В чем неоднозначность образа Гобсека? Какие романтические черты можно обнаружить в этом персонаже?




Тема снобизма в романе

Сноб – это не только «невежда», «простолюдин», а им заражены представители всех классов и сословий. Сноб, писал Теккерей, это тот, кто пресмыкается перед вышестоящим и смотрит сверху вниз на нижестоящего.

Именно этим понятием автор осмеивает героев романа. Я считаю, что тема снобизма наиболее раскрыта в образе Осборна – старшего, сноба из Сити, и его сына Джорджа, военного сноба. Осборн – старший, владелец конторы в Сити, роскошного особняка наРассел–сквер, преклоняется перед деньгами, титулами, доходя до самоуничижения, и тиранит нижестоящих и своих домочадцев. Писатель, комментируя этот характер пишет: «Где бы он ни встречал какого-нибудь вельможу, он обязательно пресмыкался перед ним и величал его милордом с таким пылом, на который только способен только свободно рожденный бритт…Он простирался перед ним и грелся в его лучах, как неаполитанский нищий греется на солнце».

В этом же духе он воспитывает своего сына Джорджа, характер которого продолжает тему снобизма. «Я не жалею денег, когда мне известно, что ты в хорошем обществе, - говорит отец сыну, - потому, что я знаю, что хорошее общество никогда не свихнется с пути…Водись со знатной молодежью. Многим из них не под силу истратить доллар, где ты можешь кинуть гинею, мой мальчик».

Таким образом, можно сделать вывод, что подзаголовок «Роман без героя» является полностью оправданным, так как в романе нет положительного персонажа. А снобизм в романе полностью овладел обществом и властвует над ним.

 

 

Задание по творчеству О.Бальзака

Какова роль детали (портретной, интерьерной) в создании образов-персонажей повести «Гобсек». На примере одного образа.

В образе Гобсека автор пытается показать читателям его сложный характер. Главный герой повести миллионер-ростовщик – личность сильная, исключительная. Писатель дает сначала общий портрет героя, затем дополняет его отдельными деталями. Например: «высохший старикашка», «голый череп, желтый, как старый мрамор», «беззубый рот» и др. Именно эти детали не только дополняют и уточняют облик ростовщика, но и раскрывают какие-то очень важные внутренние сущности Гобсека. «Удивительный, необыкновенный взгляд» - и глаза героя сразу же становятся зеркалом его души, отражая его внутренний мир.

Ростовщичество – сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака – живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Пытливо всматриваясь в лик этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и неколебимой уверенности в себе.

Он живет в бедной комнате с жидким ковриком у кровати и окошечком-глазком на входной двери, а в кладовой у него гниют горы снеди, сложены кучи золота и серебра. В ней находились дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги и самые разнообразные редкости, которые тащили ему должники.

1. Как раскрывается в повести тема «омертвения» человеческих душ под влиянием власти золота?

Из всех земных благ Гобсек выделяет только одно, достаточно надежное, чтобы стоило гнаться за ним, – золото. Золото героя владеет миром, в этом его счастье и утеха. Он считает, что достаточно богат, чтобы управлять всесильными министрами и развлекается, управляя судьбами людей. Жажда золота вытравила в его душе даже родственные чувства, так как его единственная наследница кончает с собой в невыносимой нужде.

Завладев богатством семейства Ресто, Гобсек не хочет расставаться с ним, даже предчувствуя смерть. Среди всего добра под замком – умирающий старикашка, трясущийся над своими сокровищами, поднимается с постели: ему чудится, будто по комнате катится золото. Он умирает одиноким, всеми презираемый, в грязной комнате. Уходит из жизни, оставляя миллионы, нажитые на слезах и крови.

Бальзак показывает, что деньги могут полностью подчинить себе человека, лишить его всего человеческого, а пустое накопительство ведет к духовной смерти.

В чем неоднозначность образа Гобсека? Какие романтические черты можно обнаружить в этом персонаже?

«В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное»,- говорит о нем адвокат Дервиль. Он не просто берет с клиентов проценты, а наслаждается моментами слабости жалких людей. И все же, он незлонравная личность, потому что умеет видеть не только плохие, но и хорошие качества в других. Ведь в десятилетнем возрасте Гобсек был отправлен матерью в плавание, где он и приобщился к трудному и опасному заработку. После того он уже и не вернулся в семью. И свою семью, к сожалению, он не завел.

Гобсек не делает никому одолжений и всегда требует оплаты в срок. Но он умеет видеть хорошее в людях, отмечает благородство Дервиля и швеи Фанни. Умный и опытный ростовщик, мудрый и хитрый человек не заметил, как сам оказался в сетях жадности золота. Он начал владеть деньгами, а они завладели его жизнью и всей его душой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: