Ошибки, допускаемые слепыми младшими школьниками при ходьбе и беге, и их коррекция




ХОДЬБА

Ходьба — одно из основных движений, выполнение, которого, расширяет возможности человека, обогащает его деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

Ходьба на первый взгляд очень простое, но по существу сложное по координации движение. Это циклическое движение, в котором производится повторение все время одних и тех же движений отдельными частями тела в определенной последовательности. Характерным признаком ходьбы является наличие постоянной опоры, т. е. соприкосновение одной или двумя ногами с поверхностью, по которой человек передвигается. Ходьба вовлекает в работу мышцы всего тела, увеличивая и улучшая тем самым работу сердца, легких и всех функциональных систем организма.

Ходьба является важным жизненно необходимым прикладным навыком. Ее можно использовать как физическое упражнение, оказывающее на организм ребенка общее и гигиеническое воздействие. Чередование напряжения с расслаблением, ритмичная работа мышц при спокойной ходьбе создает благоприятные условия для успокоения организма, в то время как при быстрой ходьбе физическая нагрузка повышается.

Ходьба может быть использована как средство ознакомления с амплитудой, темпом и ритмом движений. Она является и важным средством коррекции при нарушении физического развития и двигательной сферы.

Разнообразие форм, темпа и дозировки позволяет использовать ходьбу для воспитания и развития таких качеств как смелость, уверенность, выносливость, ловкость, быстроту, свободу движений.

Слепота накладывает определенный отпечаток на степень владения этим двигательным навыком, на характер его выполнения. Для слепого ходьба осложняется необходимостью ориентироваться, обходить препятствия, выполнять коллективные действия, что определяет характер его передвижения: скованность, неуверенность движений, боязнь столкновения и получения травмы. Поэтому основная задача обучения слепых детей ходьбе состоит в том, чтобы научить их, ходить свободно, без напряжения, сохраняя правильную осанку, ходить уверенно и смело.

Задача. Учить ходить парами, держась за руки.

Методические указание. Учитель сам ставит школьников парами (слабовидящий и слепой), объясняет, что идти надо дружно, не тянуть друг друга, не останавливаться, чтобы не столкнуться с другими парами. Во время движения учитель знакомит школьников с залом (площадкой), делая по ходу движения остановки и указывая на ошибки. Следить за осанкой.

Средства:

“Пойдем на прогулку”. Учащиеся в парах продвигаются по площадке в различных направлениях, у каждой пары погремушка (звоночек). Задание: пройти по площадке не столкнувшись с другими парами.

“Вызов пар”. Учащиеся в парах располагаются на противоположной от учителя стороне площадки. Учитель вызывает одну из пар, которая должна свободным шагом, дружно подойти к нему. Усложнение: слепой держит свою руку на плече товарища; слепой продвигается рядом с товарищем, у которого в руке погремушка.

“Найди пару”. Ученики располагаются на противоположных сторонах площадки. Учитель дает одному из учеников колокольчик или бубен. Подавая звуковые сигналы, играющий вызывает своего товарища по паре. Вызванный ученик должен двигаться смело на сигнал. Учитель оценивает действие каждого ученика и каждой пары.

“Воздушный шар”. Ученики образуют тесный круг, стоя рядом и держась за руки. По команде учителя небольшими шагами отходят назад, постепенно расширяя круг на расстоянии вытянутых рук, и произносят слова:

Раздувайся, наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопни!

На слова учителя “шарик лопнул” ученики опускают руки вниз, произнося “хлоп”, и приседают. Снова встают в тесный круг, повторяя игру. Усложнение: учитель говорит: “Воздух из шарика выходит”. Дети медленно сходятся к центру со звуком “ш-ш-ш”.

“Солнышко”. Учащиеся образуют круг. Взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Смотрит солнышко в окошко.

Топ-топ-топ-топ!

Мы захлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Акцентируют постановку ног. Продолжают спокойную ходьбу. Останавливаются и хлопают в ладоши.

Следить за постановкой ног, ритмичным выполнением всех движений, за осанкой и соблюдением дистанции. Игра выполняется во всех направлениях.

“Каравай”. Ученики образуют круг, в центре которого водящий. Игра начинается словами:

На Сережин день рождения Испекли мы караваи. Вот такой вышины Вот такой низины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай!   Идут по кругу, взявшись за руки.   Останавливаются, поднимаются на носки, одновременно поднимая руки. Приседают на корточки. Сходятся к центру круга Отходят назад. Хлопают в ладоши, обозначая ходьбу на месте. Водящий выбирает другого  

Игра продолжается.

“Ровным кругом”. Ученики взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

Сокончанием слов все останавливаются и выполняют движение, которое предлагает учитель (повернуться, присесть, поднять руки вверх и пр.). Усложнение: в центре круга находится водящий. Ученики идут по кругу и говорят:

Ходим кругом

Друг за другом

Эй, ребята, не зевать

То, что Дима нам покажет,

Будем дружно повторять!

 

Ученики выполняют то движение, которое предлагает водящий, например, “Я собираю яблоки!” и др. Заранее водящего не выбирают, его по ходу игры может назвать или учитель, или ребята после слов:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Ну-ка, Коля, выходи

Что нам делать, покажи!

Вызванный водящий выходит в центр круга и предлагает выполнить новое движение.

Задача. Учить ходьбе в колонне.

Методические указания. Ученики становятся в колонну по два, но слепой находится не сбоку от слабовидящего, а несколько сзади, его рука на плече товарища по паре.

 

Средства:

“Паровоз”. Ученики становятся в колонну, держась за пояс впередистоящего. Направляющий дает сигнал к отправлению. Поезд начинает двигаться, ученики, акцентируя ритмичную постановку ног, произносят: “Чу-чу-чу-чу!” Усложнение: ученики держатся за локти впереди стоящих и выполняют круговые движения руками, акцентируя ритмичную постановку ног. Остановка и начало движения происходят по сигналу.

“На дачу”. Выбирается машинист. Ученики образуют “поезд” и едут до станции “Лес”. Поезд останавливается и все парами идут на прогулку. Сигнал. Ученики “садятся” в поезд, который продолжает движение до следующей станции “Луг” и т. д.

“Ножки на дорожке”. Ученики становятся в колонну, учитель впереди. Все громко начинают говорить и двигаться вперед:

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

Ученики идут высоко поднимая ноги, ритмично, с активным движением рук, сохраняя правильную осанку.

Задача. Учить ходить на носках.

Средства:

И.П.: стоя лицом к гимнастической стенке, руки на стенке. 1—2 — подняться на носки, 3—4 — И.П.

И.П.: о.с. 1—2 — руки через стороны вверх, подняться на носки, потянуться; 3—4 — И.П. Упражнения выполняются в игровой форме.

“Как растут деревья?” И.П.: о.с. ученики поднимают руки через стороны вверх. Вверху выполняют движения кистями, имитируя движение листвы. Опускают руки.

“Где потолок?” И.П.: о.с. ноги слегка расставлены, руки внизу. 1—2 — руки вверх, потянуться, сказать: “Там”, посмотреть вверх; 3—4 — руки вниз.

“Мы растем”. И.П.: присед. Поднимаясь на носки и поднимая руки через стороны вверх, ученики говорят: “Мы растем”. Подняв руки вверх, хлопают в ладоши и опускают руки вниз.

“Держись крепко”. Поперек зала натягивается шнур, чтобы дети могли до него дотянуться, встав на носки. Держась за шнур, продвигаться на носках, перехватывая его руками.

“Пузырь”. Играющие образуют круг. Взявшись за руки, поднимаются на носки и начинают движение назад, увеличивая круг. Пузырь раздувается. Опускаются на всю стопу — пауза. Поднявшись на носки, начинают движение к центру круга.

“Каравай”. Ходьба выполняется на носках во всех направлениях.

“Не замочи ног”. Взявшись за руки, ученики в шеренге продвигаются вдоль площадки на носках, переступая “лужи”.

“После дождя”. Ученики стоят группой, учитель на расстоянии 5—10 метров от них. По сигналу группа начинает движение на носках, переступая “лужи”, в сторону учителя, который подает ритмичные сигналы (хлопки, звонки, голосом и пр.). Учитель корректирует движение группы, говоря: “Перед тобой, Коля, широкая лужа, перешагни ее, не замочи ног”. Следить за осанкой, правильной постановкой ноги с передней части стопы, сверху.

Задача. Учить ходить на пятках.

Средства:

Повторить те же упражнения и игры, что и при ходьбе на носках. Следить, чтобы дети не наклонялись слишком вперед и ставили мягко ногу на опору.

Задача. Учить ходить перекатом с пятки на носок.

Средства:

Упражнения у гимнастической стенки. Стоя лицом к стенке, подняться на пятки и перекатом перейти на носки и обратно. То же на месте, не держась за стенку. Ходьба перекатом с продвижением вперед на звуковой сигнал (в парах, шеренге, колонне, по одному и пр.).

Задача. Учить ходьбе с высоким подниманием колена.

Методические указания. Следить за осанкой, спина прямая, колено поднимается высоко, постановка ноги с передней части стопы, мягкая.

Средства:

Упражнения у гимнастической стенки. Стоя лицом к стенке и держась за нее руками на уровне пояса, поднимать поочередно, то правое, то левое колено. То же, но без опоры,

“Цапля”. Ученики выполняют ритмичную ходьбу, поднимая высоко колено. Произносят слова: “Цап-ля! Цап-ля!” Игра выполняется индивидуально, в парах, в шеренге, в колонне.

“Цирковая лошадь”. И.П.: о.с. руки на поясе. Ритмичная ходьба на месте, высоко поднимая колени, оттягивая носки ног.

“Лошадки”. Один из играющих — лошадка, второй — всадник. На лошадку надевают сбрую. Вожжи не должны быть слишком длинными, иначе детям тяжело ориентироваться и согласовывать движения. Играющие продвигаются по игровой площадке в различных направлениях, останавливаясь, чтобы покормить и напоить лошадок. При ходьбе лошадки поднимают высоко колено. По мере овладения согласованными движениями, игровые задания могут усложняться

Задача. Учить ходьбе в полуприседе и в полном приседе.

Методические указания. Следить за осанкой, за правильной постановкой ноги на опору. Ходьба в полуприседе и полном приседе чередуется с обычной ходьбой и паузами отдыха.

Средства:

Упражнения у гимнастической стенки. Стоя лицом к стенке и держась за нее руками на уровне пояса, принять положение полуприседа. Повторяя это движение, запомнить его. Принять положение полного приседа. То же, но без опоры.

“Не задень”. Поперек зала, на уровне роста учащихся натягивается шнур с колокольчиками. Ученики подходят и определяют высоту шнура. Движение начинается на расстоянии 5—8 метров от препятствия. Играющие должны в положении полуприседа пройти под шнуром, не задев его. Учитель, постоянно касаясь шнура, подает сигнал. То же в парах, в шеренге, в колонне.

Задача. Учить ходить на звуковой сигнал.

Методические указания. Ознакомить учащихся с сигналами, которые будут подаваться (звонок, бубен, погремушка, голос и пр.). Проходить расстояние в 5—10 метров на сигнал подаваемый учителем (индивидуально, в парах, в шеренге и пр.) Обращать внимание на осанку, ритмичную ходьбу, смелость.

Средства:

“Найди игрушку”. Учащиеся выстраиваются в шеренгу. Учитель на расстоянии 3—5 метров ставит “Звуковой маяк” и вызывает одного из учеников, который должен найти источник звука. Для игры использовать игрушку “Неваляшка”. Расстояние увеличить до 8—15 метров.

“Найди колокольчик”. Ученики стоят полукругом, учитель перед ними. Подав сигнал, учитель кладет колокольчик на пол или держит его в руке. Вызванный ученик должен найти колокольчик.

“Узнай по голосу”. Играющие образуют круг, в центре которого водящий. Учащиеся идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша, отгадай,

Кто назвал тебя, узнай?

С окончанием слов все останавливаются. Учитель касается кого-нибудь из учеников. Тот называет водящего по имени.

Водящий должен назвать имя того, кто его назвал. Усложнение. Учащиеся говорят:

Саша, ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя — Ау! Ты глаза не открывай, Кто зовет тебя, узнай! Все продвигаются по кругу. Произносит один из детей. Говорят все.  

 

“Челночная ходьба”. Расстояние в 10 метров ограничивается звуковыми сигналами. Ученики проходят самостоятельно это расстояние несколько раз, перенося предметы (игрушки и пр.).

Задача. Учить ходьбе врассыпную.

Средства:

“Нам весело”. Каждому ученику дается погремушка, звоночек и пр. По сигналу учителя все продвигаются по площадке в различных направлениях, подавая сигналы. Усложнение. Играющие продвигаются парами, в колонне.

Повторить игры: “Паровоз”, “На дачу”.

Задача. Учить ходьбе с удержанием равновесия (ходьба по ограниченной опоре).

Методические указания. Ознакомить учащихся с опорой (скамейка, планка шириной 20—30 см и пр.). Следить за правильной постановкой ноги на опору, осанкой, координацией движений. Продвигаться уверенно.

Средства:

Повторить игру “Цирковая лошадь”.

“Пауки и мухи”. Играющие изображают мух, свободно передвигаются по площадке. По команде учителя: “Паук!” — мухи останавливаются и замирают. Пауза 3—5 сек. Игра продолжается.

Ходьба на месте с мешочком на голове. То же с продвижением вперед на звуковой сигнал.

Задача. Учить ходьбе приставным шагом.

Методические указания. При обучении обращать внимание на координацию движений, осанку и согласованные движения всех учащихся. Следить за мягкой постановкой ноги на опору.

Средства:

Игры-задания. Выполнение приставных шагов в различных направлениях. Например, два приставных шага влево, два шага назад, три приставных шага вправо, шаг вперед и т. д. Следить за ориентировкой.

Задача. Учить ходьбе спиной вперед.

Методические указания. Обращать внимание на правильный перенос веса тела с одной ноги на другую. Обеспечить страховку.

Средства:

Выполнение игр-заданий.

Задача. Учить ходьбе окрестным шагом

Методические указания. Продвижение левым и правым боком.

Правая или левая нога ставятся впереди или сзади опорной.

Ходьба выполняется в различных направлениях под команду, ритмичные звуки бубна, музыки. Ходьба выполняется индивидуально, в парах, в шеренге и пр.

Задача. Учить ходьбе с палкой.

Методические указания. Ознакомить учащихся с палкой, как средством передвижения и ориентировки слепого.

Средства:

Ходьба с палкой по специальной дорожке. Обращать внимание на звуковые сигналы, осанку и уверенное передвижение.

Ходьба с палкой, препятствие с правой (левой) стороны.

Ходьба с палкой по коридору шириной 50—80 см.

“Саперы”. Отыскивание в ограниченном пространстве металлических пластин с помощью специального устройства.

Задача. Учить преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия.

Методические указания. Ознакомить учащихся с вертикальными (горизонтальными) препятствиями.

Средства:

Ходьба с партнером, преодолевая вертикальные (горизонтальные) препятствия.

Ходьба с палкой, преодолевая препятствия.

Задача. Учить быстрой ходьбе.

Методические указания. Следить за координацией движений, осанкой и ориентировкой. Двигаться смело.

Средства:

Быстрая ходьба на звуковой сигнал в парах.

Быстрая ходьба на звуковой сигнал индивидуально.

Игра “Найди колокольчик”.

“Быстрей!” (искание мяча). Играющие образуют круг, держась за руки. Учитель подбрасывает озвученный мяч вверх и называет одного из учеников, который должен быстро найти мяч, пока тот подскакивает.

“Кто быстрее и больше соберет”. Играющие сидят на скамейке. На расстоянии 3—8 метров от них лежит обруч, в котором расположены кубики (кегли, пирамида и пр.), и стоит корзина. По команде учителя один из учеников встает и быстро идет к обручу, собирает кубики в корзину. Игру можно проводить в виде эстафеты.

Задача. Учить фигурной ходьбе.

Методические указания. Фигурная ходьба хорошо организует, объединяет детей, развивает чувство ритма, темпа и коллективных действий. Для слепого овладение различными видами фигурной ходьбы значительно расширяет двигательные возможности и представления. При обучении необходимо иметь наглядные пособия (трафарет, макеты и пр.), которые позволяют представить слепому двигательные действия и различные перестроения.

Средства:

“Змейка”. Играющие идут в колонне от одной стороны площадки к другой. Затем поворачиваются за направляющим, идут навстречу, так несколько раз. После каждого повторения необходимо убедиться в правильном понимании и выполнении движения слепыми.

“Улитка”. Учащиеся строятся в шеренгу, берутся за руки и повернувшись влево (вправо), идут за направляющим по кругу, а потом улиткой, т.е. делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 метр.

“Иголка и нитка”. Учащиеся держатся за руки, образуя цепочку. Обводя цепочку вокруг площадки, направляющий останавливается, по команде учителя дети поднимают сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. Направляющий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами ученик поднявший руки для образования ворот, поворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

Задача. Учить ходьбе с выполнением движений.

Средства;

Выполнение обычной ходьбы с движениями руками, с различным их положением. Выполнение сложных движений. Например, шаг левой — руки на пояс, шаг правой — руки к плечам и т. д.

Задача. Учить ходьбе с заданием.

Средства:

“Узнай кто!”. Играющие расходятся по площадке и по сигналу учителя останавливаются. Ведущий, слушая сигналы бубна, начинает движение и пытается найти кого-нибудь. Учитель, изменяя тональность звука, пытается подсказать, что кто-то из играющих находится рядом. Водящий, найдя товарища, должен назвать его имя.

“Солдаты и разведчики”. Все учащиеся строем передвигаются по площадке, учитель подает команды: “Солдаты” или “Разведчики”. Сообразно команде ученики идут строевым шагом или крадучись как разведчики.

“Будь внимателен”. Учащиеся маршируют на месте. Учитель подсчитывает (хлопает в ладоши, постукивает бубном). Внезапно счет прерывается, ученики должны прекратить движение.

“Снайперская ходьба”. В центре площадки рисуется мишень — пять концентрических кругов (радиус внутреннего круга 30 см, радиус каждого последующего увеличивается на 50 см). На мишени цифры 5, 4, 3, 2, 1, располагающиеся от центра и указывающие очки. В 5—10 метрах от центра мишени отмечается стартовая линия.

Играющие по очереди идут к центру мишени, стараясь войти в него. Слепые предварительно проходят расстояние от стартовой линии до центра с партнером.

Различные эстафеты, в которых ходьба является основным движение.

БЕГ

Бег является жизненно важным прикладным упражнением, входящим в другие виды движений, и средством удовлетворения двигательной потребности человека. Однако бег является сложным по координации локомоторным актом и требует определенной последовательности в обучении для слепого.

Для того, чтобы слепые младшие школьники умели правильно и рационально бегать, их обучение целесообразно начинать с овладения естественными беговыми движениями. При этом не нужно делать много указаний о правильности бега, а основное внимание обратить на воспитание уверенности, преодоление боязни и страха перед пространством.

Повышение скорости передвижения в беге, предъявляет значительные требования к ориентировке слепого. Боязнь получить травму порой является для него основным препятствием при выполнении беговых заданий, поэтому с первых занятий необходимо воспитывать у младших школьников уверенность в безопасности выполнения беговых действий.

Чтобы развить и поддержать у слепых младших школьников интерес к выполнению беговых заданий, целесообразно выполнять их в игровой форме. Выполнение игрового образа (бежать как мышка, как лошадка и пр.) помогает правильно выполнить координацию движений при беге, соединяя их с имеющимися представлениями.

Усложнение заданий, например, изменение темпа бега, бег с остановками, с выполнением различных заданий и пр. позволяет повысить интерес слепого младшего школьника и игровой двигательной деятельности.

Включение дополнительных заданий (“Догони мяч”, “Перенеси предмет” и др.) помогает улучшить координацию движений, повысить скорость бега, уверенней ориентироваться.

Следует помнить, что бег и беговые упражнения оказывают существенное влияние на функциональную деятельность организма, на развитие выносливости. Для младших школьников необходимо тщательно дозировать длительность бега, учитывая диагноз заболевания зрительного анализатора и имеющихся вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Задача. Учить бегу в парах.

Методические указания. Обучение целесообразно начинать в парах (слабовидящий — слепой), что позволяет не только понять слепому суть бегового движения, но и расширить возможности ориентировки в пространстве.

Бег в парах и колонне лучше проводить под ритмичную музыку или под счет, так как в этом случае слепой может лучше сочетать свои действия с действиями партнера. При обучении следует обращать внимание на правильную постановку ног на опору, быстрое отталкивание и осанку.

Длительность бега для учащихся подготовительного класса должна составлять 20—60 сек., а количество повторений 6—12 раз.

Средства:

“Беги ко мне”. Учащиеся располагаются парами на противоположной от учителя стороне игровой площадки. По сигналу пары поочередно продвигаются медленным бегом к учителю. Расстояние 10—20 метров.

“Вызов пар”. Бег в парах по кругу.

Задача. Учить бегу в колонне.

Средства:

Повторить игры “Беги ко мне” и “Вызов пар”.

Слепой при выполнении этих игр держит руку на плече товарища. То же, но у ведущего погремушка, а слепой продвигается на расстоянии 0,5—1 м от него.

Бег в колонне, держась за руки; рука слепого на плече впереди бегущего; держась за гимнастическую палку (скакалку).

Задача. Учить бегу стайкой.

Средства:

Пробегание в парах. Бег в тройках, в четвёрках в шеренге.

Задача. Учить бегу на носках.

Методические указания. Основное внимание уделять индивидуальному выполнению беговых упражнений и заданий, координации движений, правильному выполнению отдельных элементов техники бега (бег с передней части стопы, согласованная работа рук и ног, положение головы при беге и пр.) и воспитанию смелости.

Средства:

Повторить игровые упражнения как в ходьбе, но продвигаться медленным бегом. Игры “Мышки”, “Лошадки” и др.

Задача. Учить бегу врассыпную.

Средства:

Игры “Нам весело”, “Мыши и кот” и др. Ученики, стоя спиной к учителю, образуют круг. У каждого играющего в руке погремушка. По сигналу учителя: “Мышки побежали!” — играющие медленно бегут по площадке. По команде: “Стой!” — ученики останавливаются и поворачиваются в сторону учителя. По сигналу: “Кот!” — ученики по одному бегут к учителю, который подает постоянный звуковой сигнал.

Задача. Учить бегу на звуковой сигнал.

Средства:

Пробегать расстояние в 8—15 метров на сигнал, подаваемый учителем. Обращать внимание на осанку, ритмичность бега, смелость.

“Догони мяч”. Играющие стоят в шеренге с интервалом 0,5—1 метр. Учитель, двигаясь сзади шеренги, прокатывает вперед мяч и называет имя ученика, который должен догнать катящийся мяч.

Задача. Учить бегу по прямой.

Методические указания. По мере овладения учащимися навыками бега, повышаются требования к технике его выполнения. Основное внимание должно уделяться естественности и легкости бега, правильной постановке стопы, энергичному отталкиванию, координации движений, ориентировке и осанке.

При обучении бегу необходимо, чтобы каждый ученик мог быть ведущим в колонне. При беге в парах следует обращать внимание на соразмеренность движений партнеров, соблюдения необходимого интервала.

В беге на скорость ученики должны уметь быстро начинать движение по сигналу, бежать смело, целеустремленно.

Значительно усложняются выполняемые упражнения. Необходимо, чтобы школьники умели выполнять различные виды бега правильно: бег на носках, бег с короткими и частыми беговыми шагами, бег широким шагом с активной работой рук.

Целесообразно увеличивать время бега до 1,5—2 мин. в медленном темпе. Увеличивается и пробегаемая дистанция при быстром беге до 50—60 метров. Медленный бег целесообразно проводить группой, по широкой дорожке (6—10 м) вместе с учителем, который будет служить для слепых ориентиром.

Средства:

“Вызов номеров”, “Кто быстрей!”. Играющие располагаются в шеренге на противоположной от учителя стороне игровой площадки. По сигналу учителя два вызванных ученика бегом продвигаются к учителю, который подает устойчивый звуковой сигнал.

Пробегание отрезка дистанции от 10 до 20 метров на звуковой сигнал.

Задача. Учить бегать по команде. Средства:

Объяснение команд и выполнение связанных с ними действий. Практическое выполнение команд для начала бега. Пробегание после команды 3—5 метров.

“Физкулът-ура!”. Играющие располагаются на одной стороне площадке, за линией старта. Учитель находится на противоположной стороне, на линии финиша. Ученики говорят:

Спорт, ребятам, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт — помощник!

Спорт — здоровье!

Спорт — игра!

Физкулът-ура!

С окончанием слов играющие бегут к учителю, который подает звуковые сигналы.

“Гуси-лебеди”. Играющие располагаются на площадке в шеренгу, руки в стороны и касаются партнера. Учитель — на противоположной стороне. Он говорит:

“Гуси”, гуси?”

“Га, га, га!” — отвечают играющие.

“Есть хотите?” — спрашивает учитель.

“Да, да, да!” — отвечают играющие.

“Ну, летите же домой!” — говорит учитель и

подает сигнал для начала движения. Дети бегут к

учителю.

Задача. Учить высокому старту.

Средства:

Выполнение двигательных действий по каждой команде. Пробегание 3—5 метров после команды “Марш!” То же в парах (слабовидящий стоит напротив слепого в 5—8 метрах и подает команду для начала бега).

Бег по команде в шеренге.

Задача. Учить работе рук при беге.

Средства:

Имитация работы рук на месте (ноги полусогнуты, плечи чуть наклонены вперед; то же сидя на полу, гимнастической скамейке). Выполнение этих же упражнений на круге “Здоровье”. Упражнение выполняется в различном темпе.

Задача. Учить быстрому бегу

Средства:

Игры “Перенеси предмет”, “Принеси игрушку”, “Гуси-лебеди” и др.

Задача. Учить бегу с предметом.

Методические указания. Учитель продолжает следить за тем, чтобы бег школьников был естественным, легким, ритмичным, с хорошей осанкой и правильной работой рук.

Целесообразно увеличивать число упражнений в беге, выполнить упражнения, требующие хорошей физической и двигательной подготовки, например, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и др. Увеличивается скорость и продолжительность бега, совершенствуется ловкость, быстрота, выносливость, ориентировка и быстрая смена движений.

В содержание занятий целесообразно включать различные виды бега, чередовать его со спокойной ходьбой. Беговые упражнения и игры лучше проводить на свежем воздухе, используя широкую площадку или дорожку стадиона.

Длительность медленного бега может составлять 2—3 мин.

Длина пробегаемой дистанции в быстром беге увеличивается до 60—80 метров. Бег в чередовании с ходьбой рационально проводить на отрезках 100—150 метров.

Средства:

Выполнение бега с легкими предметами (мяч, погремушка, флажок и пр.).

Выполнение бега с гимнастической палкой. Игры-эстафеты.

Задача. Учить чередованию ходьбы и бега.

Методические указания. Ознакомить с командами. Оценивать правильность выполнения задания, двигательных действий, ориентировки.

Средства:

Повторение ранее разученных игр. Сочетание различных видов ходьбы с бегом.

Игры “Лошадки”, “Догонялы” и др. Игры-эстафеты, в которых бег чередуется с ходьбой.

Задача. Учить бегу со сменой направления.

Средства:

Медленный бег со сменой направления, медленный бег на перемещающийся звуковой сигнал, челночный бег10м х 3.


Ошибки, допускаемые слепыми младшими школьниками при ходьбе и беге, и их коррекция

Основные ошибки Коррекция
Игры с ходьбой Игры с бегом
Несогласованная работа рук и ног Ходьба и бег не прямолинейны, верхняя часть туловища раскачивается Движения руками выполняются только в локтевых суставах, поперек туловищ   Плечи подняты высоко, незначительное продвижение вперед   Верхняя часть туловища отклонена назад, руки вытянуты вперед   Нога ставится на всю ступню, носки развернуты в стороны “Паровоз”, “На дачу”, “Ножки по дорожке”     “Найди игрушку”, “Быстрей”, челночная ходьба     “Паровоз”, “На дачу”     “Цапля”, “Цирковая лошадь”, “Лошадки”   “Держись крепко”, “Каравай”, “Пузырь”, “Мышки”, “После дождя”   “Цирковая лошадь”, “Мышки” Бег под бубен, счет, музыку. Бег в парах, колонне, с гимнастической палкой “Догони мяч”, бег на звуковой сигнал Имитация работы рук, стоя на месте, сидя на скамейке. “Догони мяч”, “Вызов номеров” “Вызов номеров”, бег парами, шеренгой   “Лошадки”, сочетание ходьбы и бега     “Мышки”, “Цапля”, “Лошадки”, сочетание ходьбы и бега

 


ВОПРОСЫДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. К какому виду упражнений относятся ходьба и бег?

2. Дайте характеристику ходьбе (бегу) как физическому упражнению.

3. В чем сложность обучения слепого ходьбе и бегу?

4. Игра как условие формирования компенсации слепого младшего школьника.

5. Подвижные игры как средства повышения двигательной активности слепого ребенка.

6. Какова роль игрушек и спортивного инвентаря в организации игровой деятельности слепого школьника?

7. Роль звуковых ориентиров в игровой деятельности слепого ребенка.

8. Последовательность в решении обучения ходьбе и бегу детей с глубоким нарушением зрения.

9. Место подвижных игр в школьном уроке физической культуры слепых и слабовидящих детей.

10. Техника безопасности при обучении слепого ребенка ходьбе и бегу.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физиче­ской культурой при близорукости. М., 1983.

2. Азарян Р. Н. Урок физической культуры как важное сред­ство воспитания нравственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников //Дефектология. 1984. № 6. С. 53—59.

3. Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников // Физическая культура в школе. 1980. № 9. С. 13—17.

4. Э. Брюнему, Э. Харнес, Я. Хофф и др. Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей 7—12 лет / Пер с норв. М., 1982.

5. Боген М. М. Обучения двигательным действиям. М., 1985.

6. БылееваЛ. В., Коротков И. М. Подвижные игры. М., 1982.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ре­бенка // Вопросы психологии, 1966, № 6. С. 62—76.

8. Земцова М. И. Учение о детях с нарушениями зрения. М., 1973.

9. Касаткин Л. Ф. Коррекция недостатков физического разви­тия и ориентировки в пространстве слепых детей. М., 1980.

10. Кузьмицкая М. И., Нудельман М. М. Игра как средство кор­рекции недостатков развития учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1970. № 4. С. 86—90.

11. Марц В. Г. Методика и теория игры. М., 1926.

12. Никитин В. И. Использование технических средств в под­вижных играх на уроках физкультуры // Современное со­стояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей / НИИД АПН СССР, М., 1983. С. 88.

13. Никитин В. И. Особенности двигательной деятельности и физического развития учащихся школы слепых и слабови­дящих // Проблемы двигательной и функциональной подго­товленности детей школьного возраста / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1983. С. 61—62.

14. Педагогическое руководство игровой деятельностью де­тей с нарушениями зрения дошкольного возраста / Под ред. Т. П. Свиридюк. Киев, 1981.

15. РудикН. А. Игры детей и их педагогическое значение М.; Л., 1948.

16. Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М., 1979.

17. Семенов Л. А. Использование возможности передвижения слепых детей младшего школьного возраста с ориентиров­кой на перемещающийся звук // Тезисы докладов VIII юби­лейной сессии по дефектологии НИИД АПН СССР. М., 1979. С. 217—219.

18. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей: Метод, пособие. М., 1984.

19. Семенов Л. А. Применение тренажеров и технических средств ориентировки на занятиях по физической культуре в школе для слепых детей // Дефектология. 1982. № 6. С. 80—82.

20. Сермеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М., 1983.

21. Солнцева Л. И. Особенности игровой деятельности слепых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1974. № 6. С. 66—73.

22. Стернина Э. М. Роль творческой игры в воспитании сле­пых и слабовидящих школьников // Дефектология. 1976. № 5. С. 52—57.

23. Хорош С. М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого до­школьника. М., 1983.

24. Школа движений / Под ред. В. И. Никитина, А. В. Симоно­ва. Екатеринбург, 1997.

25. Шлыков В. П., Семенов Л. А. Использование объемной кук­лы при освоении “азбуки движений” учащимися подготови­тельного и младших классов школы для слепых и слабови­дящих//Дефектология. 1983. № 6. С. 77—80.

26. Шлыков В. П. Применение обучающих программ при освое­нии двигательных действий детьми с глубокими наруше­ниями зрения // Дефектология. 1984. № 3. С. 65—68.

27. Шлыков В. П., Семенов Л. А. Использование средств нагляд­ности при обучении элементарным движениям слепых детей младшего школьного возраста // Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников. Сверд­ловск, 1990. С. 94—97.

28. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: