надежность есть часть более общего понятия – качества (quality), определяемое в стандарте как степень соответствия совокупности присущих характеристик некоторым требованиям. Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное.

В Международном электротехническом словаре «International Electrotechnical Vocabulary. Section 191. Dependability and quality of service. (Раздел 191.Надежность и качество обслуживания)» подчеркивается, что термин 191-02-03 «Надежность» (dependability) используется для качественного описания свойств изделия, а не как количественный параметр.

На семинаре по вопросам надежности технического комитета TC56 МЭК (Лондон,2006г.) отмечалось, что термин «надежность» имеет такое же свойство «зонтика», какое имеет термин «качество». И, если под широким зонтиком «Качество» расположился зонтик «Надежность», то понятие «Риск» заняло место и под зонтиком «Надежность», и под зонтиком «Качество» (рис.2).

 

 

Рисунок 2 – Соотношение свойств «Качество», «Надежность» и риска

 

 

2. Концепция комплексного управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте - УРРАН

 

 

Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование или проявление в практической деятельности человека; комплекс положений, определяющих практическую деятельность по достижению необходимого результата (концепция практических действий).

Часто служит основой разработки программы или плана действия.

Концептуальный подход предполагает предварительную разра ботку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования

 

 

Назначение и цели концепции УРРАН

 

Назначение и цели концепции определены в стратегии развития ОАО РЖД на период до 2015г. («Белая книга» ОАО «РЖД»).

В Компании предусматривается

- повышение эксплуатационной готовности до 0.98;

- снижение трудоемкости текущего и среднего ремонта до 50%;

- увеличение межремонтных пробегов в 2-3 раза и т.д.

 

Основная цель – сокращение стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава при условии обеспечения высокого уровня надежности технических средств и безопасности перевозочного процесса.

 

Комплексное управление надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте предназначено для реализации следующих основных задач (см. рисунок 3):

 

Рисунок 3 – Задачи УРРАН

 

− управление эксплуатационной работой компании с помощью системы

эксплуатационных показателей надежности, выраженных в единицах

измерения объема выполненной работы каждым хозяйством ОАО «РЖД»;

− принятие управленческих решений по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава компании должно производиться на основе оценки рисков на всех этапах жизненного цикла;

− в основу управления безопасностью перевозочного процесса положены следующие постулаты:

· абсолютной безопасности не существует – после принятия защитных мер всегда остается некоторый остаточный риск;

· безопасность достигается путем уменьшения риска до допустимого уровня. Остаточный риск не должен быть выше допустимого уровня;

· допустимый уровень риска оценивается и корректируется на всех этапах жизненного цикла;

- при управлении экономическими рисками производственной деятельности ОАО «РЖД» следует руководствоваться принципом ALARP – настолько низкий уровень остаточного риска, насколько это в разумной мере возможно, исходя из ресурсов компании;

− в отношении рисков, связанных с жизнью и здоровьем людей, животных, экологической безопасностью следует при принятии защитных мер отдавать им приоритет по сравнению с коммерческими интересами ОАО «РЖД»;

− управление стоимостью жизненного цикла должно осуществляться на

основании результатов текущей и интегральной оценок эксплуатационных показателей надежности и безопасности технических средств с учетом человеческого фактора (его количественного влияния на надежность и безопасность, а также внедренной системы подготовки и переподготовки операторов);

− все процедуры принятия управленческих и иных решений в эксплуатационной работе ОАО «РЖД» на всех этапах жизненного цикла должны осуществляться в соответствии с требованиями разрабатываемых нормативных документов ОАО «РЖД» в рамках данного направления;

− взаимодействие со смежными компаниями, взаимодействующими в

перевозочном процессе, разработке, техническом обслуживании с ОАО

«РЖД», должно осуществляться по единым нормативным документам в рамках реализации данного направления.

 

Надежность и безопасность являются характеристиками продолжительной работы системы и достигаются посредством применения существующих инженерных понятий, методов, средств и технологий в течение жизненного цикла системы.

Надежность и безопасность системы может быть охарактеризована как качественными, так и количественными показателями уровня данной системы или подсистем и компонентов, составляющих данную систему, при которых можно полагаться на то, что они функционируют надлежащим образом, а также готовы к эксплуатации и безопасны.

Иллюстрация достижения безопасности путем уменьшения риска приведена на рис.4.

Риск будем понимать как сочетание вероятности (частоты) реализации неблагоприятного события (аварии) и последствий этого события.

Пускай в некоторый интервал времени осуществлена оценка риск, например в терминах интенсивности опасных отказов (событий) l.

 

Определение: Жизненный цикл системы: Деятельность, возникающая в течение периода времени, который начинается с момента возникновения системы и заканчивается, когда система больше уже не используется, выводится из эксплуатации и утилизируется.

 

Комплексное управление надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте предназначено для решения следующих задач:

1. управление эксплуатационной работой компании с помощью эксплуатационных показателей надежности, выраженных в единицах измерения объема выполненной работы каждым хозяйством АО «РЖД».

2. принятие решений по эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава должно осуществляться на основе оценки рисков на всех этапах ЖЦИ.

 

В основу Концепции положены следующие постулаты:

1. абсолютной безопасности нет, после принятия защитных мер всегда остается некоторый остаточный риск, который должен быть приемлемым.

2. безопасность достигается путем уменьшения риска ниже приемлемого, допустимого уровня.

3. Допустимый уровень риска оценивается и корректируется на всех этапах ЖЦИ.

 

Понятие риска включает два элемента:

− вероятность возникновения события или сочетания событий, ведущих к

опасности или частота возникновения таких событий;

− последствия опасности.

 

IEC 62278 (Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS):

 

 

Создавшиеся условия, а также процессы изменения организационной структуры ОАО «РЖД» требуют применения комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте с использованием методологии обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности (RAMS), в соответствии с IEC 62278, а также национальных стандартов ГОСТ серии 27.ххх «Надежность в технике» и ГОСТ Р серии 51901.х «Менеджмент риска».

 

Что такое RAMS?

 
 

 

 


Методология RAMS в применении к управлению технологическим процессом через стоимость жизненного цикла есть методология УРРАН.

 

СТБ IEC 62279-2011 Железные дороги. Системы связи, сигнализации и обработки данных. Программное обеспечение для систем управления и защиты на железных дорогах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: