Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций




История развития профсоюзного движения

Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профес­сиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее зако­нодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 гг.) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «пре­ступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common law). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило го­сударство отменить уголовное преследование организации профсо­юзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Фран­ции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.

Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были при­знаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который дал определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрирован­ные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон про­должает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсо­юзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.

С образованием Международной организации труда (МОТ) и раз­витием международно-правового регулирования труда появились кон­венции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии кол­лективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная реко­мендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и разви­тия свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их призна­ние. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действую­щем КЗоТ РФ профсоюзам посвящена гл. XV, в которой закреплено право работников на объединение в профсоюзы (ст. 225), права проф­союзов (ст. 226), их полномочия по контролю за соблюдением трудово­го законодательства и жилищно-бытовым обслуживанием работников (ст. 231) и ряд гарантий их прав и деятельности.

Эта глава КЗоТ РФ подлежит ныне изменению в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности» от 12 января 1996 г.КЗоТ РФ имеет и в других главах ряд статей, предусматривающих права профсоюзов (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61, 63,73, 74, 83, 84,103 и др.).

Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройства предусмотрены также в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. от 20 апреля 1996 г.2 (см. ст. 21), а их права по охране труда закреплены также в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г/' (см. ст. 25). Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право созда­вать профсоюзы для защиты своих интересов». Она гарантирует и сво­боду деятельности общественных объединений, в том числе и профсо­юзов.

Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие органи­зации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

Все закрепленные в указанных актах права профсоюзовопределя­ют правовое положение или правовой статус профсоюзов.


Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций

Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах со­стоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I. Общие положения (ст. 1—10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11—23), гл. III. Га­рантии прав профсоюзов (ст. 24—28), гл. IV. Защита прав профсоюзов (ст. 29, 30), гл. V, Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заклю­чительные положения (ст. 32—33). Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулиру­ет отношения профсоюзов с органами государственной власти, местно­го самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ас­социациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, рабо­тодателей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений.

Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные фе­деральными законами.

Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие во­просы деятельности профсоюза, их объединений.

Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной проф­союзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориаль­ному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающе­му про4зессиональную специфику. Различаются их объединения и ор­ганы общероссийские, межрегиональные, территориальные (респуб­лик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных перегово­рах и заключении социально-партнерских соглашений.

Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорга­низации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объеди­нений, территориального профсоюза и их объединений, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.

Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгру­порг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на пред­ставительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, положением о первичной профсоюзной организации или реше­нием соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные предста­вители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обра­щаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза,

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотноше­ния между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими ор­ганами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящих­ся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1) являются организационно-управленческими отношениями.

Из легального понятия профсоюзов видно, что его основными на­правлениями деятельности, т.е. функциями, является функция пред­ставительства работников, и ее он осуществляет на всех уровнях его органов, и функция защитная по защите и повышению социально-тру­довых прав и интересов работников.

В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом о них, право на участие в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений).

Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную свою функцию — защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.

Права профсоюзов — это большое социальное завоевание трудя­щихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представ­ляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восста­новлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявля­ется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового зррава, при их примене­нии и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей.

Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социаль­но-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членрв, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (со­юзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских со­глашений на всех уровнях вплоть до федерального.

Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих пред­ставителей в коллегиальных органах управления организацией (пред­приятием, учреждением, организацией независимо от форм собствен­ности и подчиненности').



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: