Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности




В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:

· возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;

· правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

· значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

 

Должны уметь:

· адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

· отвечать за свои поступки;

· отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

· технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

· разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

· управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

· соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями.

 

Содержание программы

Тема 1. Здоровый образ жизни. Основные понятия здоровье сбережения.

Беседа о здоровом образе жизни. Правила личной гигиены. Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 2. Профилактика травматизма во время подвижных игр.

Правила безопасного поведения во время проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.

Тема 3. Игры с бегом (общеразвивающие игры)

Обучить учащихся коллективным подвижным играм в тёплое время года. Познакомить с разнообразием игр. Научить их соблюдать правила игры, уметь общаться в коллективе. Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость, умение проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Научить детей играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Игры «Найди себе пару», «Ловушки — перебежки», «Успей занять свое место», «День и ночь», «Вызов номеров».

Тема 4. Игры с мячом.

История возникновения игр с мячом. Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Развитие глазомера и чувства расстояния. Бросание, метание и ловля мяча в игре.

Игры «Мяч соседу», «Мяч по полу», «Попади в цель», «Самый меткий», «Мишень», «Вышибала», «Снежная крепость».

Тема 5. Игры малой подвижности (на развитие внимания, для подготовки к строю, для правильной осанки).

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.

Игры «Мышеловка», «Ручеек», «Нас не слышно и не видно», «Плетень», «Веревочка».

Тема 6. Зимние забавы. Знакомство с зимними видами спорта.

Первая помощь при обморожениях. Игры «Мяч из круга», «Гонка с шайбами», «Скатывание шаров».

Тема 7. Эстафеты.

Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. Научить их соблюдать правила игры, уметь общаться в коллективе.

Тема 8. Народные игры.

Обучить учащихся народным подвижным играм. Познакомить с разнообразием игр. Научить их соблюдать правила игры, уметь общаться в коллективе. Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость, умение проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Игры «Салки», «Кони и наездники», «Белки, шишки и орехи», «С кочки на кочку», «Ворота», «День и ночь».

 

 

Учебно-тематический план курса

«Современные подвижные игры»

 

Тема занятия Кол-во часов В том числе
теоретических практических
Здоровый образ жизни. Основные понятия здоровье сбережения.     -
Профилактика травматизма во время подвижных игр.     -
Игры с бегом (общеразвивающие игры)   -  
Игры с мячом.   -  
Игры малой подвижности (на развитие внимания, для подготовки к строю, для правильной осанки)   -  
Зимние забавы. Знакомство с зимними видами спорта      
Эстафеты   -  
Народные игры   -  
ИТОГО      

 

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Способы проверки знаний и умений:

  • участие обучающихся в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города;
  • открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.

Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:

· « Весёлые старты»;

· спортивные эстафеты;

· результативность участия в конкурсных программах и др.; выполнение заданий соревновательного характера;

· оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);

· «День здоровья».

Календарно-тематическое планирование

Курса «Подвижные игры»

Тема занятия Кол-во часов
1. 1 Вводное занятие. Здоровый образ жизни. Основные понятия здоровье сбережения.  
2. 2 Профилактика травматизма во время подвижных игр  
3. 3 Игра «Коршун и наседки»  
4. 4 Игра «Найди себе пару»  
5. 5 Игра «Вышибалы»  
6. 6 Игра «Ловушки - перебежки»»  
7. 7 Игра «Мышеловка»  
8. 8 Игра «Ручеек»  
9. 9 Игра «Успей занять место»  
10. 1 Игра «Скорый поезд»  
11. 1 Игра «Лепим снеговика»    
12. Игра «Салки»  
13. Эстафеты с мячом. Профилактика детского травматизма.  
14. Игра «Попади в цель»  
15. Игра «Самый меткий»  
16. Игра «Кони и наездники»  
17. Игра «Снежная крепость»  
18. Эстафета «Лыжный поезд»  
19. Эстафета «Белая лыжня»  
20. Знакомство с зимними видами спорта.  
21. Игра «Нас не слышно и не видно»  
22. Игра «Мишень»  
23. Игра «Веревочка»  
24. Игра «Плетень»  
25. Игра «Белки, шишки и орехи»  
26. Игра «Кто больше»  
27. Игра «С кочки на кочку»  
28. Эстафеты с шариком.  
29. Игра «Ворота»  
30. Игра «День и ночь»  
31. Игра «Без пары»  
32. Игра «Вызов номеров»  
33. Эстафеты с мячом.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Мяч по кругу» Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – коснуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.
«Поймай рыбку» Играют две команды. Одна команда, взявшись за руки, образует "бредень" и ловит свободно передвигающихся по площадке соперников "рыбу". Пойманные игроки выбывают из игры. Через некоторое время команды меняются ролями. Выигрывает команда, поймавшая "рыбы" больше. "Рыба" считается пойманной в том случае, если рыбакам удается образовать вокруг нее круг. Игра повторяется несколько раз.
«Коршун и наседка» В игре участвуют 8-12 детей, одного из игроков выбирают «коршуном», другого «наседкой». Остальные дети — «цыплята». Сбоку игровой площадки чертится круг диаметром 1,5—2 м. Это «гнездо» «коршуна». Он отходит к своему гнезду, а «наседка» выводит гулять «цыплят» на игровую площадку. Они идут цепочкой: держатся друг за друга (за руки или за пояс). «Наседка» идёт впереди. По сигналу из гнезда вылетает «коршун» и пытается схватить последнего в цепочке «цыпленка». «Наседка», расставив руки, не подпускает «коршуна» к «цыплятам». Все «цыплята» следят за движениями «коршуна» и быстро двигаются за «наседкой». Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна. Ни «коршун», ни «наседка» не при­меняют силу. «Коршун» должен попытаться, бегая во­круг, обмануть «наседку», схватить и унести пойманного «цыпленка» в свой дом. Если «коршун» схватил «цып­ленка», то тот должен идти за ним. Усложнение. Можно играть двумя группами (два «коршуна» и две «наседки» с цыплятами»).
«Мышеловка» Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: -Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки. Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз! По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу: «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
«Эстафеты с шариком» Игроки от каждой команды получают по одному шарику и ложке. По сигналу учителя игроки должны взять ложку с шариком и начать бег, стараясь не уронить шарик. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первая.
«Нас не слышно и не видно» Учитель завязывает водящему глаза. Остальные располагаются в 20 шагах от него по кругу. Тот из детей, на кого укажет учитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий. Заслышав движение, должен указать рукой, откуда он его слышит. Если он укажет правильно, то незадачливому невидимке придется стать ведущим. Победит тот, кто сумеет приблизится к ведущему и дотронуться до него рукой.
«Успей занять свое место» 1. Все становятся парами в круг. Двое водящих - в стороне. По команде учителя один убегает, другой догоняет. Убегающий подбегает к какой-нибудь паре и берет одного под руку. Тот кто остался без пары начинает убегать. И так до тех пор, пока кого- то не поймают. 2. Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки. По сигналу учителя нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.
«Ворота»Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и к берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Ворота» произносят: Наши ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
«Белки, шишки и орехи» Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий стоит в середине площадки. Учитель кричит «белки», все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если учитель говорит «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Учителем может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.
«След в след»Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.
Эстафета Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку (снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.
«Мишень» Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.
«С кочки на кочку»Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами - 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.
«Без пары» Взявшись за руки дети образуют два круга, один внутри, другой снаружи, при этом во внешнем круге на одного человека должно быть меньше. Дети двигаются по кругу. По сигналу учителя дети берут друг друга за руки, образуя пары. Тот, кто остался без пары, пляшет либо рассказывает стих, отгадывает загадку и тд.
«Веревочка» Играющие образуют круг, держась руками за веревку. Водящий, передвигаясь произвольно внутри круга, старается ударить кого-либо по руке. Кто не успел отдернуть руку, становится водящим
«Плетень» Играющие разбиваются на две команды и встают напротив друг друга, образуя плетень, для этого надо скрестить руки перед собой и взяться за руки с соседями. Построившись, ребята двигаются навстречу другой команде со словами: Раз, два, три, четыре. Выполнять должны приказ- Нет, конечно, в целом мире Дружбы крепче, чем у нас! По команде учителя дети разбегаются в разные стороны, а по второму сигналу должны вернуться на свои места и образовать плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.
«Кто больше» Поставьте на снегу в линию несколько пустых пластиковых бутылок. Игроки должны встать в 20 – 30 шагах от бутылок. Каждый игрок кидает по три снежка (изготовленного из фольги) за один раз. Выигрывает тот, кто сбил большее количество бутылок.
«Успевай, не зевай» Дети идут в колоне по одному. Учитель дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.
«День и ночь» Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.
«Наперегонки парами» Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше.
«Ловушки-перебежки» Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.
«Вызов номеров» Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.
Эстафета Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Дударь» Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню: Дударь, Дударь, Дударище старый, старый старичище. Его под колоду, его под сырую, его под гнилую. – Дударь, Дударь, что болит? Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. - Дударь, Дударь, Дударище старый, старый старичище. и т.д. Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

 

 

Список литературы:

1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.

2. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.

3. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВАКО, 2005 г

4. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я., Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: