Центральной становится глава о «прении» Стефана с язычником-волхвом Памом.
Здесь с особой силой и выразительностью проявилось мастерство Епифания-агиографа. В первую очередь — в блестящем владении композиционными приемами организации произведения. Рассказу об испытании веры предшествует риторический диалог, словесное соревнование крещеных пермян и волхва, упрекающего новообращенных христиан за то, что они отступили от заветов предков. Христиане-пермяки укоряют Пама, высмеивают его самонадеянность, отрицая веру в идолов, бесчувственных кумиров, которые не в состоянии сопротивляться силе спасительной проповеди. Своеобразная драматизация жития, динамичный обмен репликами — безусловное новаторство Епифания Премудрого. Здесь он, бесспорно, проявил себя и как мастер художественной детали. Так, например, пермяки замечают, что слуга Стефана, бывший язычник Матфейка, без всяких опасений забрал пелены (священные ризы идолов), употребив их на портки, онучи и ногавицы, и износил их без всякого для себя вреда: идолы не могут мстить христианам.
Два контрастных значения приобретает в Житии образ древа — метафора человека. В начале Жития с «древом плодовитым» (образ из Псалтири, Пс. 1, ст. 2—3), сравнивается святой Стефан (с. 58); в конце же неплодной смоковницей (образ из Библии, ср: Мф. 21, 19; Мф. 3: 10, Ин. 15: 2) именует себя сам Епифаний (с. 260). Так текст Жития искусно замыкается в изящное композиционное кольцо: древу плодовитому — праведнику Стефану противопоставлен грешный создатель Жития, древо неплодное.
Образное, метафорическое обозначение собственного словесного труда Епифанием — «плетение словес». Это выражение и близкие ему встречаются во вступлении Жития и в финальной части — в плаче и похвале агиографа, образуя композиционную рамку текста. Во вступлении Епифаний пишет так: «Не бывавшю ми во Афинех от уности, и не научихся у философовъ их ни плетениариторьска, ни ветийскыхъглаголъ, ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжах, ни философи, ни хитроречиа не навыкох, и спроста — отинудь весь недоуменианаполнихся. Но надеюся на Бога всемилостиваго и всемогущаго, <…>, Иже даеть нам милость Свою обилно Своею благодатию, и молися Ему, преже прося у Него слова потребна, аще дасть ми “слово надобно въотверзениеустъмоихъ”» (ср. Книга пророка Исаии, гл. 50, ст. 4).
|
Памятник открывается пространным вступлением, в котором агиограф пишет о своих неразумии и неучености и просит у Бога дара благодати для написания Жития. Такое вступление и эта «формула скромности» традиционны для житий, но в произведении Епифания вступление необычайно разрослось, оно в несколько раз превосходит средний объем агиографических введений). В Житии приводится три молитвы и два поучения Стефана, сопровождающих почти все упоминаемые события его жизни. (Для сравнения: в Житии Сергия Радонежского нет пространных молитв и поучений, а в первом русском монашеском житии — Житии Феодосия Печерского — содержится лишь одна краткая молитва святого и столь же краткое предсмертное поучение.) Завершается Житие тремя необычайно пространными плачами (они занимают около четверти объема всего текста). Это «Плач пермских людей», «Плач Пермской церкви» (церковь в плаче персонифицирована), «Плач и похвала инока списающа» (самого Епифания). Такое завершение совершенно необычно для агиографии: как правило, жития заканчиваются описанием посмертных чудес, удостоверяющих святость тех, о ком написано. По мнению Й. Бёртнеса, концовка этого жития «разительно отличается от соединения похвалы и описания посмертных чудес, которое обыкновенно завершает житие святого <…>» и эта особенность Жития Стефана Пермского может объясняться тем, что Епифаний составил это житие еще до канонизации Стефана и тем, что агиограф мог ориентироваться на княжеские жития, имеющие сходное завершение (Børtnes J. TеeFunctionofWord-WeavingintheStructureofEpipеanius´ LifeofSaintStepеan, BisеopofPerm´ // MedievalRussianCulture. [Vol. 1] Berkeley; Los Angeles, 1984. [California Slavic Studies. Vol. XII] P. 326).
|
Подробный план произведения.
1. Сведения о месте рождения и о родителях. Рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге. Его отец проводил время в церкви и во всем помогал священнику. А вот о матери его практически ничего не рассказывается.
2. Связь с церковью. С детства родители практически каждый день разучивали с ним новую молитву и постоянно заставляли его креститься. Кроме этого они воспитывали своего сына таким образом, чтобы всегда и во всем их не только слушался, но и всегда и во всем им помогал. Немного попозже его отдали в церковь, где начали обучать. Он прекрасно все схватывал и делал превосходные успехи. А вот когда оставалось время для того чтобы не только расслабиться, но и отдохнуть, читал священное писание. А уже через год начал читать молитвы всем кто приходит в церковь.
|
3. Окончательный выбор В те времена Великий Устюг был практически самым богатым городом. А вокруг города располагался густой и очень большой лес, в котором также жили западные пермяки и зыряне. Зыряне старались самостоятельно прокормить своих жителей, именно поэтому практически каждое утро они выходили на охоту и без добычи не возвращались. Немного попозже они стали поставлять и менять товар, который распространялся в разные страны и города по всему миру. Когда Стефан начал общаться с ними, то постепенно стал не только понимать их язык, но и разговаривать на нем. Вот тогда он и решил, что отдаст себя всецело церкви и родители такому выбору были очень рады.
4. Обучение. В церкви он изучал греческий, а также и другие языки, а также писал книги, которые рассказывали про любовь к богу.Постепенно у зырян появился не только алфавит, но и они научились писать и даже читать. В алфавите всего было двадцать четыре буквы. А немного попозже Стефан отправился в Москву, чтобы его кандидатуру рассматривали на высшем уровне.
6. Поиск учеников. Теперь ему нужно было отыскать себе нескольких учеников, вместе с которыми он отправиться в дальнее путешествие по всему миру. Заезжая в каждый город он рассказывал, что вера в бога всего лишь одна. Также он многих жителей крестил, а также крестил и все что связано с ними.
7. Город Усть-Гам. Дальше ему нужно было отправляться в город Усть-Гам. Вот только жители города встретили его совсем не так как он ожидал. Но ему удалось переубедить их и успокоить.
8.Заслуги Еще одной его заслугой стало и то, что с его помощью было построено огромное количество монастырей и храмов. Храмы и монастыри были построены в тех местах, где раньше находились священные идолы.