Вклад в психологию развития




Э. Эриксон считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В результате, он стал развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но его работы всегда содержали присутствие учения - З. Фрейда. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел для себя нейтральный термин – постфрейдист.

Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития человеческой жизни, предположил, наряду с фазами психосексуального развития по Фрейду(оральной, анальной, фаллической и генитальной), психосоциальные стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. У Э.Эриксона становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл, где каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

 

Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются и никогда не испытывают отвержения, а лишь тепло и ласку - чувствует, что мир к нему добр, а люди - существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и это недоверие он несет с собой в последующие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям и преодолеть первоначальную недоверчивость.

Достижение равновесия.

Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Э. Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, своей средой — то есть, у него появляется самостоятельность.

Когда воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Речь идет о постоянстве родителей, которые неразумно и неустанно бранят ребенка за все его промахи - «несчастные случаи», (будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко), тогда у него закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности подростка, а затем и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовленным к развитию самостоятельности в дальнейшем. Соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: