Структура личности в западной психологии.




В зарубежной психологии существуют различные подходы к пониманию структуры личности и объяснению ее развития и мотивов. В качестве примера, рассмотрим сегодня психологические теории личности З.Фрейда и Э.Эриксона.

Одна из наиболее известных теорий – психодинамическая теория личности З. Фрейда, согласно которой, личность представляет собой динамическое взаимодействие трех ее основных частей: сознательного, бессознательного и сверхсознательного.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) не первый обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и определяются мощными инстинктивными силами, в особенности, половыми агрессивными инстинктами. Л

Личность в этой теории состоит из трех основных систем: Оно (Ид), Я (ЭГО) и Сверх-Я. В английских переводах с немецкого и англоязычной психоаналитической литературе используются термины Ид, Эго и Супер-Эго. За основу анализа психических процессов З.Фрейд взял закон сохранения количества энергии, считая, что человек – энергетическая система и подчиняется естественнонаучным законам.

«Оно» - инстинктивные и врождённые аспекты личности, требующие немедленной разрядки психической энергии, побуждаемой биологическими процессами.

«Я» - ответственно за принятие рационального решения. Если «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, то «Я» подчиняется принципу реальности, рациональное сознание, чтобы сохранить целостность организма. Для нормального функционирования в обществе человеку требуется социализация, принятие той системы ценностей, этических норм, совместимых с теми, что приняты в его окружении. В течение этого процесса формируется «Сверх-Я», которое является морально-этической характеристикой личности. Формально оно начинает появляться тогда, когда ребёнок различает «правильно» и «не правильно», «хорошо» и «плохо» (от 3 до 5 лет).

«Сверх-Я» считается сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. В целом, можно отметить, что ребенок рождается только с представленным в нем «Оно», и только позже появляются компоненты «Я» и «Сверх-Я».

В процессе развития, у ребенка происходит постепенное формирование способов психологической защиты, которые ограждают «Я» от давления «Оно» и «Сверх-Я». Когда складывается сложная жизненная ситуация и возникают вопросы: «как быть?», «что делать?», «где выход?», люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие - «забывают» о травмирующем их событии. Третьи - ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим «слабостям», четвертые - стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все делается очень искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах…К какому бы способу не прибегали люди, защищая свою психику от болезненных напряжений, помогают им в этом защитные механизмы, которые возникают и развиваются с раннего детства, и в течение всей жизни в психике человека.

Психологическая защита - это система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, тревоги, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности, понижают её самооценку.

Рассмотрим содержательную характеристику некоторых основных защитных механизмов личности, которые были предложены З. Фрейдом. «Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях» (З.Фрейд).

Вытеснение – это первичная защита эго не только по той причине, что вытеснение является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что обеспечивает прямой путь ухода от тревоги. Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательной части нашей психики. Это основной, и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для неожиданных, или глупых поступков и действий человека («зелен виноград» из басни Крылова). Рациональное объяснение, как защитный механизм психики, направлено не на разрешение противоречия, как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью алогичных объяснений.

Пример: В середине 1980-х гг. одесские социологи попросили рабочих назвать из числа имеющихся у них на предприятии профессий ту, которая им нравится больше других, а затем мотивировать выбор. Отмечая профессию вальцовщика, респонденты указывали, как на фактор ее привлекательности, не то, что там платят больше (ориентация на материальное вознаграждение считалось в те годы «низменным» побуждением), а то, что эта работа «общественно значимая, интересная, разнообразная» (хотя ничего такого в действительности не было).

Регрессия - возвращение в проблемной ситуации к ранним, более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, принятия ответственности за свои действия, и, соответственно, чувства вины за неудачу. Решение проблем, в данном случае, происходит посредством запроса о помощи. Поведение 3-4-летнего ребенка меняется после появления в семье новорожденного, он считает себя уже забытым родителями, все заняты с малышом. Старший ребенок может начать хуже говорить, брать у младшего соску, отказываться есть самостоятельно.

Существует большое количество других защитных механизмов, которые невозможно рассмотреть в условиях одной лекции, есть основная и дополнительная литература для самопознания.

Выделяются такие защитные механизмы, как проекция – подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку;

Интроекция - включение человеком в свой внутренний мир взглядов, мотивов и установок других людей; принятие чужого мнения за свое, это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными;

Ассимиляция - превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение;

Замещение - это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого объекта, менее угрожающего вашему Эго.

Наиболее адекватным способом психологической защиты является сублимация. Сублимация - перевод энергии инстинктов (преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов) в социально приемлемые формы. Проблема сублимации имеет первостепенное значение в воспитании и педагогике. Научить ребенка умению быстро переключать собственную энергию аффективных влечений и трансформировать ее в добрую шутку, иносказание, остроту, реализовать ее в какой-либо творческой деятельности, спорте – означает, дать человеку в руки инструмент, значительно увеличивающий его адаптивные возможности в современном обществе.

Например, в детстве, подросток попадал в неприятные истории из-за агрессивного поведения по отношению к другим людям. Когда он стал взрослым и стал зарабатывать неплохие деньги, участвуя в мировых соревнованиях по борьбе, посылает своим школьным учителям бесплатные билеты в знак благодарности за то, что они мирились с его темпераментом до того момента, когда он смог найти мирное применение своей агрессии.

Следующий представитель западно-европейских концепций личности - Эрик Эриксон (1902-1994), является одним из создателей концепции "Эгопсихологии", утверждающей, что доминирующей частью личности является Эго, а не Ид, как утверждал Фрейд. По убеждению Эриксона, Эг о (рациональная часть нашей психики), является главной в структуре личности, именно Эго стремится сохранить свою целостность и гармоничность.

Э. Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Э. Эриксона о периодах развития Эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.

Работы Э. Эриксона базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях жизни для решения проблем современности. Постепенно, Э.Эриксон развил свою оригинальную теорию, которая основывалась на психоаналитическом понимании, но, существенно отличалась. Его называли «недогматичным, эмансипированным фрейдистом», ведь понятие личности и кризиса личности оказали определяющее влияние на все социальные науки.

В основе работ Э.Эриксона лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста. Стадии развития личности у З.Фрейда назывались стадиями психосексуального развития, а Э.Эриксон, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития Эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и, что каждая стадия может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Формальное академическое образование Э. Эриксона продолжалось до 18 лет, когда он окончил классическую гимназию, где изучал латынь, греческий язык, античную и немецкую литературу, древнюю историю. Он не был очень прилежным учеником. После окончания гимназии, Эриксон отправился в путешествие по Европе. Как и многие молодые люди того поколения, он пытался «найти себя». После года странствий, Эриксон возвращается и поступает в художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во Флоренцию. Жизнь художника вполне подходила для молодого человека, не желавшего остепениться. Она давала ему свободу и время для самопознания. Э. Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь жить здесь постоянно и преподавать живопись. Его приглашают в Вену, учить детей, родители которых проходят курс психоанализа. Таким образом, ему была предоставлена возможность создать собственную образовательную программу.

Общество людей, занимавшихся психоанализом в 20-е годы, было неофициальным. Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки. Во время таких встреч Э. Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца. Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако, Анна Фрейд убедила его. Большую часть своей длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу – как художник, он создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив. Эриксон изучил педагогическую систему Марии Монтессори (итальянский врач, педагог, учёный, философ), создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания. Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей зародился благодаря постоянной преподавательской деятельности и под влиянием М. Монтессори.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: