МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА Сольфеджио
преподаватель: _ Широковских Е. Ю. (замена), Х.О._(отделение)
Кл. Д.Х (класс), _30.04.2020_(дата урока по расписанию)
Тема урока: Повторение пройденного материала. Подготовка к экзамену (к промежуточной аттестации).
Устный материал: ПОВТОРЯЕМ ЗАПИСЬ ТОНАЛЬНОСТЕЙ, ИНТЕРВАЛОВ, АККОРДОВ.
1. Повторяем ТОНАЛЬНОСТИ 2-3-4 знака (Калинина РТ стр.1) 3 вида.Как найти знаки, если забыл:
- в МАЖоре с бемолями предпоследний Ь есть Т-ка тональности! (см. внизу *)
- в МАЖоре с диезами – последний # есть VII cт. (к Т↑ ½ тона)
В параллельном МИНоре такие же знаки
2. Повторяем Гармонический вид мажора и минора. При записи:
- ГАРМ,. МАЖор – понижаем VI Ь, где она будет появляться, в интервалах или аккордах, поставить нужный знак Ь. – ГАРМ. МИНор - повысить VII#, в интервалах и аккордах ставим знак # (бекар)!
- при написании гаммы надо отметить ступени римскими цифрами, которые повысил.
- Мелодическую гамму в миноре пишем вверх и вниз!
Повторяем Ум53, тритоны, характерные интервалы, где располагаются: (Калинина стр. 4)
Гр. - Ум 53, ум5, ув4 (VII-IV) и разрешение. (натур. маж. и Гарм. Мин. VII#)
Гр. - Ум53, ум5, ув4 (II-VI) и разрешение. (Гарм. Маж. VIЬ и натур. мин.)
Гр. Характерных: ув2(VI) и ум7 (VII)
- обязательно надо подписать интервал и ступень, на которой он построен, дальше разрешить его и подписать новый интервал и ступень.
Например: ум5 (II) разрешение б 3.
4. Повторяем состав аккордов от звука:
- если в составе аккорда есть ч4, вспоминаем правило чистых кварт – белая+белая, ##, ЬЬ и исключение из правила. РЕ-ЛЯ, РЕ#-ЛЯ#, РЕЬ-ЛЯЬ!
ПОВТОРЯЕМ ДО ВВОДНЫХ АККОРДОВ. УЧИМ СОСТАВ. РАСПЕЧАТАТЬ СЕБЕ ТАБЛИЦУ.
5. ПОВТОРЯЕМ АККОРДЫВ ТОНАЛЬНОСТИ – ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ:
Письменный материал:. Внимание! На экзамене, что ЗАПИШИТЕ в письменной работе, надо будет пропеть, как устный экзамен! ТРЕНИРУЕМСЯ!
Задания ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ.
1. Написать под цифрой 1:
- гамму А-dur два вида (натуральную и гармоническую).
- гамму fis-moll три вида (натуральную, гармоническую, мелодическую (вверх и вниз!)).
В гаммах подписать повыш-е или пониж-е ступени римскими цифрами. ГАММЫПРОПЕТЬ!
2. Напиши под цифрой 2. Построение в тональности. (не забывать знаки при ключе!)
- в А-dur построить с разрешением интервалы и аккорды. Подписать интервал и ступень. Помнить, в мажорной тональности, выполняя задание надо думать о VI Ь - пониженной!
Разрешение: ум – «сворачиваются», ув – «разворачиваются».
Ум53(II) -> Т3; ум5 (II) -> м3 (III); ув4 (VI) -> б6 (V) ----- группа (II-VI)
ув2 (VIг) -> ч 4 (V); ум7 (VII) -> ч 5 (I); ВСЁ ПРОПЕТЬ!
- в fis-moll постростроить с разрешением интервалы и аккорды. Подписать интервалы и аккорды и ступени. Помнить, в минорной тональности, надо думать о VII# - повышенной!
ум53(VII г) -> T53; ум5 (VII г) ->м3; ув4(IV) -> б6 ------- группа (VII-IV)
Ум7 (VIIг.) ->ч5; ув2(VI) - > ч4; ВСЁ ПРОПЕТЬ!
3. Под цифрой 3. Построить аккордовую последовательность в fis moll. Знаки при ключе.
Смотреть на таблицу – где построены аккорды!
T53-Т6 -S53–D2-T6-D43–T53–S64–D65–T53 ПРОПЕТЬ!
IV IV II I VII
4. Под цифрой 4. От звука ми построить без разрешения: Б53, М6, М64; Д65; Д7; Д2; Б6.
СЛУХ. ИГРАТЬ И СЛУШАТЬ ИНТЕРВАЛЫИ АККОРДЫВ ЛАДУ И ОТ ЗВУКА (те, что писали)
6. На экзамене Будем Петь упражнение - с тактир-ем наизусть КФ № 267, 327, 348, 360, 364,
Начинаем учить, они не сложные.
Задание: Письменное прислать на почту,